28 июля, 17:24

Листаем страницы 85-летней истории Оренбургского театра кукол

Листаем страницы 85-летней истории Оренбургского театра кукол

50 лет назад случилось долгожданное и радостное событие. 31 июля 1970 года за заслуги в области советского театрального искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были присвоены почётные звания двум членам коллектива: директору театра Олегу Евгеньевичу МИЛОХИНУ – звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»;артистке театра Ирине Михайловне МАЛЕНКОВОЙ – звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Об этих удивительных людях, старожилы всегда сердечно вспоминают. Ведь их вклад в развитие старейшего учреждения культуры и искусства нашего степного края трудно переоценить.

Вся жизнь уроженца Санкт-Петербурга Олега Милохина (1915-2004) была посвящена служению двум музам – Мельпомены и Талии. Его родители Евгений Милохин и Лидия Куровская были актёрами театра «Фарс». Создав передвижной театр, отец Олега Евгеньевича поехал с труппой в Вятскую губернию, затем перебрался в Вологду. Здесь, на севере России, и состоялся актёрский дебют шестилетнего Олега в роли голодного мальчугана, с шапкой в руках собирающего в зале средства для голодающего Поволжья. Следующим спектаклем, в котором Олег Милохин принял участие, сыграв чёртика, был «Вий» (по Гоголю). Шёл он уже в Петрограде, куда семья вернулась в 1921 году. В 12 лет Олег Евгеньевич становится партнером Леонида Утесова, к 17 годам его зачисляют в штат Мариинского оперного театра. В 1935 году семья Милохиных была выслана в г. Оренбург.

15 ноября 1938 года начал свою работу в Оренбургском театре музыкальной комедии. В годы Великой Отечественной войны Олегу Евгеньевичу приходилось общаться и по работе, и просто в дружеской обстановке с композиторами В.П. Соловьевым-Седым, И.И. Дзержинским, М.И. Чулаки, поэтом А.И. Фатьяновым и приезжавшим на гастроли в Оренбург Леонидом Утёсовым. 

В 1966 году Милохин возглавил Оренбургский областной театр кукол, где проработал 15 лет. При нём театр стал участником международного фестиваля в Венгрии (1970) и зарекомендовал себя как лаборатория современного репертуара.  Одновременно Олег Евгеньевич являлся председателем оренбургского отделения «Союз театральных деятелей России». Открыл клуб «Малютка», приобщающий оренбургскую детвору к театральному искусству. Благодаря Милохину в Оренбург начали приезжать драматурги, режиссеры, театроведы, критики со всех регионов СССР.

Ирина Михайловна Маленкова (1928-1998) двадцать девять лет отдала одной-единственной профессии – профессии кукольника, одному театру — Оренбургскому.

Прежде чем стать мастером, Ирина Михайловна еще в детстве занималась в самодеятельных кружках, пела, танцевала. Имела много наград, грамот. Мечта звала на профессиональную сцену. И вот однажды она увидела в детском парке имени Кирова представление театра кукол. Это было 27 мая 1954 года, а уже 28 мая Маленкову слушал художественный совет театра, услышав голос маленькой хрупкой девочки, худсовет без раздумий принял ее

И началась работа — трудная, кропотливая, каждодневная. Первые  уроки от таких мастеров, как заслуженный артист РСФСР Н.А. Плешков, актрисы А.Н. Мухина, М.В. Князевская. Трудно давались первые шаги в мир искусства. Первые самостоятельные роли – Бабы Яги и Няньки. А затем – поток названий, ролей,  спектаклей: «Иван-крестьянский сын» (Дуняша), «Честное слово», «Военная тайна» (Мальчиш-Кибальчиш), «РВС» (Димка). В первых спектаклях для взрослых тоже нашлись роли для Маленковой: в «Чертовой мельнице» — Кача, в «Прелестной Галатее»  — Галатея. 

Диапазон актрисы позволял играть все, начиная от маленьких девчонок и мальчишек и кончая мамами, няньками. Иногда ее даже назначали на мужские роли. Так, с юмором была  сыграна роль брата в спектакле «Иван царевич, серый волк и другие». И какую бы из ролей ни исполняла актриса Маленкова, они были незабываемыми потому, что даже в злую Бабу Ягу она вкладывала свое неповторимое обаяние. Очень долго любимой была роль Вовки в спектакле «Не буду просить прощения». Этот герой был точен и интересен в психологических сценах.   Этапной для Ирины Михайловны стала работа над «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери, произведением никогда не ставившемся ни в одном театре СССР. «Маленький принц» стал заметным явлением в театральной жизни страны и украсил тридцатый театральный сезон Оренбургского театра кукол.


 

Автор: портал Культура Оренбуржья

Комментариев: 0