#Этотдень В этот день в 1944 году куклы Оренбургского областного театра отправляются на фронт

Вплоть до 15 сентября 1944 года Оренбургский театр кукол в составе 10 человек показывал спектакль «По щучьему велению» Елены Тараховской в войсках действующей армии Карельского фронта.

Фронтовой маршрут театра был сложным: Москва, Беломорск, Петрозаводск, Соу-Ярви, Рио-Товара, Эхкиля, Лепинь-Ельня, Валенкуля, Кочкома, по реке Чирко-Кемь. Вечерами ширму освещали фары машин, играли по 3 – 4 спектакля в день в напряжённой обстановке – в периоды короткого отдыха солдат до или после боёв. Играли в лесу, землянках, полевых госпиталях, палатках медсанбата, однажды даже в прачечной. Огромной популярностью пользовался спектакль «По щучьему велению» у солдат С 44 – 46 годы он был сыгран 350 раз! В каждой точке фронтового пути находились земляки. После спектакля они подбегали к артистам, старались пожать руки, поцеловать, хотя раньше не были знакомы. Просили после возвращения навестить их семьи, писали записочки и адреса. Артист Николай Плешков в своих воспоминаниях писал:

«Вечером играли спектакль у берега Онежского озера. Освещали ширмы фарами машин. Ужинали в землянке. Так продолжалась фронтовая жизнь… Из Петрозаводска, где мы играли в госпиталях, на батареях, в основном на воздухе, иногда спектакли прерывались из-за налетов, нас погрузили в битком набитый вагон и с бойцами перевезли на берег реки Соуярви… В тумане при переезде теряем дорогу. Раздают оружие, и наши женщины боятся брать автоматы. Берет только Богатырева. Она фронтовичка… Несколько дней играем вблизи финских частей. После нашего спектакля выступают солдаты. Еще никак не можем привыкнуть к перемирию, радуемся».

Казалось бы, какие куклы? Но в самые тяжелые дни войны зрительные залы школ, клубов были переполнены. Оренбургские куклы играли в эвакогоспиталях Оренбурга, Бузулуке, Бугуруслане, на руинах освобождённого Воронежа. И всюду их принимали восторженно. Спектакль «Неумирающий Антон» о несгибаемости русского народа в Воронеже окрестили «Бессмертный Антон», настолько он запал в душу зрителям, что приходили посмотреть его и дважды, и трижды. В тылу артистами было сыграно 182 спектакля, которые посмотрели 73 тысячи зрителей. Искусство театра кукол, народного, оптимистичного по своей сути, было востребовано. Свидетельств тому много, одно из них – бережно хранимая благодарность от лейтенанта из госпиталя: «Спасибо, друзья! За прекрасный час! За теплые чувства привета. Как радостно знать, что больная душа Родины лаской согрета!».

Семь человек из театра добровольцами ушли на фронт. Молодая актриса Анна Богатырева, игравшая восточную красавицу Будур в «Волшебной лампе Аладдина», из сказки отправилась в страшную реальность. После окончания в Сталинграде курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи она попала на передовую, в самое пекло. Вернувшись в Оренбург после ранения в 1944 году, Анна снова пришла в театр. Труппа пополнилась актрисой-фронтовичкой, награжденной медалью «За оборону Сталинграда». А вот актер Олег Циглер не вернулся с войны, погиб в Бресте. Последнее письмо от него датировано 20 июля 1941 года. 18-летним юношей добровольцем ушел на фронт комсомолец, электрик театра Николай Кашковский. Гвардии лейтенант, танкист Николай Федорович Кашковский погиб в 1945 году в боях за город Будапешт. Погибли, защищая Родину, актеры Иван Горин и Георгий Каскайкин.

Самоотверженный труд артистов был отмечен правительственными наградами. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» награждены восемь членов творческого коллектива. За работу на фронте актеры получили персональные благодарности от командования фронтом.

Материал подготовлен по книге заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского областного театра кукол Екатерины Шараповой «Люди и куклы».

Источник информации
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии