Шрифт
Цвет
Фото

Оренбургская Лира

Антон Власенко

Вечность мгновения и мгновение вечности

Свое 70-летие художник Антон Власенко отметил большой выставкой акварелей. Как говорит он сам, решил показать два контраста – свой ранний период, который сегодня кажется вполне авангардным, и то, что написал уже в 2010 году.

Это его решение было неожиданным для всех, потому что в оренбургский период своей жизни он больше работал маслом. Хотя, как выяснилось, начинал в своем творчестве именно с акварели. Он писал акварелью в начале 60-х, когда был еще студентом Краснодарского педагогического института. Именно акварельные листы привез тогда из Карелии, куда отправлялся на этюды, они и стали его дипломной работой. Акварелью продолжал заниматься в Карачаево-Черкесском педагогическом институте, где преподавал. «Каждый день я уходил в горы, писал грандиозность пространства, мерцающее свечение льдов, зубчатые вершины в золотом свете», – поведает он в своих воспоминаниях. И, возвращаясь сегодня к этому началу, подумает о том, что акварель в сущности никогда и не бросал. Просто переезд в Оренбург он связывает сегодня с тем самым неожиданным поворотом, которых было немало в его жизни! Сам художник объясняет этот поворот в творчестве особым душевным состоянием: «Наступил период философского толкования жизни: для чего мы живем, кто мы и откуда пришли в этот мир? Казалось, что это состояние можно было выразить только через эксперименты в живописи маслом. Окунулся в систему художнического мышления оренбургских художников и стал экспериментировать».

В его живопись вливается новая световая струя, меняя весь ее цветовой строй, в картины врываются яркие цветовые пятна, будоража воображение. Он писал новые работы, возвращался к старым этюдам. Он отвергал какие-то свои идеи и вновь обращался к ним. Пишет серию картин под общим названием «Странники». На одном из таких полотен среди идущих по степи, а может быть, по жизни, пацанов – он сам, по сей день считающий себя Странником. И сегодня художник Антон Власенко продолжает искать ответы на вечные вопросы: что же такое Вселенная и кто же такие мы во Вселенной?

Свою живопись представлял на многочисленных выставках, но как мастер акварели впервые показал себя на юбилейной выставке 2005 года. Она была настолько интересной, что привлекла внимание и зрителей, и профессионалов. Антон Власенко получил за нее губернаторскую премию «Оренбургская лира» – премию за достижения в области искусства.

Каждая серия его работ – очередной жизненный виток. Или очередное испытание.

Много акварелей написано в больнице, куда он попал после свалившегося на него несчастья. Потерял ногу и чудом остался жив. На календаре было начало 90-х, перестройка не только меняла многие представления о мире, но и (так уж совпало!) изменила всю его жизнь. Тогда он учился жить заново, запоем писал прямо на больничной койке акварели и этюды маслом. Перерисовал все букеты цветов, которые приносили в палату – так родился акварельный цикл под названием «Цветы друзей».

Как-то в разговоре он заметил, что хочет показать в своем творчестве три ступени познания мира: духовную жизнь, бытовую и космос, чувство бесконечности – то самое звездное небо, которое, как мечта!

«Космической» ступенью творчества стали работы, написанные в живописном селе Ташла, где течет маленькая горная речушка Кривой Ключ. Ташла словно вернула его в детство, а космос вдруг открылся в обыкновенном клочке земли с «графической вязью цветов», со своими травами и травинками. Некоторые уголки двора и вовсе напоминали тропические заросли, в которых бродили рыже-полосатые коты. Иногда начинало казаться, что он живет на Таити! Писал с утра до вечера. Любил сидеть у костра и смотреть на звезды. «Писал не этюды, а собственные мысли о жизни, красоте – о времени, уходящем, как вода в ручье» – так оценит Антон Власенко то свое состояние, когда начинало казаться, что и это место, и он сам – центр Вселенной. Он пишет «Вечернее солнце» и пытается в красках рассказать свой сон наяву – «Сон о Ташле». Картины, написанные в этот период, наполнены каким-то особым внутренним свечением – «Синее лето», «Белое лето», «Зеленое лето»…

К нему в мастерскую, где много книг, где все сделано своими руками и где всегда цветут цветы, часто приходят молодые художники. Это его ученики. Ему хочется «поставить их на крыло». И он уверен, что у них получится! При его участии в ДК «Россия» – студенческом центре ОГУ – открывается выставочный зал, и Антон Власенко становится его директором. Через этот зал прошли все оренбургские художники со своими групповыми и даже персональными выставками. Здесь часто устраиваются вернисажи и демонстрируются новые открытия! Он организовывает выставки и в университетском интернет-центре. Рождается очень перспективная, молодежная аудитория, а в городе появляются новые выставочные площадки. Открываются новые возможности для людей творческих.

Искусствовед А. Кантор напишет в одном из предисловий к каталогу живописи Власенко, что он стал одним из тех художников, которые «формировали лик современного искусства Оренбурга». Значительность этого определения подтвердил факт его биографии. Антон Власенко приехал в Оренбург в конце 70-х вместе с художником Владиславом Еременко, и именно они взялись тогда за создания Музея истории города. Около двух лет работали над эскизами, разрабатывали концепцию музея, изучали архивы, ездили в командировки во Львов, Киев. А когда на предприятиях выполнялись музейные заказы, добивались абсолютного соответствия музейных конструкций эскизам, вплоть до винтиков. Антон Власенко и Владислав Еременко стали авторами центральной росписи в музее города на набережной – «Оренбург в трех столетиях».

А сегодня город, который он давно считает своим, открывается для него из окна шестого этажа – его мастерская-дом расположена под самой крышей обычной пятиэтажки, где-то между небом и землей. «Она у меня словно корабль в бесконечном пространстве», – объясняет художник свои ощущения и пишет картины, рассматривая город с высоты птичьего полета. Слева направо переписал всю панораму! Один и тот же пейзаж, но менялось внутреннее состояние, менялся свет, смещались акценты – этот цикл получился поэтичным и даже имеет свое название – «Пленник северного окна».

В его картинах – много женских образов и есть даже целый цикл работ под названием «Святые грешницы». Он считает, что женщина – святая, потому что продолжает жизнь на земле. Но среди женских образов все чаще повторяется один.

«Я не просто художник, у меня есть Муза! Она рисует, даже пишет стихи, но главное, что она меня вдохновляет. Я и не думал, что у меня будет такое состояние!» – как-то очень бережно произнес он.

Свой новый цикл работ Власенко так и назвал – «Художник и Муза». А Муза увидела в нем эту способность видеть мир каждый день впервые и показала однажды в Ташле колоритную старую ольху – «неохватную, с искореженными сучьями». Он написал с ней несколько пейзажей. А может, это просто портрет души? Думы о прожитой жизни?

В оренбургском музее Т.Г. Шевченко выставлена экспозиция, рассказывающая о репрессиях. Среди экспонатов есть и фотография из семейного архива Антона Власенко – свадебное фото его отца и матери. Маму звали Анной, а отца – Антоном. Отец и вся родня по мужской линии были репрессированы в 1941-м, когда ему был всего год, они погибли в ссылке под Красноярском. А еще через четыре года умерла мать. Осталось пятеро детей. Художник восстанавливает родные лица и пишет всех по сохранившимся фотографиям и «по своей фантазии». Придает им в силу своего воображения характерные черты, чтобы запечатлеть в веках.

Серию холстов под общим названием «Репортаж из прошлого столетия. Холст. Масло» он показал на персональной выставке в театральном фойе Оренбургского драматического театра, открывающего свой юбилейный, 155-й сезон. Выставка получилась черно-белой, репортажной. «Делал жестко, графично – хотел воссоздать живописью эту документальность», – объясняет он свою концепцию.

А в сущности, всю свою жизнь художник Антон Власенко пишет одну большую картину – о доме, о красоте, о любимой женщине – о том, чего не довелось испытать в своем детдомовском детстве.

«Любая жизнь, какой бы длинной и сложной она ни была, сделана из единого момента, в котором человек находит раз и навсегда себя самого». Перечитывал Борхеса, и именно эти строки поставил эпиграфом к своим воспоминаниям, которые с некоторых пор стал записывать. Размышлял о себе, о жизни, пытаясь осмыслить мир и себя в этом мире. В нем обнаружился еще и талант рассказчика. Точно найденное слово помогает ему писать картины о том, что проживает в жизни, полнее выражать красками свои ощущения. Помогает почувствовать вечность мгновения и мгновение вечности. Ведь и рисунок, и колорит тоже надо… сочинять! Может быть, именно поэтому пытаться объяснить картину – занятие совершенно бессмысленное! Картину надо почувствовать!

 

Наша справка

Год рождения – июль 1940-го.

Свою первую картину написал в детском доме. Их в его жизни было пять.

Выпускник художественно-графического отделения Краснодарского педагогического института.

Учился в ассистентуре Московского художественного института им. Сурикова – работал под руководством известного мастера Е. Кибрика.

Член Союза художников. Лауреат губернаторской премии «Оренбургская лира».

В Оренбург приехал в конце 70-х из Карачаево-Черкесии.

Точка «О» – Оренбург – наметилась на его пути после знакомства с оренбургскими художниками в Доме творчества академической дачи.

Знаковая встреча – мастерская Геннадия Глахтеева.

Один из поворотных периодов в жизни – участие в творческом проекте «Академия Садки».

Один из любимых художников – Матисс.

Одно из любимых мест – оренбургское село Ташла как «путь к самому себе».

По складу души – философ, стремящийся воплотить в творчестве «три ступени познания мира».

Его сегодняшние устремления – «поставить на крыло молодых».

Его кредо – работать не покладая рук.

 

Подробнее