Шрифт
Цвет
Фото

«Иваново детство» (16+) на кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»

07 августа, 17:48

Считанные дни остались до старта XIII Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард». Напомним, он начнётся в Оренбурге уже 21 августа. Кроме традиционных конкурсных программ в этом году зрителей ждут ретроспективные показы. Один их них посвящён культовымх советским фильмам о событиях Великой Отечественной.

Пятёрку кинолент о войне откроет «Иваново детство». Этот фильм принёс Андрею Тарковскому всемирную славу. Он был удостоен «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и множества других наград. Хотя, в творческой судьбе режиссёра, это была первая полнометражная картина.

– В «Ивановом детстве» я не пытался анализировать сам процесс, а скорее состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда это касается психики ребенка, – писал режиссёр о своей работе. – Меня взволновал до глубины души характер мальчишки. Он сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того, все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного — приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось.

Драматургия «Иванова детства» нелинейна, она скорее повествует о жизни души героя, нежели о реальных событиях. В киноленте переплетаются сны, воспоминания мальчика о мирном времени. Кроме скитаний потерявшего на войне семью Ивана в действие включается история лейтенанта Гальцева, капитана Холина, влюблённых в медсестру Машу. Образы сновидений Ивана по семантической выразительности становятся на первое место. Именно на них – воспоминаниях-снах и завершается фильм. Иван видит, как в довоенное время он играл на пляже с другими детьми. Эта сцена уводит от реальной картины страшной гибели главного героя.

Несмотря на всемирное признание (в том, что «Иваново детство» повлияло на их творчество, признавались многие мэтры кинематографа, например, Ингмар Бергман), Тарковский критично отнёсся к своему первому полнометражному опусу.

– Она претенциозна – в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: все педалировано, все акцентировано чересчур, все чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актер показывает – я имею в виду автора, самого себя. Все сделано чересчур, без чувства меры... Но она, эта картина, мне дорога как первая моя самостоятельная работа, – говорил режиссёр.

Кроме «Иванова детства» в программе, посвящённой 75-летию Победы – «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «А у нас была тишина» Владимира Шамшурина.

Ретроспективная программа, посвящённая 75-летию Победы

Иваново детство / СССР / 1962 / драма / Мосфильм / 96 мин. /16+

Режиссер: Андрей Тарковский

…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…

На войне как на войне / СССР / 1968 / Драма / Ленфильм / 90 мин. /12+

Режиссёр: Виктор Трегубович

Младший лейтенант Малешкин, необстрелянный выпускник училища, командует экипажем самоходки СУ-100 (по книге — СУ-85). Все подчинённые Малешкина старше его по возрасту и намного опытнее. Авторитет молодого командира на каждом шагу подвергается испытаниям, он то ссорится, то мирится со своим экипажем. Кроме того, Малешкиным очень недоволен командир батареи, он то и дело грозится снять нерасторопного молодого офицера с командования. В экипаже Малешкина и впрямь постоянно случаются разные неприятности: то механик-водитель попадётся на глаза командиру в неопрятном, чумазом виде, то в машине обнаружится боевая граната с выпавшей чекой, то случится поломка как раз в момент выхода полка на марш. Однако в первом же бою экипаж Малешкина вместе с пехотинцем Громыхало неожиданно оказывается на острие атаки, геройски вступает в схватку с превосходящими силами противника и обеспечивает победу в бою.

Восхождение / СССР / 1976 / драма / Мосфильм / 16+

Режиссёр: Лариса Шепитько

Оккупированная Белоруссия, зима 1942 года. Партизаны - солдат Рыбак и офицер Сотников отправляются на поиски продовольствия для партизанского отряда. После стычки с полицаями они скрываются в деревне, но спустя некоторое время их настигают каратели. Допросы, пытки, страх... Поиски выхода, компромисса, сделки с совестью приводят одного из героев фильма к предательству.

А у нас была тишина / СССР / 1978 / Мосфильм / драма / 83 мин. / 12+

Режиссёр: Владимир Шамшурин

Уже взрослый человек вспоминает свое военное детство. В северном городке Заозерье, несмотря на тяжелые годы, люди продолжали жить, любить, петь и ждать вести с фронта...

 

 

Автор: Марина Бошина