Шрифт
Цвет
Фото

#Этотдень В этот день концертная бригада артистов из Чкалова отправилась на фронт

11 ноября, 10:35

11 ноября 1941 года на фронт отправилась концертная бригада артистов. Актёры эвакуированного Ленинградского малого оперного (МАЛЕГОТ), Оренбургского (Чкаловского) драматического театров, а также работников цирка и эстрады выехали из Чкалова в распоряжение Северо-Западного фронта. За 28 дней бригада дала более 50 концертов. 6 из них – в пути следования – в теплушках воинских эшелонов, направляющихся на фронт.

– В моём альбоме бережно хранятся вырезки из фронтовых газет с отзывами зрителей, выражающими признательность за эти концерты, – вспоминала артистка МАЛЕГОТА Елена Красовская. – Я вспоминаю с волнением те часы, когда где-нибудь в блиндаже своим творчеством давала бойцам заслуженный отдых после жаркого боя.

Это была далеко не единственная поездка эвакуированных ленинградских артистов на поле боя. «Чкаловская коммуна» за сентябрь 1944 года гласит: «Военно-шефская работа всё время занимала и занимает почётное место в работе театра. С первых дней войны театр направляет в действующую Красную Армию лучших своих представителей. За время войны послано на фронт 9 бригад. На стационаре дано свыше 20 шефских спектаклей, около 1000 концертов, в госпиталях организовано свыше 2000 выступлений». С благодарностью вспоминали фронтовики выступления концертных бригад. С большим уважением и восхищением отзывались о работе МАЛЕГОТА в годы войны чкаловцы. Для жителей спектакли и концерты эвакуированной труппы были своего рода «подарком судьбы». Многие зрители впервые познакомились с оперой и балетом благодаря ленинградским артистам.

В Чкалове труппе был отдан Театр музыкальной комедии, который первое время служил артистам и домом. На обустройство ленинградцам дали меньше двух недель, и уже 16 сентября 1941 года здесь состоялась первая репетиция, а 20-го – первая чкаловская премьера МАЛЕГОТа: новый сезон открыли «Черевичками» Петра Чайковского. Затем начались концерты театрального оркестра, а со временем в Чкалове возобновили почти весь балетный репертуар театра: были поставлены спектакли «Кавказский пленник», «Фадетта», «Коппелия», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Тщетная предосторожность». А так как сцена чкаловского театра была значительно меньше ленинградской, спектакли адаптировались под новые условия, а декорации возобновлялись силами художников Мешкова и Кобышева.

Правда, к операм местные жители привыкли не сразу. Вот, что записал арфист Иван Пономаренко в своём дневнике в 1941 году: «Вечером шёл балет «Кавказский пленник», кажется, впервые для Оренбурга, ибо с музыкально-театральным искусством этого вида жители города совершенно не знакомы. Балет не имел никакого успеха. Говорят, зрители остались в недоумении и наивно спрашивали друг друга: «Отчего артисты не поют и не говорят? Очевидно, они простудились на демонстрации?» Похоже на анекдот».

Позже чкаловцы полюбили и охотно посещали спектакли. Как и в Ленинграде, самым популярным спектаклем МАЛЕГОТа оказался «Цыганский барон», однако за три года эвакуации в репертуаре театра появились почти два десятка классических оперных названий, среди них – «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички», «Царская невеста», «Кармен», «Травиата», «Тоска», «Риголетто», «Паяцы», «Чио-Чио-сан», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта», «Проданная невеста». Театральная жизнь в эвакуации была далека от идеальной, она значительно осложнялась неустроенным бытом. Артистам и другим сотрудникам МАЛЕГОТа приходилось выкручиваться всеми способами, чтобы не голодать. Многие жители города настороженно отнеслись к приезжим, неохотно принимали эвакуированных в свои квартиры.

«C утра, как и все артисты, ходил с женой по городу искать комнату», – написал арфист Пономаренко 6 сентября 1941 года.. «Дома в большинстве маленькие, одноэтажные, часто вросшие в землю. Пыль классическая. Комнат нет, а если где и пускали, то одиночек или двух человек, не позволяя стирать белье, пользоваться кухней. С ордерами на жилплощадь борьба и вакханалия. Здешние аборигены враждебно настроены против эвакуированных и беженцев. Приезжие-же вызвали вздорожание продуктов питания, обострили жилищный вопрос и пр. Вселение в комнаты часто происходит при помощи милиции. Сегодня артист Пеляйнен рассказал, что его приход в назначенную ему по ордеру квартиру вызвал целую бурю страстей и длиннейший монолог в шекспировском стиле со стороны хозяина. Этот гражданин кричал, хрипел, плакал, разодрал свою шапку (трагически бросил ее на пол), и наконец заявил, что он, Пеляйнен, поселится в его доме, лишь «перешагнув через его труп»…».

Несмотря на все невзгоды и неустроенность, артисты после окончания войны, с любовью вспоминали годы, проведённые в Чкалове. Многие из них именно в эвакуации пережили расцвет своего творчества. Особенно запала в душу ленинградцам трепетная любовь зрителей к театральному искусству.

«Все эти три года нас не покидал подъём в работе. Этим мы обязаны той громадной любви к музыке, к опере, которую проявил наш многообразный чкаловский слушатель-зритель. Этот зритель оказался чутким и внимательным, взыскательным и благодарным. Словом, это наш советский зритель, для которого так радостно работать!», – писал артист Александр Модестов.

Материал создан на основе газетных публикаций «Чкаловская коммуна» и статьи «Михайловский театр в годы блокады: эвакуация, незаконная торговля и «Цыганский барон» в Чкалове» Аллы Бортниковой.

Автор: Марина Бошина