Степная столица в лицах: Андрей Горбань: профессия выбирается не умом!

Степная столица в лицах: Андрей Горбань: профессия выбирается не умом!

Победитель многочисленных исполнительских конкурсов, бесконечно влюблённый в свою профессию и в аккордеон Андрей Горбань мог бы блистать на столичных или зарубежных сценах. Но он сознательно выбрал Оренбург и путь преподавателя музыкальной школы. Почему?

– Выбор профессии делается не умом. Он совершается сердцем, душой. Ты не думаешь о том, сколько будешь зарабатывать, в каких условиях трудиться. О престижности не стоит вопрос. Самое главное – чтобы было интересно, чтобы дело тебя увлекало. У творческих людей свой мир. Да, мы получаем не так много денег, как если бы пошли в нефтяную или газовую отрасль. Но здесь совсем другая атмосфера, хочется постоянно находиться внутри неё.

– Я начал заниматься музыкой благодаря брату, он ходил в музыкальную школу, мне тоже захотелось. Правда сейчас он работает совсем в другой сфере. Три или четыре раза я бросал музыкальную школу, но всё-таки поступил в колледж. Там началось какое-то иное осознание музыки, первые конкурсы, победы. Самым запоминающимся был конкурс «Друг Баян» в Кургане. Мы играли дуэтом с Ольгой Логиновой.  Перед выступлением повздорили, а в ансамбле всегда слышно, какие отношения у его участников. Нам не понравилось, как мы сыграли. Мы обсудили «косяки» и собрались уезжать. Вдруг, оказалось, нам дали второе место! Мы были счастливы и удивлены. Наш дуэт концертирует и сейчас. В ансамбле мы понимаем друг друга без слов, по взгляду, и даже без взгляда. Вот когда появляется это чувство, из профессии уже не хочется уходить.

– В любом городе есть возможности для развития. После музыкального колледжа у меня стоял вопрос о том, выбрать преподавателя или город. Я мог бы поехать поступать в ВУЗ в столичные города и связать свою профессиональную жизнь с ними. Но мой выбор оказался в пользу преподавателя. И сейчас я понимаю, что не потерял, а приобрёл. Обо мне узнали, я получил невероятной глубины знания и навыки в своей профессии у Тамары Викторовны Новосёловой, преподавателя, у которого я учился с колледжа.

– Было бы интересно попробовать себя в качестве преподавателя в Южной Корее. Там преподавателей возводят в «ранг божества». Эта профессия очень ценится. Но уезжать из Оренбурга я особо не стремился. Здесь меня заметили, есть возможность для самореализации в Детской музыкальной школе №1, где я работаю. Я пробую создавать разные ансамбли, осваиваю новые инструменты. Сейчас я самостоятельно учусь играть на двух ударных инструментах: глюкофоне, который называют «интуитивным барабаном» и дарбуке. Очень хочется новые навыки передать детям, для развития слуха и чувства ритма.

 

Исполнители часто ассоциируют свои музыкальные инструменты с какими-то очень конкретными вещами. Мстислав Ростропович, например, говорил, что, когда играет на виолончели, представляет женщину. Что Вы чувствуете, когда играете на аккордеоне?

– Очень разные чувства. Со стороны всегда слышно, когда нет единения с инструментом, для меня важно сохранить то самое единство. Оно позволяет передавать настроение, это способ самовыражения. Я чувствую любовь, для меня играть на аккордеоне – всё равно, что говорить, так же естественно. Иногда именно на аккордеоне получается лучше выразить эмоцию или чувство, чем объяснить их словами. 

 

Есть ли какие-то ориентиры для Вас среди коллег-аккордеонистов?

– Прежде всего это – Сергей Осокин – один из ведущих аккордеонистов России. Он дважды приезжал в Оренбург вёл курсы повышения квалификации. Поразительный, всесторонне развитый музыкант, обладатель Кубка мира – престижнейшего мирового конкурса. По уровню это как Олимпиада для спортсменов. Он всегда играл классическую программу, потом освоил джаз, импровизацию. В одном из выступлений он играл на сцене что-то невероятное, я подумал, как можно выучить такое сложное произведение? Оказалось, что это чистая импровизация. Он состоялся как музыкант, преподаватель, но не останавливается и продолжает искать. Записывает свою музыку. Стремление к саморазвитию меня вдохновляет больше всего.

 

К какому саморазвития стремитесь Вы?

– Я также нахожусь в постоянном поиске. В дуэте с аккордеонисткой Ольгой Логиновой и сольно продолжаю участвовать в концертах, фестивалях. Но я считаю, что не обязательно ограничиваться лишь своей специальностью. Мне очень интересно делать инструментовку, писать переложения. Например, какое-то сочинение для фортепиано и скрипки переложить для двух аккордеонов. Также я пробовал себя в композиции. Меня очень увлекла работа аккомпаниатором в музыкальном колледже. Я аккомпанирую народному хору. В советское время это искусство было очень распространено, аккомпанировать умели многие музыканты. Внешне кажется, что это очень легко. Оказалось, наоборот, очень сложно. Искусство аккомпаниатора требует хорошего слуха. Хор только запел, а нужно уже сыграть, тут же сымпровизировать, подхватить. Сложно, но безумно увлекательно!

 

Как Вы относитесь к популярному эстрадному направлению исполнительского искусства?

– Когда я учился, пробовал себя и в эстрадной музыке. Первый, кто начал массово развивать это направление в России – Пётр Дранга. Для восприятия такой музыки, конечно не требуется серьёзной подготовки, она легче запоминается и ложится на слух публике. Для себя я выбрал классическую музыку. Но плюс направления в том, что оно привело к популяризации инструмента. Детям стало интересно, они изучают, что это за инструмент.

 

Как увлечь современных школьников искусством игры на инструменте?

В советское время по радио постоянно звучала народная музыка, народные песни, гармонисты. Это искусство было очень популярно, доступно и интересно всем. Сейчас ситуация иная. У меня занимаются трое учеников. Когда они впервые чувствуют вкус сцены, увлекаются, тогда появляется важный стимул заниматься. Я стараюсь преподносить детям всё в форме игры. Хочется, чтобы каждый ребёнок играл лучше всех. Развить музыкальность, чувство ритма, но на первом месте – человечность. Мы – не только преподаватели музыки, мы должны становиться учителями по жизни. На мой взгляд, музыкальная – такая уникальная базовая школа, которая помогает детям обогатиться духовно. Современным ребятам, погружённым в мир гаджетов, это особенно нужно. Мы видим, что многие приходят совершенно «зажатые». Тогда начинаем работать над уверенностью в себе, над голосом, учимся вести себя на сцене, преподносить музыкальное произведение. С каждым ребёнком – что-то своё. Хочется, чтобы дети творили, воспитывались в атмосфере классического искусства.

В тоже время мы сами у них учимся мудрости, простоте душевной, узнаём о каких-то новых веяниях.

 

В чём Вы видите будущее аккордеонной исполнительской культуры?

– Молодые композиторы сейчас пишут очень много музыки для аккордеона. В совершенно разных стилях: от неофолка – до минимализма. Тем не менее, я считаю, что будущее за академической музыкой. Ни одна другая так не обогащает человека.

Что в ближайших планах?

– Сейчас мы готовимся к выступлению на фестивале-конкурсе «Уральская Рябинушка». Прошлым летом я был на форуме «Таврида» в Крыму. Было бы здорово участвовать в подобных форумах, на них чувствуешь удивительное взаимопроникновение культур.

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии