Оренбургская Лира

Олег Ковалев

В традициях российской  благотворительности.

Представляем лауреата «Оренбургской лиры»

Быть меценатом непросто. В нынешних кризисных условиях – еще сложнее, а потребность в помощи острее. Тем большее уважение внушают те,  для кого  благотворительная деятельность – часть  жизненной  программы. И  это зависит не столько от материальных возможностей,  сколько   от способностей расставлять приоритеты. От внутреннего   понимания  значимости  этой деятельности для будущего. За такими меценатами  – традиции российской благотворительности.

 

 

Орск. Второй по величине город Оренбургской области -  столица Восточного Оренбуржья. Жесткие жизненные реалии  каким-то удивительным образом переплетаются здесь  с  бурным творческим началом, проявляющимся в самых разных формах. Здесь занимаются лучшие в области танцоры, проходят международные конкурсы пианистов и фестивали авторской песни - суровый рабочий город, в котором долгие годы существовал единственный в своем роде народный  театр оперетты. Театра этого сейчас нет, как нет и многочисленных ведомственных  Дворцов культуры, превратившихся  в торговые центры. «Замолчали», разорились, прекратили свою деятельность  некоторые   фирменные орские предприятия, которые когда-то поддерживали  и  свои творческие коллективы. 

Сегодня на  базе некогда  известного по всей стране Орского завода по обработке цветных металлов создано новое предприятие -  Орский вагонный завод. Здесь  начали осваивать выпуск грузовых железнодорожных вагонов и платформ. Через Оренбуржье проходит железнодорожный коридор страны в Азию и Европу, и в этом увидели   перспективу.

Возглавив новое  предприятие, Олег Валерьевич Ковалев увидел перспективу и в поддержке культурных начинаний.  Он увидел в городе театр, в котором ключом бьет жизнь! Театр, объединяющий поэтов, художников, музыкантов. Театр, куда ходит зритель. Где ставят  смелые театральные  эксперименты,  и где сегодня так многого не хватает! И он помогает с ремонтом  репетиционного зала, приобретает кресла для зрителей,  оборудование для театрального буфета, который не функционировал  более пятнадцати  лет. И вот уже  работает  театральное   кафе, а повара не устают изобретать всякие «вкусности». О,В.Ковалев  оказал большую  помощь по содержанию  самого здания театра  - на сумму более трех  миллионов  рублей.

На  столе у директора орской драмы, Владимира Васильевича Дорошенко, – проекты интерьеров нового театра. Однако,  глобальную реконструкцию, которая планировалась для этого областного театра,  притормозил  кризис. При слове «кризис»  Владимир Васильевич Дорошенко  возвращается ко времени, когда его директорская театральная карьера еще только начиналась. Помещение театра  было сдано в аренду тогда еще только зарождавшемуся классу предпринимателей, чтобы заработать таким, отнюдь не театральным образом на собственное существование. И подумалось:  «А почему бы ни зарабатывать  тем, чем мы можем?». Вернуть театру театр стоило немалых трудов – и физических, и моральных. Времена и сейчас непростые, но ждать, как уверяет  Виктор Васильевич Дорошенко,  совсем нет времени. А еще надо поддержать актеров наградами за успех  и отправить их на  очередной фестиваль, чтоб « мир посмотрели и себя показали». И он ищет помощников. Ищет и находит. Заражает своим оптимизмом и своей любовью к театру. Любовью к настоящему делу. И потому театр живет. В полную силу, и, порой,  вопреки предлагаемым обстоятельствам.

Что привело промышленника  Олега Валерьевича Ковалева помочь театру?  Может быть, понимание того, что  в промышленном Орске театр просто  необходим! И что театр этот  -   единственный на все восточное Оренбуржье, где живет сорок процентов населения области! Во всяком случае,  он сам проявил инициативу. На календаре был 2008 год.  И  сегодня в  орской драме  многие значимые  события  связывают  именно с его именем. О.В. Ковалев  учредил  ежеквартальную премию актёрам, помог с организацией ульяновских  гастролей. В  День театра   была  вручена  премия «отМАСКА» -  за лучшие актерские  работы. И это событие тоже прошло с его участием. Сегодня в театре освоена малая сцена. Сближение актеров со зрителями в камерной обстановке позволяет осуществлять новые проекты. Правительство области помогло  приобрести новое звуковое и световое оборудование для театра  - орчане вышли с проектом «Театр без границ» и  выиграли грант.

Спектакли, которые создаются в этом проекте, можно показывать не только на собственной театральной сцене, но и на выезде. Причем, далеко за пределами Оренбуржья. Такая счастливая судьба складывается у спектакля «Смерть Ильи Ильича». История очень знакомая, в театре нашли новый повод поразмышлять над тем, что так категорично, порой, определяется этим хлестким словом –«обломовщина».   Актер  Сергей Чиненов, сыгравший в спектакле Обломова,   получит  губернаторскую премию  за лучшую  роль года. Но это будет  потом. А вначале дипломный  спектакль   выпускника Театрального института имени  Щукина Сергея Тюжина «Смерть Ильи Ильича», вскоре после  орской премьеры,  показали  в Москве. Эта история жизни Обломова работа была замечена  в театральном мире – спектакль  имел успех! Критики отмечали, что «орский театр – живой, интересный». А поездка  театральной труппы в Москву стала возможна благодаря материальной поддержке председателя совета директоров ООО «Орский вагонный завод» Олега Ковалева.         

Сам Олег  Валерьевич постоянный зритель премьерных спектаклей. И, конечно, он  заботится о том, чтобы  такими же зрителями стали и  те, кто работает сегодня на новом предприятии  - Орском вагонном заводе.

Он достойно продолжает семейную традицию - родители   всегда с любовью и трепетом относились к российской культуре. Однажды в этой семье было принято решение   возродить ккачественное  иллюстрированное  издание «Столица и усадьба. Журнал красивой жизни»,  выходивший в России еще  в 1914-1917-й годы.  Миссия этого благородного дела –  сохранить семейные реликвии, красивую старину в усадьбах, в старых домах, сохранить нашу историческую память,  культуру предков и традиции,  а значит,  вещи и предметы, которые разрушены временем или самим человеком. В подзаголовке журнала  так и обозначено: «Возрождая традиции». Именно это красочное издание  я увидела на столе директора орского  театра Владимира Васильевича Дорошенко. Это был   для него  весомый  аргумент, убеждающий в долговременном сотрудничестве с меценатом О.В. Ковалевым, который продемонстрировал всей своей деятельностью и уровень образованности, и интерес,  и готовность помочь. Как оказалось, он  вовсе  не собирался становиться «спонсором на час» и продолжает  деловое сотрудничество с театром  в 2010 году.

Он понимает, что сегодня от всех нас зависит, каким будет наше общество завтра, какие духовные ценности и нравственные идеалы  станут определяющими для нового поколения и  видит в этом сегодня  большую задачу  искусства.

Подробнее