10 января, 10:00

#Чтоскрываетнатюрморт В Оренбургском музее изобразительных искусств продолжается выставка натюрмортов из Эрмитажа

#Чтоскрываетнатюрморт В Оренбургском музее изобразительных искусств продолжается выставка натюрмортов из Эрмитажа

10 дней осталось до завершения выставки «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков». Напомним, 41 полотно из коллекции именитого музея предстало жителям и гостям города впервые, благодаря платформе «АРТ-ОКНО». «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков» состоит из натюрмортов голландских и фламандских живописцев. Среди картин экспозиции – «Закуска».

Голландский натюрморт XVI–XVII веков – своеобразная интеллектуальная игра. В ней каждый зритель может разгадать определённые символы и смыслы. На полотне «Закуска» Виллема ван Алста – традиционный для этого художника «набор». Сельдь, перья зелёного лука, булочка и бокал вина с виноградной гроздью. С одной стороны, сельдь была неотъемлемым символом изобилия, процветающей экономики Голландии, буквально её национальной гордостью. Её писало множество художников. Но в тоже время, разрезанная выпотрошенная рыбка могла символизировать бренность человеческой жизни, «memento mori»  – излюбленную формулу живописцев того времени. В пользу этой трактовки говорят и беспомощно повисшие перья зелёного лука. А вот на заднем плане изображены бокал вина и нетронутая виноградная гроздь. Эти символы обозначали тело и кровь Христа. Они противопоставляют быстротечности всего земного бессмертие души, которое следует после суетной жизни. Кроме обилия аллегорических подтекстов картина богата чисто живописными достоинствами. Мастерски подчёркнут контраст форм — ломкие перья зелёного лука, отливающая серебром рыба, рыхлая охристо-коричневая булочка и стеклянный бокал обыграны художником чрезвычайно тонко.

Мнение об авторстве картины неоднократно менялось. При поступлении в Эрмитаж в конце XVIII века ее приписывали кисти фламандского живописца Яна Фейта. Позднее полотно было определено как произведение неизвестного художника голландской школы. Сравнение с картиной «Завтрак с устрицами и селедкой» позволило исследователям отнести эрмитажное полотно к работам Виллема ван Алста. Судя по старой наклейке, сохранившейся на обороте холста, в XIX веке картина украшала столовую императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.

Для справки.

Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. 1764 год считается датой основания Эрмитажа, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины.

О культурной платформе АРТ-ОКНО.

В 2017 году в малых городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» учредил фестиваль искусств АРТ-ОКНО. С целью содействовать развитию культуры в малых городах с 2019 года командой фестиваля было принято решение развивать проект в формате культурой платформы. В центре внимания промышленные города: Старый Оскол, Губкин, Железногорск и Новотроицк. Основа программы — проекты в области культуры, которые, формируя новое мышление горожан, способствуют развитию территорий. Ежегодно команда платформы реализует более 200 профессиональных и зрительских культурных мероприятий. Программа разрабатывается с учетом результатов социологических исследований.

 

 

Автор: Марина Бошина

Теги: Выставки

Комментариев: 0