Многонациональная культура Оренбургской области

​​

Оренбуржье- один из самых многонациональных регионов России! Здесь сошлись множество дорог с запада и востока, и завертелось по пыльным дорогам колесо истории, и закружилось в степных ветрах время, и сошлись на нашей земле многие народы не рады вражды и ненависти, а пали дружбы, созидания и процветания.

Сегодня Оренбуржье объединяет представителей 126 национальностей. К основным национальностям, с населением более десяти тысяч человек, относятся представители девяти этнических групп: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва, чуваши, немцы, армяне. Каждый из них составляет культурный и традиционный колорит нашего степного края.

На территории Оренбургской области русские составляют почти 76% от общего числа населения. По данным этнографов, осваивать регион они начали в первой половине XVIII в. В 1734 году начала действовать Орен-бургская экспедиция, основными задачами которой явля-лись создание укреплённой линии на реке Яик и подготовка базы для развития торговли со Средней Азией. Так были ос-нованы крепости Орская, Бердская, Бузулукская, Верхне-озёрная, Сорочинская, Татищева, Тоцкая, Новосергиевская и др. В 1743 году был основан город Оренбург. Основную массу первых поселенцев составляли государственные крестьяне переселявшиеся находящиеся в поисках свободных земель, а также беглые, крепостные, помещичьи и так называемые «непомнящие родства и помещиков» крестьяне. Заселение происходило несколькими этапами: первой волной были переведенные на Оренбургскую линию самарские, уфимские и другие казаки, второй - беглые люди из Европейской части России. Наиболее массовое переселение в Оренбургскую губернию дали жители Тамбовской, Воронежской и Курской губерний. В последующие периоды количество русского населения увеличивалось как за счет переселенцев из сопредельных территорий, так и благодаря естественному приросту русской популяции. И вплоть до нынешнего времени Оренбургский край носит название «русский коридор», являясь своеобразным мостом между Европейской Россией и Сибирью, Европой и Азией. Все это повлияло на разнообразие обрядов и обычаев, которые отражают священное взаимодействие человека и природой. Пример тому Троицкий обряд. Его до сих пор проводят во многих русских селах области.

Сейчас мы увидим уникальную реконструкцию Троицкого обряда под названием «Ходить с венком». Троицкий обряд один из самых красивых традиционных русских праздников. Проходил он на 50 день после Пасхи. Праздник Троицы – это праздник встречи весны и лета. У русских это время было особенным, время надежд на хороший урожай в поле. Православный праздник троицы в народной традиции хранит свою архаическую, женскую основу. В этот день девушки могли определить свою судьбу, вот почему у праздника есть женский символ-береза, иногда ее заменяли на другое дерево.

​​

Реконструкция Троицкого обряда под название «Ходить с венком»

На территории Оренбургской области проживают около 10 тыс. человек белорусской национальности.

Появление белорусов здесь обусловлено переселенческим потоком, который особенно активно происходил в ХIX– начале ХХ вв. В степной край они приезжали жить и работать, как многие представители других народов. В 30-тые годы прошлого столетия, белорусскими были целые поселки. Только в Грачевском районе проживало более 700 белорусов.Меняется облик Оренбуржья, жизнь становится более динамичной, и сегодня Оренбургские белорусы проживают практически во всех городах и районах области.

Традиционно белорусы отмечают такие праздники как: масленица, зазывание весны, день Ивана купало. Характер и традиционный уклад белорусов Оренбуржья отражает их быт.

 

Характер и традиционный уклад белорусов Оренбуржья

Украинцы 4 по численности народ Оренбуржья. Они составляют 2,5% от общей численности населения, проживающего в области. Первые поселения возникли в период с 1737 по 1742 гг., одно из них Илекский городок на левом берегу Яика в устье реки Илек. Украинцы принесли с собой высокую культуру земледелия, а также стали развивать в Оренбургских степях свиноводство, огородничество, бахчеводство и различные народные промыслы.

В целях этнокультурного развития украинцев Оренбуржья в 1992 г. в области была создана украинская культурно-просветительская общественная организация им. Тараса Шевченко. Всего в городах и районах области действует 15 украинских национально-культурных общественных объединений.

Особый интерес у писателей и этнографов всегда вызывала украинская хата.

Что как ни сказка отражает культурный код национальности. Сейчас вы прослушаете украинскую сказку «Дивчина-тростинка». Сказку рассказала методист Культурного комплекса «Национальная деревня» Валентина Глухенько. Сказка рассказывает нам о том, что счастливым может стать тот человек, который умеет любить, приходить на помощь в трудную минуту, быть честным, благородным и творить добро.

Украинская сказка «Дивчина-тростинка»

На территории Оренбургской проживают более 46 тысяч башкир, что составляет 2,3% от общей численности региона, особенно велика их доля в Красногвардейском и Саракташском районах, Кувандыкском и Гайском городском округах. У оренбургских башкир сохранялись семейно-родственные этнические группы, называемые ара, аймак, туп. Религия башкир- ислам, национальный язык-башкирский относится к кыпчакской ветви тюркской группы. Сохранению и развитию языка способствуют башкирские национальный коллективы, а в 47 общеобразовательных учреждениях в различной форме изучается родной язык. Ежегодно на территории области проводятся праздники башкирской культуры. Башкирский быт, обычаи и традиции очень интересны и имеют свои особенные черты, что отличает башкир от других народов тюрков.

Стиль башкирского костюма определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов.

Стиль башкирского костюма

​​

Мордва поистине является уникальным этносом России, которую объединяют народы мокша и эрзя. В Оренбуржье мордовское население насчитывает примерно 38682 человека, что составляет почти 2% от общей численности.

Мордва активно начала заселять край в нач. 18 в. перебравшись сюда из Среднего Поволжья началось. В 1866 г. в Оренбургской губернии насчитывалось почти 10 тыс человек мордовской национальности.

Селились они частично в деревнях возникши до их прибытия. Иногда мордовские поселения создавались на новых землях. Предки нынешней мордвы называли свои села на родном языке, за частую по фамилиям переселенцев. В настоящее время морд­ва про­жи­ва­ет в Орен­бур­жье по­все­ме­ст­но, более чем в 200 пунктах, но большая часть сосредоточена на се­ве­ро-за­па­де в Аб­ду­лин­ском, Бу­гу­рус­лан­ском и Се­вер­ном рай­о­нах. Именно в Бугуруслане работает общественная организация эрзи и мокши «ЛисьмапрЯ». Также действует общественная организация «Мордовский культурный центр». В 4-х школах Асекеевского, Бугурусланского, Северного, Абдулинского районов мордовский язык изучается как родной. В Домах культуры области работают 79 мордовских самодеятельных творческих коллективов. Символом сохранения и популяризации национальных традиций является мордовское подворье, которое находится на территории музейного комплекса «Национальной деревни».

Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Так называют и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные повествования. Персонажем многих фольклорных произведений мордвы является медведь. Он самый сильный зверь лесов, их повелитель.

Сказки в мордовском фольклоре

Казахский в Российской федерации коренной народ. десятым по численности среди всех этносов страны. На территории Оренбуржья они занимают третье место и составляют 6 % от общей численности населения области. Первые упоминания о казахах Оренбургской губернии относятся к 1744 г. На современной территории Оренбуржья они компактно проживают в Домбаровском, Ясненском и других районах Восточного Оренбуржья. Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи. В целях этнокультурного развития казахского населения Оренбуржья в области созданы и действуют 12 национально-культурных общественных объединений. Казахские общественные организации действуют в Оренбурге, Акбулакском, Домбаровском, Новоорском, Беляевском, Адамовском районах. Казахский язык преподается в 74 образовательных учреждениях области с общим охватом учащихся 1000 человек. В Домах культуры области работают 74 казахских творческих коллективов; ежегодно в местах компактного проживания казахского населения проводятся праздники и фестивали национальной культуры.

Все особенности самобытной культуры нации в полной мере воплощают в себе народные праздничные обряды. Казахская культура изобилует ими.

Прямо сейчас мы расскажем об одном из главных казахских обрядов, который связан с важным событием в семье.  Дело в том, что в старину казахи не стригли волосы своим детям до исполнения им 4-5 лет, а первой стрижке ребенка родители придавали особое значение. По этому случаю они устраивали специальное празднество – шаш алу.

Специальное празднество «шаш алу»

На сегодняшний день количество немцев в Оренбургской области составляет более 12 тыс. поэтому показателю регион занимает первое место в приволжском федеральном округе и 10 в России.

Первые упоминания о немцах в Оренбургской губернии относятся к XVIII веку. Это были колонисты, заселявшие Поволжье по приглашению императрицы Екатерины II. Земли в губернии для немецкой колонизации были выделены манифестом еще в 1763г. Все немцы, проживающие на Оренбургской земле, являлись выходцами из Саратовской, Екатеринославской и Таврической губернии. Они селились компактно, парой переезжали целыми селами. Первые переселенцы появились в сегодняшнем Красногвардейском районе. В исторические перспективы это были Оренбургский, Орский, Тоцкий, Троицкий, Челябинский уезды Оренбургской губернии. В настоящее время в области работают 9 Центров немецкой культуры они проводят большую работу по сохранению и приумножению национальных традиций. В регионе проводят Дни немецкой культуры, День немецкой семьи, торжественно отмечаются Пасха, День благодарения, Рождественские праздники.

Характер и традиционный уклад немцев Оренбуржья отражает их быт.

Характер и традиционный уклад немцев Оренбуржья

Чувашское население составляет менее 1% от общей численности проживающих в Оренбуржье. На территории губернии первые чуваши переселялись из Закамья, Самарарского Заволжья и др. В 18–19 вв. чувашских крестьян, имевшая вольный характер, регулировалась государством. Часть чувашских колонистов вошла в состав Оренбургского казачества. Территориально они расселены в Абдулинском и Сорочинском городских округах, Грачёвском, Курманаевском, Тоцком, Матвеевском и Бугурусланском районах. В целях сохранения и развития чувашской культуры и родного языка, традиций, обычаев и обрядов в области созданы и активно действуют 6 чувашских национально-культурных общественных объединений. Традиционным стало проведение Дней чувашской культуры, посвящённых дню рождения чувашского просветителя Ива́на Я́ковлевича Яковлева.

Обрядовые действа, костюмы, традиционные угощения, исполнение песен – все является уникальным этнографическим материалом и культурным наследием чувашей, проживающих на территории Оренбургской области. И прямо сейчас вы станете свидетелями настоящего чувашского свадебного обряда «Хер енчеперемеш куне» (Свадьба – первый день у невесты).

Свадебный обряд «Хер енчеперемеш куне»

В 100 населенных пунктах Оренбуржья проживают более 150 тыс татар, что составляет 7.5% от общего числа населения региона. Татары стали переселяться в оренбургские степени в начале 18 в. Так в начале 1744г казанские татарские купцы, люди торговые и зажиточные, обратились к первому губернатору Ивану Неплюеву с предложением поселится при новом городе, с условием освобождение от рекрутской повинности и дозволения свободно строить мечети, и исповедовать свою религию. Разрешение на это было получено. Оренбургской области татарское население занимает второе место по численности после русских. Асекеевский, Абдулинский, Матвеевский, Сакмарский, Шарлыкский и Пономаревский район является местами компактного проживания татар. Мощный религиозный, образовательный и культурный татарский центр формировался в Коргале, создавая и поддерживая возле себя национальное культурное пространство. На рубеже XIX–XX вв. объединяющая роль перешла к Оренбургу, где развивался процесс обновления татарской культуры, проходило становление национальной драматургии и театрального искусств. Сегодня в Оренбургской области созданы и активно работают 226 татарских творческих коллектива

В регионе созданы 9 татарских национально-культурных объединений. Оренбургские татары отмечают все главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и Сабантуй. Поселение татар с первых дней заселения в Оренбуржье сохранили свою самобытную культуры, обычаи и уклад жизни.

Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. Подробнее мы узнаем из видео.

Татарский национальный костюм

На территории Оренбуржья проживает более 10 тыс армян, что составляет чуть больше половины процента от общей численности населения региона. Первые представители армянской диаспоры обосновались на Оренбургской земле в 18 вв. Армяне были немногие из народов, кто получил привилегию Анны Ионовны торговать в бедующей оренбургской губернии. Привлек их к переселению соплеменников древнего народа на просторы степного края основатель губернии И.И.Неплюев. Сегодня армяне проживают практически во всех крупных районах, в Оренбурге, Орске, Бузулуке. Каждый год в апреле армянский народ Оренбуржья отмечается праздник «Виноградная лоза», с участием национальных армянских коллективов, которые своим творчеством развивают и продолжают традиции своего народа.

Традиционные армянские дома обладают рядом особенностей. Армянский праздничный, национальный костюм (тараз) – отражение менталитета нашего народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нашей нации. Обо всем по порядку мы узнаем из видео.

Армянский праздничный, национальный костюм (тараз)

​​Оренбургская область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России. Для Оренбургской области характерно сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов, национальностей, проживающих здесь.