Диалоги художников на фоне эпох

Оренбургский областной музей изобразительных искусств отметил свое 55-летие участием в федеральном выставочном проекте «Сокровища музеев Поволжья». В городах и районах прошли художественные выставки и творческие встречи, демонстрирующие наиболее яркие явления в изобразительном искусстве нашего края. Этот передвижной проект был удостоен премии губернатора Оренбургской области в номинации «Просветительство и сохранение культурного наследия».

Музей изобразительных искусств расположился в уютном скверике с ротондой. Ему сегодня принадлежит одно из заметных строений исторического центра Оренбурга, возведенного еще в начале ХIХ века по проекту архитектора Михайлы Малахова для городской думы. Как и любой музей, оренбургский интересен прежде всего своими художественными фондами, которые неизменно пополняются. Их уникальность, конечно, и в коллекции наивной живописи, которая по крупицам собиралась с 70-х годов прошлого века. В диалоге с этим направлением существовал русский авангард ХХ века. Сегодня эта коллекция – среди сокровищ музеев Поволжья. Интересно представлены у нас и декоративно-прикладное искусство, классические народные промыслы. Единственная в мире коллекция оренбургских пуховых платков выросла до масштаба отдельного музея в музее.

Заложенная еще при создании музея концепция – отражение культуры Оренбургского края в контексте общероссийской культуры –

продолжает развиваться. Выставки, объединяющие творчество оренбургских художников ХХ века, отражают не только особенности социального и культурного развития нашего края, но и красоту его природы. Одна из них названа хрестоматийными аксаковскими строчками – «Обильный край благословенный» и включает в себя лучшие пейзажи оренбургских художников из коллекции музея. Другой выставочный проект связан с именами Николая Ледяева и Александра Степанова. Это творческий диалог на фоне эпохи 30-50-х годов ХХ века. Оба художника тесно связаны с Оренбургом. Ледяев преподавал тогда рисование в школе и был награжден за просветительскую деятельность орденом Ленина. Степанов руководил в городе художественной студией. Выставочную экспозицию, где наряду с их живописными полотнами были представлены предметы быта, старые фотографии, передающие особенности того времени, так и назвали – «Искусство как живое отражение ушедшей эпохи». Концепции обеих выставок органично вписались в общий проект «Сокровища музеев Поволжья» и получили достойную оценку. В память об этих событиях были изданы художественные альбомы-каталоги с искусствоведческими статьями на четырех языках – русском, английском, немецком и башкирском. Премии «Оренбургская лира» были удостоены Анна Степина –

одна из составителей каталога «Диалог художников на фоне эпохи» и искусствовед, заместитель директора музея по научной работе Лидия Медведева. Наш разговор с лауреатами – об участии в новом федеральном музейном проекте.

Лидия Медведева:

– Этот проект показал возможности нашего музея. Включались в него только те, кто обладает хорошей, качественной коллекцией, кто умеет организовать на современном уровне работу с посетителями, кто имеет перспективы дальнейшего развития. И если наш вроде бы не очень большой музей не очень большого города включили в такое своеобразное «соревнование», это о чем-то говорит. Мы объехали районы области и показали, что у нас есть художники, которыми стоит гордиться и которые являются не только оренбургскими, но и российскими художниками.

– Каковы были условия этого «соревнования»? Что предстояло сделать?

Лидия Медведева:

– Мы должны были сделать две большие выставки из нашей коллекции со специально разработанной концепцией. А еще издать по этому поводу каталоги, альбомы. Кроме того, нужно было проехать 12 районов области и показать эти наши выставки. И мы все это сделали! Они сначала прошли в нашем музее, а потом уже в территориях.

– Эпоха глазами художника – за этим стоит особого рода документальность!

Лидия Медведева:

– Когда мы говорим об отражении эпохи, речь идет не столько о событиях и фактах, сколько об атмосфере. О той эмоциональности, о настроении, в котором жили люди, об их духовном состоянии. Это целый комплекс проблем, касающихся истинно человеческого в человеке. И когда смотрим Ледяева – у него же только пейзажи, но они какие-то особенно строгие, тонкие, трепетные. И тут дело в том, что во время войны все то, что нам дорого в жизни, становилось особенно дорого, потому что был страх потерять все это. И каждая березка становилась достоянием. Вот осинка, а вот Урал – он такой чистый, прозрачный. И мы с вами на этом берегу – счастливые люди, когда нет бомб. Фронтовики вспоминают: главное, что было ценным после войны, – это ТИШИНА. Эта благословенная тишина мира и есть в работах Николая Михайловича Ледяева. Он потерял своего единственного сына во время войны. И надо сказать, что эти потери, и личные в том числе, определили «тонус» его работ. В них всегда есть такая печальная нотка...

А у Степанова – контраст. Такая была сложная жизнь, нищета кругом, ведь кусок хлеба был проблемой. И он любил писать много яблок на столе. Много цветов. На самом деле яблоко могло быть одно-единственное. Он просто перекладывал его на столе, писал с разных сторон, когда делал эти натюрморты. Зато создавалось впечатление роскоши – это тоже мечта о жизни. Ведь как бы трудно человеку ни было, он должен верить, что завтра будет лучше. Получается, чтобы выжить – надо радоваться во что бы то ни стало самой жизни!

Анна Степина:

– Я участвовала в подготовке каталога к выставке Ледяева и Степанова –

работали вместе с Л.С. Медведевой. Старались включить все работы, которые находятся в фондах музея. Выставка ведь обычно ограничена пространством зала. Мы возили в районы и виртуальный тур по нашему музею, чтобы все они с помощью новых технологий смогли увидеть наши экспозиции. Многие школьники не знали, что у нас в Оренбурге есть такой музей, и хорошо, что появилось желание увидеть еще и сами оригиналы. Привозили мы и декоративно-прикладное искусство, что было особенно интересно детям. Им хотелось потрогать, посмотреть яркие дымковские игрушки, в глиняную свистульку посвистеть. Показывали и богородскую деревянную игрушку. Практически мы каждый день выезжали куда-то. Очень теплая встреча у нас была в Соль-Илецке.

Значение проекта в том, что в нашей области мы смогли показать частичку фондов нашего музея, и показать достойно. Было приятно осознавать, что наш проект оказал какое-то влияние на культурную жизнь области и Оренбурга. А для меня как-то по-новому открылись сами художники. Когда вникаешь в суть выставки, начинаешь иначе и мир воспринимать. Смотришь, например, на пейзажи тех далеких лет и видишь, что мир изменился, – многое осталось только на картинах. Уже и река сейчас другая, и люди, и отношение наше к природе другое. Но в этом и ценность тех остановленных мгновений – в их историчности.

ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ…

В канун Дня Победы в Оренбургском областном музее изобразительных искусств открылась художественная выставка «Победа – одна на всех» из фондов музея ИЗО. Лидия Сергеевна Медведева сразу называет имя – народный художник Николай Павлович Ерышев.

– У него тема войны в творчестве сохранилась на всю жизнь. Более того, он в 70-х годах пишет автопортрет в войсковом защитном костюме (его как-то взяли на переподготовку и выдали противогаз, форму). Была весна, цвела сирень, и он вдруг под этой роскошной сиренью увидел не людей, а персонажей страшных, которые существовали как бы вне этого светлого мира – в этих костюмах, в противогазах. И создается потрясающая картина. Даже в этом «Автопортрете» есть все – и война, и победа. Он смотрит со страхом в мир, потому что видит хрупкость этого мира. Ерышев всегда писал только то, что сам пережил. В войну он был маленьким мальчиком, но помнил глаза матери своей. Помнил, как кричали соседки, когда получали эти ужасные письма с фронта о гибели близких. Для него трагическая суть войны заключается прежде всего в судьбе женщины. Вот картина «Май 45-го» – стоит женщина. Комната пустая, она – в белом платочке, руки сложила, а глаза – удивительные. Я когда увидела эту картину в мастерской у Ерышева, сказала: «Как она ждала! Потрясающее лицо». А он поправил меня тогда: «Нет, нет! Она ждет! И она будет ждать всю жизнь».

В наш разговор включается куратор экспозиции Вера Алексеевна Щуренкова, старший научный сотрудник отдела фондов музея изобразительных искусств.

– Мы считаем, что эта выставка сильна своим эмоциональным воздействием. Здесь можно выделить портреты, написанные с натуры художниками, которые сами являлись участниками войны. Вот, положим, московский художник Сергей Петрович Викторов знал нашего земляка Александра Ильича Родимцева, дважды Героя Советского Союза. Написал с натуры этот выразительный портрет, а в 2001 году его работу привезла в наш музей Наталья Александровна, дочь Родимцева. Она была директором кремлевских музеев до 2001 года, подарила нам этот портрет, и мы ей очень благодарны.

– Фонды музея позволяют увидеть работы известных художников большой страны.

– Да, здесь и московские, и ленинградские художники. Виктор Костецкий был здесь в эвакуации, народный художник Украины. Они подружились с Александровым, нашим театральным художником, вместе работали. Однажды писали портрет одного и того же человека – Героя Советского Союза. По одним данным он Брагин, а по другим – Брагенец. Стоит еще установить истину. Известно, что он был ранен и находился в наших краях на излечении. Великолепный портрет! Такое мужественное лицо – крепко очень написано.

Мы хотели показать произведения художников, которые непосредственно видели войну, ее участников. Таких, как Михаил Рудаков, как Сергей Викторов. Хотелось представить и тех авторов, которые во время войны были еще детьми, или, вот как Александр Овчинников, юношей. Его работа посвящена проводам односельчан на войну – около здания колхозного правления все происходит.

Здесь же картина «Ополченцы» Юрия Григорьева. Она написана в таком суровом стиле. Есть у нас и такие художники, которые изучали войну по документам, фильмам, литературе, по рассказам ветеранов. Это Юрий Рысухин, например. Его левкас называется «Прощание». Владимир Ефарицкий написал свою работу «Детский дом»: за большим столом сидят детишки – худенькие все, чашки пустые перед ними и опустошенный взгляд в никуда.

Мы включили в выставочный проект и скульптуру Гавриила Петина «Партизаны». Есть на выставке и работа Надежды Петиной «Портрет Героя Советского союза Климова» – она лично его знала, общалась с ним, он возглавлял у нас в летном училище школу космонавтов. Представлена и ее многофигурная композиция «Домой с победой».

Представлена у нас и графика. Интересны работы Ивана Царевича. Названия говорят сами за себя – «Переправа», написанная в Германии, или вот эти – «Разрушенный мост», «Река Неман» – он с натуры делал зарисовки карандашные. Очень интересно сейчас все это рассматривать!

– Ушло в историю то время, а здесь, на полотнах, пропущенное через душу художника, оно зримо предстает перед нами. Картины передают и атмосферу, и внутреннее состояние целого поколения Победителей. Неожиданной кажется здесь картина Ледяева, на которой изображен интерьер дома – времен 40-50-х, наверное.

– Из этого дома – расположен он был в Форштадте и уже не существует – ушел на фронт и не вернулся сын Николая Ледяева. И уже потом, когда прошло время, художник сделал его портрет. Мы постарались восстановить кусочек дома, откуда ушел на войну этот юноша, – решили добавить в нашу художественную экспозицию такой «антураж», вещи тех лет. Вы видите здесь уголок интерьера, патефон и пластинки тех лет. А еще – женское платьице из крепа 40-х годов. А в витрине под стеклом мы разместили письма-треугольники тех военных лет.

...Выставка получилась художественно-документальной. Это наш новый проект юбилейного года. Нам хотелось погрузить зрителей, посетителей выставки в то время, чтобы они его прочувствовали. Это же не только память самого художника о войне. И народная память во всем этом есть. Наша общая память.