Шрифт
Цвет
Фото

Степная столица в лицах. Анна Иванова: балалайка – это часть меня

28 января, 09:18

Анна Иванова – единственная выпускница Оренбургского института искусств по классу балалайки в этом году. Но дело не в количестве, а в качестве. Анну уже хорошо знают в Оренбуржье и за его пределами. 18 февраля она представит публике свой второй сольный концерт в филармонии.

– Балалайка лучше всего передаёт колорит русской души, такого больше нигде не услышишь. Мои друзья говорят, что на концертах их «пробирает до мурашек». Сейчас народное искусство начинает возрождаться, появляются молодые композиторы, которые пишут музыку для народных инструментов, популярные исполнители.

  • Балалайка считается сравнительно молодым музыкальным инструментом

Первое письменное упоминание о нём содержится в документе 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»: «в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили»

Другое упоминание балалайки относится к 1700 году в связи с дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Само слово «балалайка» по мнению исследователей связано с

общеславянским * bolbol и говорит о родстве с балакать, балагурить,

то есть передают суть инструмента, как лёгкого, забавного,

 «бренчливого».

 

– Аудитория всё ещё ассоциирует этот инструмент с русскими песнями. Народ у нас любит «Калинку», «Полёт шмеля» всё народное, понятное, «два притопа, три прихлопа». Но ситуация меняется. Анатолий Кусяков – мой любимый композитор. Это современный автор, про такую музыку часто говорят: это «непонятно что», странные звучания. А я наоборот его люблю, чувствую эту музыку. Я считаю, что будущее этого искусства – классическая музыка, соединённая с популярной. А вообще балалайке доступна и классика, и джаз. Очень интересное звучание у электро-народных инструментов.

 

О себе

– В институте я сейчас на своём факультете учусь одна, в колледже 3 человека. Я учусь у мамы. Возможно какая-то часть мастерства и передаётся вместе с ДНК, но это прежде всего упорный труд.  Если ты дело своё любишь и трудишься, тогда всё получится. Изначально меня в музыкальную школу повела мама. В колледже были сомнения, я хотела бросить занятия, но потом решила, что раз я уже столько лет посвятила инструменту, то надо продолжать. А когда начинаются сольные концерты, конкурсы, уже хочется играть больше и больше, это затягивает. Сейчас я уже не представляю своей жизни без балалайки, она – словно часть меня.

Об инструменте

– Среди балалаечников очень ценятся инструменты Марка Купфера. Их всего 16 в мире, они ценятся также, как среди скрипачей работы Страдивари.

 

  • Марк Купфер – известный инженер-конструктор вертолетов, лауреат Государственной премии. В 1970-1990 годы он увлёкся построением балалаек. Обладая прекрасным тембровым слухом и аналитическим складом ума, Купфер сумел обобщить опыт предшественников и создал 16 прекрасных инструментов с семиклепочным корпусом уплощенной формы.

 

Но эти балалайки безумно дорогие, и их не так много. Я покупала инструмент у современного мастера. Обычно балалайки делаются из ели. Чем тоньше ель, чем ближе прослоечки-чёрточки, тем лучше звучит инструмент. В Москве есть конкурс мастеров, на которых выставляются балалайки, домры, там жюри отбирает лучшие по звучанию инструменты. У меня мастеровой инструмент потомственного мастера Всеволода Родина, он участвовал в конкурсе несколько лет назад, занял там 1 место.

О конкурсах и концертах

– Я участвовала во многих международных и всероссийский конкурсах. В отличие от концертов, на конкурсе важна сухая выверенная игра, чтобы не было «грязи», чисто математически всё было выстроено. Априори надо выкладываться. На конкурс идёшь дрожишь, лишь бы лишней ноты не зацепить. На концерт приходишь совершенно с другим настроем. Концерт – это приятно. Да и души здесь больше. Из самых запоминающихся в моей жизни был концерт в храме Христа Спасителя. Меня отобрали среди стипендиатов фонда «Новые имена» Дениса Мацуева, и я играла сольно. Из Оренбурга на этом концерте я играла одна.

О карьере

– Сольная карьера – это прямо как «в космос полететь», поэтому хотелось бы играть в оркестре. Пока присматриваюсь, оркестры в Москве и Санкт-Петербурге легко можно найти. Этот год у меня очень сложный. Три сольных концерта с разной программой, ещё и выпускные экзамены: нужно всё держать в пальцах и в голове.

Автор: Мария Бошина