17 апреля, 12:39

Бессмертный полк культуры: «Фронтовые этюды» артиста Оренбургского театра кукол

Бессмертный полк культуры: «Фронтовые этюды» артиста Оренбургского театра кукол

Актёр Оренбургского областного театра кукол Виктор Жидков (4.02.1926 – 11.01.2004)

запомнился коллегам своим «ершистым» характером.

– С Жидковым было трудно работать, но у него было чему учиться, – говорили артисты, с воодушевлением вспоминая его Летчика из «Маленького принца», Адама из «Божественной комедии», Белого Отца из «Золотого коня», Ганимеда – слугу Пигмалиона из «Прелестной Галатеи». До сих пор помнят в театре, как на фестивале в Тюмени зал стоя аплодировал его Вороне – крошечной роли в спектакле «Солнышко и снежные человечки».

Сам Жидков, напротив, редко бывал доволен своими ролями. Может быть от самоедства, а может быть от нераскрытого в полной мере потенциала. Современники считали, что он легко мог бы стать драматическим артистом. Была в Жидкове и острота переживаний, и глубина мысли. Хотя он редко бывал доволен собой, в театре кукол играл с полной отдачей. Ему артист отдал 30 лет жизни. Когда он, перепробовав множество профессий, пришёл на его сцену, за спиной были фронтовые годы, полное трагических лишений детство…

Отец Виктора Жидкова погиб в 1942-ом году, мать и сестру фашисты угнали в Германию. 15-летний паренёк надолго запомнил руины Сталинграда, в которые превратились памятные с детства места: кинотеатр «Ударник», цирк, который он обожал, любимые и родные улицы, дома. Вернувшись из эвакогоспиталя, он мечтал об одном – попасть на фронт! Хотелось отомстить за родных. Обозлённым 17-летним юношей Виктор оказался на передовой в пулемётной роте. Его война, как он сам скажет позже была «безо всякого героизма». После первых убитых фашистов у Виктора начался страшный нервный тик, который доходил до рвоты. После этого офицер отправил его с передовой, не должен парень озлобляться. Его правоту Жидков поймёт лишь долгие годы спустя. В юности же, с его слов, он был напичкан романтизмом. Были и конфликты со старшими по званию, и отказ убить пленного немца.

– Тот всё фотографии семьи показывал, мне его жалко стало. А старшина заметил, разозлился, приказывает «шлёпнуть» немца. Я отказался, – рассказывал Виктор Жидков в одном из интервью.

Запомнились фронтовику и первые артистические опыты. Связисты просили его: «страви что-нибудь». И он «травил»: чечётку плясал, романсы на разные голоса пел, изображал сюжеты мультфильмов. Эти «фронтовые этюды» и приведут его в конце концов в Оренбургский театр кукол.

– Кажется, он нутром ощущал природу кукольного театра и знал секрет оживления куклы. Да и в «живом» плане работал замечательно – сказался, видимо, опыт работы в Сталинградском драматическом театре, где он начинал вместе с Иннокентием Смоктуновским и Иваном Лапиковым, – рассказывает заведующая литературно-драматургической частью Оренбургского областного театра кукол Екатерина Шарапова. – Он всегда стремился удивить публику. И у него это получалось. Однажды он подготовил программу-иллюзион, этакий каскад фокусов с платочками, спичками, нитками, с помощью которых на глазах ошеломленных зрителей появлялись кукольные персонажи. Удивительное было зрелище – театр не театр, цирк не цирк. Виктора Александровича с этой программой даже пригласили выступить в Доме актера, когда оренбургский театр был на гастролях в столице.

Актёры его любили, хотя отношения с Жидковым складывались не просто. Коллеги отмечали, что в душе его, казалось, жила какая-то неудовлетворённость. Виктор Жидков как-то сказал: «Я был праведником, да и сейчас праведник». Бесконечно честно, правдиво он относился к своей профессии. До последних дней он был в хорошей форме, не терял интереса к жизни, способности удивляться.

Материал создан на основе публикаций заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского областного театра кукол Екатерины Шараповой и журналиста Галины Орловой.

Бессмертный полк культуры

Автор: Портал культура

Теги: Бессмертный полк культуры, Победа

Комментариев: 0