Шрифт
Цвет
Фото

Бессмертный полк культуры: актриса театра кукол Анна Богатырёва

15 апреля, 17:35

У молодой артистки Анны Богатырёвой (15.02.1915 – 29.01.2003) к началу Великой Отечественной была любимая работа и роли в Оренбургском театре кукол, которые она играла с увлечением: кукла Рита в «Большом Иване», Заяц в агитке «Фашистских гадов бей, как надо», восточная красавица Будур в сказке про Аладдина.

Но всё-таки они, наши дорогие бабушки и дедушки, не могли спокойно спать, когда речь идёт о защите Родины. Услышав от коллеги Музы Князевской рассказ о том, как подруга ушла добровольцем на фронт, Анна Богатырёва решилась. После репетиции она пришла с заявлением в Районный комитет комсомольской организации. В 1942 году она добровольцем отправилась на фронт.

В Сталинграде окончила вместе с другими девушками-добровольцами курсы воздушного наблюдения, оповещения и связи. Попала в самое пекло: вместо репетиций, спектаклей, аплодисментов благодарных зрителей – свист пуль, взрывы бомб, смерть однополчан. Это удивительное поколение умело подчинять свои желания общему – тому, что нужно стране. Всего шесть девушек было в составе дивизии, которой после тяжелых сражений было присвоено звание Гвардейской. Анну Богатыреву и пятерых ее подруг за отличное выполнение заданий командования наградили медалью «За оборону Сталинграда».

Первая публикация о Богатырёвой в газете появилась в 1943 году, но совсем не о ролях. О фронтовых буднях, о стойкости, о мужестве Анны Богатыревой, связистки Сталинградской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии. Позже, актриса Оренбургского театра кукол вспоминала:

– С возвышенности, где находился наш наблюдательный пункт, хорошо был виден Сталинград. Перед глазами раскрывалось прекрасное зрелище и радость наполняла сердце, что мы помогаем охранять этот величественный город от фашистских стервятников. Сначала было не так страшно. А потом, когда начались массовые налеты на Сталинград, пришлось пережить тяжелые дни. В последних числах августа 1942 года мы на всю жизнь запомним этот день, когда немцы приближались к городу-герою, шесть немецких танков, прорвав первую линию обороны, пошли прямо на нас, мы следили за действиями танков и оповещали командный пункт. Чувство ненависти к врагу было сильнее страха и победило его.

Вернувшись в 1944 году после ранения в Оренбург, Анна снова пришла в театр. И вместе с ним вновь отправилась на войну. На Карельском фронте оренбургские кукольники играли в частях и подразделениях переднего края. В госпиталях показывали спектакль «По щучьему велению». И хотя совсем вроде бы мирным делом занимались, война не давала о себе забыть: щемило сердце, когда приходилось играть для раненых, лежащих на сеновалах. Иным под головы сено подкладывали, чтобы было лучше видно. Или, когда земляки-оренбуржцы трогательно обнимали и целовали артистов из родного города, писали записочки, совали посылочки фото с фронта своим, домой. Однажды, когда при переезде на передний край сбились с дороги, стали всей группе раздавать автоматы, женщины-актрисы отказались, не умели с ними обращаться. Взяла только Аня Богатырева, ей это было делом знакомым. Кукла и автомат в одних и тех же руках – женских.

Вскоре после Победы у Анны Александровны родилась дочь, трудно стало совмещать кочевую жизнь актрисы с воспитанием дочери, и она решила уйти из театра. С тех пор, с 1950 года, на сцену не вернулась, но в душе любовь к искусству, равно как и фронтовые воспоминания, оставили неизгладимый след.

– Она чудесная, добрая, очень деятельная была, – вспоминает о героине внучка Анны Богатырёвой, художник Яна Ческидова. – Все её любили. Мы жили вместе после свадьбы 12 лет и наши друзья её очень любили, уважали. Воспоминаниями она не делилась, но я запомнила, что на вопрос мой «страшно ли было?», ответила, что нет, просто жили... Когда бомбили, то бежишь по полю и смотришь, чтоб не на тебя снаряд упал. И это в моей голове теперь живёт, как кусок её жизни. Просто молодые девочки, рядом смерть.

Материал создан на основе публикаций заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского областного театра кукол Екатерины Шараповой.

Автор: Марина Бошина