#Этотдень Цыганский театр «Ромэн» впервые увидели оренбургские зрители

#Этотдень Цыганский театр «Ромэн» впервые увидели оренбургские зрители

10 мая 1933 года в Оренбурге начались гастроли московского государственного театра «Ромэн». Театр показал спектакль Александра Германа «Жизнь на колесах», «Фараоново Племя», «Между двух огней» (авторы не указаны). Всего было дано 10 спектаклей.

Это было первое знакомство оренбургских зрителей с творчеством столичных цыганских артистов. Для недавно созданного театра наш край также оказался в числе  премьерных гастролей. Пресса того времени никак не отреагировала на приезд будущей знаменитой труппы. На страницах газет можно только прочитать маленькое объявление, что в связи с плохой погодой  гастрольные спектакли будут проходить в помещении зимнего театра.

К моменту приезда в Оренбург цыганский театр «Ромэн» существовал всего только два года. Идея о его создании возникла в среде московской интеллигенции в  1930 году. Возникла она у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром – учеником В.Мейерхольда – Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский. 

24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ».

Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник – А.Тышлер, композитор – С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России. 

16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах». Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат,  а вчерашних студийцев стали называть актёрами.

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии