Вот такое кино

Существует ли оренбургское кино? Только не надо грустных ухмылок. Пациент уже скорее жив, чем мертв. За последние несколько лет у нас появился свой серьезный международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард», несколько снятых пионерами оренбургского кинематографа художественных и документальных картин, довольно успешно кочующих по разного рода фестивалям (в том числе и международным), своя киношкола, местный детский киножурнал «Ералаш» и очень серьезные планы на будущее… Подробнее обо всем этом поговорим чуть ниже, а пока оглянемся назад – на историю отношений нашего края с «важнейшим из искусств».

Начало

В этом году человечество будет отмечать уже 120-летие с условного дня рождения кинематографа – не только своеобразной машины времени, но и самого многогранного и технологичного вида искусства. С того самого исторического сеанса 28 декабря 1895 года в небольшом парижском Гран-кафе, что на бульваре Капуцинов, когда (по легенде) документальные съемки прибывающего на перрон поезда вызвали у публики восторг и панику одновременно, кинематограф прочно вошел в нашу жизнь, да так, что мы сейчас и не представляем себе ее без этих завораживающих «движущихся картинок». Мышление наше волей-неволей становится все более клиповым… впрочем, это другая история. Мы будем говорить о кино как о виде искусства.

По архивным сведениям, в Оренбурге первый сеанс синематографа состоялся весной 1897 года, случилось это знаменательное событие в зале Общественного собрания на главной улице города, которая тогда называлась Николаевской. Какой была первая реакция оренбургской публики на новое чудо техники доподлинно не известно, но, надо полагать, что была она не менее эмоциональной, чем во всем остальном мире. В скором времени в Оренбурге открылись и успешно действовали два кинотеатра – «Аполло» и «Палас».

К 1927 году уже при советской власти в Оренбуржье существовало семь стационарных кинотеатров, а в 1935 году 91 звуковую и 1 немую киноустановки, работающие на территории области, объединили в кинотрест. После Великой Отечественной войны, в 1948 году, в нашей тогда Чкаловской области работали восемь полноценных кинотеатров.

Молодому поколению трудно представить, что поход в кино обходился без активного поглощения попкорна и «Кока-колы», вокруг кинотеатров существовала несколько другая индустрия. Перед входом в зал, как правило, работали газетные киоски, а непосредственно перед сеансом вместо традиционных сегодня агрессивных трейлеров зрители могли послушать живую инструментальную музыку.

Сегодня в областном центре действуют два кинотеатра, построенных еще в советское время, – это первый в Оренбурге широкоэкранный «Сокол» и его младший брат «Космос», который является теперь не просто кинотеатром, а целым киноцентром. Оба эти учреждения составляют достойную конкуренцию всем известным коммерческим многозальным кинотеатрам. Вопросами организации местного кинопроката и сопутствующих мероприятий от имени государства в нашей области занимается ГУП «Облкиновидео», в ведении которого находятся в том числе и кинотеатры, расположенные в районах области.

Разумеется, говоря об истории взаимоотношений нашего региона с искусством кино, стоит отдельно сказать об оренбуржцах, внесших существенный вклад в отечественный кинематограф. Среди известных деятелей кино, родившихся или живших в Оренбурге, есть такие громкие имена, как актеры Георгий Мартынюк, Виктор Борцов, Лариса Гузеева, модные сегодня режиссеры Алексей Федорченко, Наталья Меркулова, мэтр отечественной анимации Гарри Бардин, писатель и сценарист Владимир Маканин, кинодраматург Алексей Саморядов и многие другие.

И конечно же наш замечательный, со своеобразным природным ландшафтом край не мог не привлечь внимание кинематографистов столичных. На территории Оренбуржья снимались такие известные фильмы, как «Иван Бровкин на целине», «Русский бунт», «Трио», «Не хлебом единым». Первым снимавшимся в Оренбурге фильмом считается «Степные огни» (1927 год, режиссер и оператор Г. Лемберг). К сожалению, немая картина, по официальным данным, не сохранилась. Хотя, кто знает – чего только не находится порой в недрах Госфильмофонда. Будем надеяться на приятную находку, но жить все-таки настоящим…

Здесь и сейчас

Строго говоря, Оренбург на сегодняшний день может похвастать всего тремя полноценными кинокартинами – это полнометражный художественный фильм «Остров цикад», игровой короткометражный фильм «Электричество» и документальный короткометражный фильм «Пятница». Все три картины появились на свет благодаря зачинателям оренбургского кинематографа – режиссеру Олегу Маслову и сценаристу Вере Арнгольд, они же являются продюсерами фильмов и создателями первой оренбургской кинокомпании с характерным названием «СарматФильм». Оренбургская публика восприняла данные произведения неоднозначно, однако все три картины зажили своей экранной и фестивальной жизнью. Так, например, «Пятница», трогательный фильм о пожилых людях, танцующих в парке «Тополя» под звуки духового оркестра, вошел в конкурсную программу международного фестиваля короткометражных фильмов «ВКРАТЦЕ!», конкурсную программу фестиваля кинодебютов «Святая Анна» (г. Москва), а также в одну из программ Каннского(!) кинофестиваля. На кинофорумах разного уровня отмечены также и художественные фильмы «Остров цикад» и «Электричество».

К уже состоявшимся проектам можно отнести еще и короткометражный фильм «Нежность» 18-летнего режиссера Андрея Скопинцева и несколько короткометражных произведений на социальную тематику от творческого объединения «Все мы». Это странно и горько, но в нашем шестисоттысячном городе люди, пытающиеся заниматься кино, существуют как-то отдельно друг от друга, можно сказать – автономно. Так целое явление, которое без тени смущения можно было бы назвать оренбургским кинематографом, вряд ли получится. Объединить оренбургских киношников – одна из главных целей первой оренбургской киношколы…

Пусть меня научат!

Сняв свои первые фильмы, пройдя «огонь и воду» кинопроизводства, Олег Маслов и Вера Арнгольд открыли первую оренбургскую киношколу и организовали фестиваль короткометражных оренбургских фильмов под многообещающим названием «Свое кино». О том, как сейчас обстоят дела с кинообразованием, нам рассказал Олег Маслов:

– Мы хотели сделать школу некоей стартовой площадкой, дать необходимую базу, при этом минимум теории и максимум практики. У нас есть контакты с молодежным центром Союза кинематографистов, есть планы сотрудничества с ними. Наша цель изначально была дать старт людям, которые хотят снимать, и подготовить почву для открытия в городе молодежного отделения Союза кинематографистов.

Дело благородное, но самой большой проблемой, по словам Олега Маслова, оказалось то, что в нашем городе очень сложно найти необходимое оборудование, а своего новоиспеченная киношкола пока иметь не может –

финансовой поддержки нет никакой, а плата за обучение чисто символическая. Но первопроходцы не унывают, имея в ближайших планах создание детской киношколы – с оренбургскими

киношниками здесь готовы сотрудничать Московская киношкола им. МакГафина Дарьи Гладышевой и самарская детская киношкола Дмитрия Шахматова.

И если уж говорить о детской школе кино, то необходимо отметить, что и до нашего региона «дошагал» тот самый детский киножурнал «Ералаш». Местное отделение появилось благодаря федеральному проекту под многообещающим названием «Ералаш» шагает по стране». С января 2014 года любой желающий житель нашего города в возрасте от 5 до 25 лет может пройти кастинг и в случае успешного прохождения творческих испытаний стать полноправным участником съемок киножурнала, чьи позывные известны нам с детства. В конце марта этого года состоялась премьера уже второго сезона забавных скетчей из жизни юных оренбуржцев. После премьеры на большом экране в одном из кинотеатров города выпуски демонстрируются на местном телевидении, так что приятным «бонусом» для ребят является возможность увидеть себя на экранах телевизоров.

Дальний план

Определенный оптимизм внушает то, что оренбургских кинематографистов не отпугивают финансовые и технические проблемы, и в местном культурном пространстве есть ряд проектов, находящихся, как говорят в большом кино, в производстве. Из таких вот готовящихся фильмов, заявленных недавно на широкую аудиторию, можно назвать короткометражный проект «Кукольное царство» Олега Горбаня и Максима Зайцева, проект Дениса Дена «Город для некурящих» и полнометражный детективный триллер Игоря Юрченко «Темная половина» – есть заманчивый тизер, с которым создатели ездили в Москву на «Кинорынок», начать съемки планируется уже этой весной.

Возможно, в настоящий момент осуществляются еще какие-нибудь проекты, о которых в широком информационном поле нашего региона пока ничего не известно. Ясно одно – региональному кино, в том числе и оренбургскому, быть. Каким будет местный кинематограф, покажет время, главное, чтобы оно не оставалось в «расфокусе» по отношению ко всей остальной кинематографической жизни страны и мира.