Шрифт
Цвет
Фото

#Этотдень Александра Жигалова: моя судьба переплеталась с судьбами персонажей

15 сентября ровно 90 лет назад родилась актриса Оренбургского драматического театра Александра Жигалова. Более 60 лет она посвятила его сцене. Александра Павловна и в свои 90 очень молода.

– Меня еще наш актер Виктор Павленко называл «зажигалка» за мой легкий характер. Я действительно веселый человек, таким же был мой отец, – рассказывает актриса в одном из интервью. – Но, были времена, когда приходилось и плакать. Мой муж (актер Владимир Бурдаков) пошел на работу и его убили буквально у входа в театр. Он просто заступился за женщину, такой человек был – не мог пройти мимо… Я плакала тогда не только в жизни, но и на сцене. Мы репетировали «Капитанскую дочку», я маму Маши Мироновой играла. Рыдала на самом деле, настолько свежа была боль утраты, и со мной рыдали все остальные актеры. Моя судьба переплеталась с судьбами персонажами. Так что, жизнь научила меня и плакать, и радоваться, – продолжает артистка.

Такой она и запомнилась зрителям. То хрупкой Дездемоной в шекспировском «Отелло», то жизнерадостной старушкой в пьесе Куни «Клинический случай», то красавицей Абигаль из «Стакана воды» Скриба. Всегда разной, но всегда цельной. Видимо этому её научила сама жизнь.

Ужасы войны она прошла, будучи подростком. Летом 1941 Александре не было ещё 12 лет. Через 3 месяца после начала Великой Отечественной в её родной Белгород вошли немцы. Вместе с родственниками она пряталась в подвале, когда их дом рассыпался, как карточный. Под адский грохот взрывов и выстрелов, в кромешном чаду и гари они выбирались из превращенного в руины города. Лишь ближе к зиме решились с матерью вернуться в освобожденный Белгород, на родном пепелище кое-как устроили что-то вроде лачуги. Там и нашел их отец, вернувшийся в конце 44-го с фронта после тяжелого ранения.

В 1946 будущая актриса училась в девятом классе. Однажды вместе с подружками прочла объявление: «Театр набирает вспомогательный состав». Целой компанией решили испытать удачу. Взяли только двоих – Шуру и ее подругу. Так и началась артистическая карьера Александры Павловны. Она не училась в университетах, проходила свои роли «на практике». Сначала в самодеятельной труппе, потом, волею судьбы – в профессиональной. Одно время подрабатывала в Белгородском театре парикмахером. Однажды во время гастролей, где Шурочка исправно пудрила и причёсывала артистов, театру по какой-то случайности пришлось задержаться. Чтобы зря не прошёл день, Шуре предложили спеть. Режиссёр был наслышан о её таланте. «Репертуар» самоучки сплошь состоял из песен Клавдии Шульженко. И конечно же был принят неизбалованной публикой, что называется, на «ура». Сразу после возвращения в родной город для Шуры сшили новый сценический костюм – тоже под Шульженко. И она пошла петь! Потом ей дали роль Вали Борц в спектакле о молодогвардейцах. И только после этого Шура была зачислена в труппу. А вскоре ей пришлось в срочном порядке вводиться во все спектакли вместо ушедшей в декретный отпуск актрисы.

В 1960-м на гастролях в Пятигорске Александру Павловну и её супруга приметил режиссер Иоффе. И переманил в Оренбург. Шестидесятые годы стали наиболее плодотворными не только для нее, получившей звание заслуженной артистки РСФСР, но и, пожалуй, для всего театра. Именно в эту пору театр мог позволить себе иметь сразу трех штатных режиссеров. И каких! Спектакли, поставленные Юрием Иоффе, Ириной Щегловой, Михаилом Нагли, до сих пор вспоминаются ветеранами сцены и любителями театрального искусства. Более полутора десятка лет проработали эти три «зубра» рука об руку, и каждый из них внес щедрую лепту в профессиональный взлет актрисы Жигаловой. Именно тогда проявились в ней разные грани дарования: ее артистическая самобытность, соединенная с большим житейским опытом, позволяла с необыкновенной достоверностью воплощать яркие женские характеры в самом широком диапазоне – от лирических героинь до острохарактерных персонажей. Сам образ актрисы стал в театре своего рода символом истинно русского национального характера.

В истории Оренбургского драматического театра Александра Павловна стала седьмой по счету среди народных артистов России и первой женщиной, которая удостоилась почётного звания. По сей день она остаётся неподражаемым примером для коллег и поклонников.

Материал основан на публикациях корреспондента газеты «Вечерний Оренбург» Надежды Емельяновой, заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского театра имени Горького Марии Рябцевой, специалиста по связям с общественностью Оренбургского театра имени Горького Юлии Талыковой.

Источник

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии