Андрей Лещенко

«МЫ РАБОТАЕМ И ГОЛОВОЙ, И СЕРДЦЕМ…»

Среди театральных деятелей, награжденных в этом году губернаторской премией за достижения в области культуры и искусства, «Оренбургской лиры» удостоен и актер областного драматического театра им. М. Горького, народный артист России, председатель Оренбургского отделения СТД Андрей Федорович Лещенко. «Лиру» он получил за блестящее исполнение роли Садовника в спектакле «Северный ветер» по пьесе Игоря Якимова в постановке народного артиста России Рифката Исрафилова. С Андреем Федоровичем мы встретились между репетициями нового спектакля, чтобы поговорить о «лироносном» персонаже и насыщенной творческой жизни, посвященной искусству театра.

– Андрей Федорович, во-первых, поздравляю вас с премией. Насколько я знаю, это вторая ваша «Лира».

– Спасибо. Да, это у меня вторая «Оренбургская лира». Первая была в 1996 году, я тогда был первым из актеров, удостоенных этой премии.

– Как вы вообще относитесь к наградам и премиям? Насколько они для вас коррелируются с понятием «признание»?

– Признание – это всегда приятно. Вот когда идешь по улице или едешь в общественном транспорте, подходят совершенно незнакомые люди и говорят, что помнят меня в каких-то ролях, благодарят – вот это мне дороже всяких премий. Сразу крылья вырастают! А премию дадут – спасибо! Сам выбивать не буду – не в моем характере.

– В этом году вы удостоены премии за роль Садовника в спектакле «Северный ветер». Расскажите, пожалуйста, как для вас складывалась эта работа, и изменилось ли ваше отношение к этому персонажу за время, пока живет спектакль?

– Да, спектакль идет уже больше года. Конечно, это не Чехов, не Островский, не Тургенев, тем не менее мне эта роль симпатична. Всегда особенно интересно работать над новым, еще не играным материалом. Первую свою возрастную роль я сыграл, когда мне было пятьдесят лет, это был Фирс в «Вишневом саде» Чехова. За ту роль я получил тогда несколько разных премий, в том числе и международную, и первую «Лиру». Смотрю на ребят, которые со мной в «Северном ветре» заняты, и они очень мне нравятся, хорошие артисты! Считаю, что спектакль получился. Я работаю этот спектакль с удовольствием. Выдвижения меня на «Лиру» не ожидал, но благодарен за это и театру, и Рифкату Вакиловичу.

– «Северный ветер» – история притчевая, с сюжетом на все времена…

– Она настолько перекликается с сегодняшним днем… Жили-жили, так сказать, на картошке, на капусте, пришел человек – засветило солнце, стало тепло, зацвели сады, появилось все, а народу мало, каждый понемножку стал предавать…

– Это особенность самой человеческой природы?

– Да, это человеческая природа. Гнусная черта. Мне именно в этом отношении нравится пьеса, потому что это вот такое больное, наше, сердечное.

– Вы верите, что искусство может изменить человека?

– Умный человек сам и придет, и посмотрит, и сделает для себя выводы, а глупого искусство не интересует.

– Вы помните свою первую роль, сделав которую, почувствовали себя настоящим актером?

– Я никогда об этом не задумывался. Не считал роли, сколько я их сыграл. Хочу сесть, вытащить из антресоли весь свой архив, пересмотреть, перечитать, вспомнить. Обязательно выберу время этим летом, тем более на носу большой юбилей. В основном я всегда был востребован, играл много. В молодости у меня был Женька Столетов в «И это все о нем» В. Липатова и Заза в «Белых флагах» Н. Думбадзе. Обожаю эти роли. И был зрительский ответ. Крылья вырастали! А позже французская комедия П. Шено «Будьте здоровы, мсье!» – Атропос, за эту работу я впервые получил премию. Вот после этих работ я, пожалуй, почувствовал, что я актер.

– Андрей Федорович, вы окончили замечательное Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова. Чему главному вас научили педагоги?

– Прежде всего они меня укрепили в моей любви к театру. Научили основам актерского мастерства. И мне это нравится – есть основы, а дальше включай голову, наблюдай и расти. Мастерами с годами становятся. Я и сейчас учусь профессии.

– Сейчас вы заняты в новом спектакле о войне – «Позови меня в прошлое», кого играете?

– Вот я кого играю (показывает на немецкий офицерский мундир времен Второй мировой войны). Имя ему автор не дал, фамилию тоже. Криминаль-директор, фашист. Фашиста я уже играл в этом театре, в «Русских людях». И сейчас вот приходится играть такую черную силу.

– Вы же родились в победном 1945 году. Какие у вас воспоминания о детстве, об окружающих людях – еще молодых, но уже перенесших такое испытание?

– Дети не чувствуют сложности жизни, поскольку есть взрослые близкие люди, которые накормят, согреют, уберегут от неприятностей. Но с годами понимаю, что родителям моим было очень сложно. Жили мы, мягко говоря, слишком скромно. По воскресным дням мама брала меня, узел с вещами и ехала на базар, там она продавала свои платья, разные вещи, пальто отца запомнилось, чтобы купить продукты. А я в это время спал под прилавком. Сделав выручку, мама покупала мне большое яблоко, и счастью моему не было предела. А какие были люди! Помню, жара была жуткая, между четырьмя двухэтажными домами был сад, и все из домов вылезали с одеялами, расстилали и ночевали. Было спокойно, а для ребят – радость. Все как в нашем спектакле «Северный ветер»: «было голодно, но делились последним куском». Вот в такой обстановке и зародилась мысль выбрать актерство. Помню, к нам в клуб приезжали артисты, а я всегда крутился около них. Смотрю, идет артист в зеленой фетровой шляпе и полон рот золотых зубов. И я подумал: вот вырасту, стану заслуженным артистом и обязательно буду таким. Боже мой, что мы видели? И это казалось верхом всего. А потом я создавал свой театр во дворе. В подъезде у меня были друзья: Зойка и Толька. Я написал пьесу, раздал роли, на свалке нашел шапку, вывернул, а там оказался какой-то мех – вот это будет парик! Надо же как-то трансформировать себя. Сделали афишу – «спектакль с участием артистов-лилипутов». Ростом-то еще были малы. Вот это мое смешное и дорогое послевоенное детство и влюбило меня в профессию на всю жизнь.

– Что бы вы могли пожелать молодому поколению артистов?

– Наша профессия не имеет предела. Это очень сложная профессия. Мы работаем и головой, и сердцем. Мы работаем здоровьем. В актерстве остаются только сильные люди и однолюбы.

Наша справка:

ОСОБО ОТМЕЧЕННЫЕ РАБОТЫ

1992 - Борис Годунов - «Царь Федор Иоаннович», А. Толстой, «Лучшая мужская роль», приз жюри Всероссийского фестиваля «Актерские звезды России» в г. Воронеже;

1994 - Тропачев - «Нахлебник», И. С. Тургенев, Диплом Всероссийского фестиваля «Русская классика» в г. Орле;

1997 - Фирс - «Вишневый сад», А. П. Чехов, Губернаторская премия «Оренбургская лира». «За лучшую мужскую роль второго плана, вышедшую на первый» - приз Международного театрального фестиваля «Театр без границ», в г. Магнитогорске;

1998 - Фрэнк Хардер - «Не верь глазам своим», Ж. Брикер и М. Ласег, «Лучшая актерская работа года», премия областной администрации;

1999 - Игорь - «Пока она умирала», Н. Птушкина, «Лучшая мужская роль» - спонсорская премия ««ОНАКО» - театральным звездам Оренбуржья» нефтяной компании «ОНАКО».

2002 - Арбенин - «Маскарад», М. Лермонтов, «Лучшая актерская работа года», премия областной администрации;

2003 - Барон де Ремюза - «Фредерик, или Бульвар преступлений», Э.-Э. Шмит

«Лучшая мужская роль второго плана» - спонсорская премия «Альфа», филиала нефтяной компании ОАО «ТНК-ВР-менеджмент», «ТНК-ВР-Оренбург», в г. Оренбурге.

2004 - Жевакин - «Женитьба», Н. Гоголь, «За лучшую мужскую роль второго плана» - диплом II-го Международного театрального форума «Золотой витязь» в г. Москве. Премия «Оренбургрегионгаз» - «За лучшую сценическую работу сезона»,

2005 год.

В 2006 году «За выдающиеся заслуги в области театрального искусства» актер был удостоен премии администрации города «Кумир».

Лауреат конкурса «Студенческая симпатия» в номинации «МАСТЕР»

2006 год.

В 2007 году стал дипломантом конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова» за исполнение роли князя К. в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» «Прощальная гастроль князя К.»

В 2008 году за исполнение роли князя К. в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» «Прощальная гастроль князя К.» - лауреат областной премии «За лучшую актерскую работу года».

В 2010 году награжден Благодарностью Губернатора Оренбургской области.

2015 - Садовник («Северный ветер» И. Якимов) губернаторская премия «Оренбургская лира - 2014».

 

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(3) "169"
    ["category_id"]=>
    string(1) "1"
    ["title"]=>
    string(27) "Андрей Лещенко"
    ["preview"]=>
    string(118) "

 «Мы работаем и головой, и сердцем…» 

" ["description"]=> string(17681) "

«МЫ РАБОТАЕМ И ГОЛОВОЙ, И СЕРДЦЕМ…»

Среди театральных деятелей, награжденных в этом году губернаторской премией за достижения в области культуры и искусства, «Оренбургской лиры» удостоен и актер областного драматического театра им. М. Горького, народный артист России, председатель Оренбургского отделения СТД Андрей Федорович Лещенко. «Лиру» он получил за блестящее исполнение роли Садовника в спектакле «Северный ветер» по пьесе Игоря Якимова в постановке народного артиста России Рифката Исрафилова. С Андреем Федоровичем мы встретились между репетициями нового спектакля, чтобы поговорить о «лироносном» персонаже и насыщенной творческой жизни, посвященной искусству театра.

– Андрей Федорович, во-первых, поздравляю вас с премией. Насколько я знаю, это вторая ваша «Лира».

– Спасибо. Да, это у меня вторая «Оренбургская лира». Первая была в 1996 году, я тогда был первым из актеров, удостоенных этой премии.

– Как вы вообще относитесь к наградам и премиям? Насколько они для вас коррелируются с понятием «признание»?

– Признание – это всегда приятно. Вот когда идешь по улице или едешь в общественном транспорте, подходят совершенно незнакомые люди и говорят, что помнят меня в каких-то ролях, благодарят – вот это мне дороже всяких премий. Сразу крылья вырастают! А премию дадут – спасибо! Сам выбивать не буду – не в моем характере.

– В этом году вы удостоены премии за роль Садовника в спектакле «Северный ветер». Расскажите, пожалуйста, как для вас складывалась эта работа, и изменилось ли ваше отношение к этому персонажу за время, пока живет спектакль?

– Да, спектакль идет уже больше года. Конечно, это не Чехов, не Островский, не Тургенев, тем не менее мне эта роль симпатична. Всегда особенно интересно работать над новым, еще не играным материалом. Первую свою возрастную роль я сыграл, когда мне было пятьдесят лет, это был Фирс в «Вишневом саде» Чехова. За ту роль я получил тогда несколько разных премий, в том числе и международную, и первую «Лиру». Смотрю на ребят, которые со мной в «Северном ветре» заняты, и они очень мне нравятся, хорошие артисты! Считаю, что спектакль получился. Я работаю этот спектакль с удовольствием. Выдвижения меня на «Лиру» не ожидал, но благодарен за это и театру, и Рифкату Вакиловичу.

– «Северный ветер» – история притчевая, с сюжетом на все времена…

– Она настолько перекликается с сегодняшним днем… Жили-жили, так сказать, на картошке, на капусте, пришел человек – засветило солнце, стало тепло, зацвели сады, появилось все, а народу мало, каждый понемножку стал предавать…

– Это особенность самой человеческой природы?

– Да, это человеческая природа. Гнусная черта. Мне именно в этом отношении нравится пьеса, потому что это вот такое больное, наше, сердечное.

– Вы верите, что искусство может изменить человека?

– Умный человек сам и придет, и посмотрит, и сделает для себя выводы, а глупого искусство не интересует.

– Вы помните свою первую роль, сделав которую, почувствовали себя настоящим актером?

– Я никогда об этом не задумывался. Не считал роли, сколько я их сыграл. Хочу сесть, вытащить из антресоли весь свой архив, пересмотреть, перечитать, вспомнить. Обязательно выберу время этим летом, тем более на носу большой юбилей. В основном я всегда был востребован, играл много. В молодости у меня был Женька Столетов в «И это все о нем» В. Липатова и Заза в «Белых флагах» Н. Думбадзе. Обожаю эти роли. И был зрительский ответ. Крылья вырастали! А позже французская комедия П. Шено «Будьте здоровы, мсье!» – Атропос, за эту работу я впервые получил премию. Вот после этих работ я, пожалуй, почувствовал, что я актер.

– Андрей Федорович, вы окончили замечательное Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова. Чему главному вас научили педагоги?

– Прежде всего они меня укрепили в моей любви к театру. Научили основам актерского мастерства. И мне это нравится – есть основы, а дальше включай голову, наблюдай и расти. Мастерами с годами становятся. Я и сейчас учусь профессии.

– Сейчас вы заняты в новом спектакле о войне – «Позови меня в прошлое», кого играете?

– Вот я кого играю (показывает на немецкий офицерский мундир времен Второй мировой войны). Имя ему автор не дал, фамилию тоже. Криминаль-директор, фашист. Фашиста я уже играл в этом театре, в «Русских людях». И сейчас вот приходится играть такую черную силу.

– Вы же родились в победном 1945 году. Какие у вас воспоминания о детстве, об окружающих людях – еще молодых, но уже перенесших такое испытание?

– Дети не чувствуют сложности жизни, поскольку есть взрослые близкие люди, которые накормят, согреют, уберегут от неприятностей. Но с годами понимаю, что родителям моим было очень сложно. Жили мы, мягко говоря, слишком скромно. По воскресным дням мама брала меня, узел с вещами и ехала на базар, там она продавала свои платья, разные вещи, пальто отца запомнилось, чтобы купить продукты. А я в это время спал под прилавком. Сделав выручку, мама покупала мне большое яблоко, и счастью моему не было предела. А какие были люди! Помню, жара была жуткая, между четырьмя двухэтажными домами был сад, и все из домов вылезали с одеялами, расстилали и ночевали. Было спокойно, а для ребят – радость. Все как в нашем спектакле «Северный ветер»: «было голодно, но делились последним куском». Вот в такой обстановке и зародилась мысль выбрать актерство. Помню, к нам в клуб приезжали артисты, а я всегда крутился около них. Смотрю, идет артист в зеленой фетровой шляпе и полон рот золотых зубов. И я подумал: вот вырасту, стану заслуженным артистом и обязательно буду таким. Боже мой, что мы видели? И это казалось верхом всего. А потом я создавал свой театр во дворе. В подъезде у меня были друзья: Зойка и Толька. Я написал пьесу, раздал роли, на свалке нашел шапку, вывернул, а там оказался какой-то мех – вот это будет парик! Надо же как-то трансформировать себя. Сделали афишу – «спектакль с участием артистов-лилипутов». Ростом-то еще были малы. Вот это мое смешное и дорогое послевоенное детство и влюбило меня в профессию на всю жизнь.

– Что бы вы могли пожелать молодому поколению артистов?

– Наша профессия не имеет предела. Это очень сложная профессия. Мы работаем и головой, и сердцем. Мы работаем здоровьем. В актерстве остаются только сильные люди и однолюбы.

Наша справка:

ОСОБО ОТМЕЧЕННЫЕ РАБОТЫ

1992 - Борис Годунов - «Царь Федор Иоаннович», А. Толстой, «Лучшая мужская роль», приз жюри Всероссийского фестиваля «Актерские звезды России» в г. Воронеже;

1994 - Тропачев - «Нахлебник», И. С. Тургенев, Диплом Всероссийского фестиваля «Русская классика» в г. Орле;

1997 - Фирс - «Вишневый сад», А. П. Чехов, Губернаторская премия «Оренбургская лира». «За лучшую мужскую роль второго плана, вышедшую на первый» - приз Международного театрального фестиваля «Театр без границ», в г. Магнитогорске;

1998 - Фрэнк Хардер - «Не верь глазам своим», Ж. Брикер и М. Ласег, «Лучшая актерская работа года», премия областной администрации;

1999 - Игорь - «Пока она умирала», Н. Птушкина, «Лучшая мужская роль» - спонсорская премия ««ОНАКО» - театральным звездам Оренбуржья» нефтяной компании «ОНАКО».

2002 - Арбенин - «Маскарад», М. Лермонтов, «Лучшая актерская работа года», премия областной администрации;

2003 - Барон де Ремюза - «Фредерик, или Бульвар преступлений», Э.-Э. Шмит

«Лучшая мужская роль второго плана» - спонсорская премия «Альфа», филиала нефтяной компании ОАО «ТНК-ВР-менеджмент», «ТНК-ВР-Оренбург», в г. Оренбурге.

2004 - Жевакин - «Женитьба», Н. Гоголь, «За лучшую мужскую роль второго плана» - диплом II-го Международного театрального форума «Золотой витязь» в г. Москве. Премия «Оренбургрегионгаз» - «За лучшую сценическую работу сезона»,

2005 год.

В 2006 году «За выдающиеся заслуги в области театрального искусства» актер был удостоен премии администрации города «Кумир».

Лауреат конкурса «Студенческая симпатия» в номинации «МАСТЕР»

2006 год.

В 2007 году стал дипломантом конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова» за исполнение роли князя К. в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» «Прощальная гастроль князя К.»

В 2008 году за исполнение роли князя К. в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» «Прощальная гастроль князя К.» - лауреат областной премии «За лучшую актерскую работу года».

В 2010 году награжден Благодарностью Губернатора Оренбургской области.

2015 - Садовник («Северный ветер» И. Якимов) губернаторская премия «Оренбургская лира - 2014».

 

" ["photo"]=> string(4) "6866" ["date"]=> string(16) "2015-06-18 23:00" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(3) "169" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }