Искусство на войне, искусство о войне

В пору великих потрясений особая роль всегда отводилась искусству. Во время Великой Отечественной оно поднимало дух, после – не давало забыть…

Фронт в тылу

Во время войны в Оренбуржье был организован особый, театральный, фронт, что означало объединение усилий артистов всех театров города и области, а также эвакуированных театров с тем, чтобы поддерживать дух народа в это не простое время. Все военные годы в театре был аншлаг, часто новобранцы прямо из зрительного зала отправлялись на вокзал, откуда уходили эшелоны на фронт. И это было их последним воспоминанием о дофронтовой, мирной жизни. На боевой лад, на борьбу с врагом и трудностями военного времени народ тогда настраивали такие спектакли, как «Давным-давно», «Русские люди», «Офицер флота», «Олеко Дундич»…

Город Чкалов стал своего рода центром «культурной» эвакуации. В Оренбургском областном архиве хранятся данные о деятельности театров на территории области в период с 1941 по 1944 год, из которых следует, что в Чкаловской области функционировало тогда, в общей сложности, 15 театров – 7 местных и 8 эвакуированных. Примечательно, что именно в военное время, в 1943 году, было положено начало театрально-педагогической деятельности, речь идет о первой театральной студии, открытой при Чкаловском областном драматическом театре им. М. Горького под руководством его главного режиссера Павла Борисовича Харлипа.

Помимо работы «на стационаре», артисты были заняты в военно-шефской работе, выступая в госпиталях и клубах области. Выездную программу артистов составляло чтение произведений русских писателей А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, В.В. Маяковского, М. Горького, К. Симонова, а также исполнение романсов и фронтовых песен, эпизодов спектаклей.

За годы войны в Чкалове было сформировано 17 фронтовых бригад, первая из них выехала на передовую уже в ноябре 1941 года. Артисты дали тысячи концертов в госпиталях, в военных частях, в домах Красной Армии. Дважды артисты выезжали на Западный фронт с важной миссией - выступить перед бойцами первого и второго эшелона Действующей Армии и передать им подарки от родных и близких.

Были среди оренбургских-чкаловских артистов и те, кто ушел из стен театра на фронт воевать. Актеры Чкаловского драматического театра Иван Яковлевич Бражников служил стрелком-радистом; Иван Фомичев,  участвуя в блокаде переправы через реку Днепр, вместе со своим экипажем сбил три вражеских самолета и за проявленное мужество был удостоен звания Героя Советского Союза.  

Так или иначе, с помощью творчества или автомата, артисты вносили свой вклад в дело борьбы с фашизмом. Победа действительно оказалась за нами, и впереди была новая бедная, но мирная жизнь.

 

Конец войны – начало мира

Закончилась война и всем, кто ее пережил, предстояло начать жизнь с чистого листа. Большинство артистов театра военных лет волею судеб разъехались по другим городам, но труппу пополнили молодые кадры, закончившие театральную студию – ту самую, что появилась, еще в военные годы. Уже в 1947 году открыло свои двери новое здание Оренбургского областного драматического театра.

В 50-е годы на работу в Оренбургский театр приезжали опытные артисты, пережившие войну: Зиновия Петровна Улановская, Иван Оскарович Конкс, Ирина Федоровна Щеглова, Елена Эрастовна Высоцкая, Вениамин Евсеевич Бескин, Мария Михайловна Янковская, Розалия Соломоновна Плескачевская, Юрий Самойлович Иоффе, который почти на двадцать лет стал главным режиссером театра.

В 1962 году в Оренбург оказался замечательный актер (впоследствии народный артист РСФСР) Александр Михалев, за плечами у которого уже была насыщенная биография.  В годы войны он служил в драматическом театре Дальневосточного военного округа в городе Уссурийске. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За победу над Германией», медалью «За победу над Японией», медалью и орденом Китайской народной республики.  Артист вспоминал, что в годы войны люди шли в театр за правдой. За правдой о войне.

В театральном архиве сохранились воспоминания актеров, переживших войну, о тех тяжелых годах, когда в буквальном смысле им приходилось не жить, а выживать. Вот, к примеру, отрывок из воспоминаний заслуженного артиста России Василия Павловича Шура (1936 – 2012), который жил в оккупированной фашистами Белоруссии:

«И вот однажды, проревел немецкий «мессершмитт», послышался лай собак, и мы побежали. Убегая от фашистов, добежали до болотца, слышны были автоматные очереди, крики и плач детей, лай собак ушел в другую сторону…  Мы выбежали на покатую полянку, в низине было небольшое озерко, скорее, болотная лужа.

Мама каждого из нас закопала в болотную траву, прикрыла мхом, а сама, взявшись за тоненький ствол ивы, опустилась с головой в озерко. Я лежал в болотной трясине, было темно и страшно, никто даже не пикнул, надо мной проносились немецкие сапоги.  Обстоятельства заставляют человека приспосабливаться, и желание выжить становится главным в твоей жизни.  Я помню это ощущение: чтобы выжить – надо потерпеть.  На наше счастье немцы прошли быстро, удалялось хлюпанье немецких шагов…  Когда мама раскопала нас, я на всю жизнь запомнил этот запах свежей болотной травы, ставший для меня символом жизни, спасения! Ведь мы были на волосок от смерти!  Это осталось со мной на всю жизнь».

Конечно же, все послевоенные годы и по сей день в репертуаре театра были и есть постановки о войне. Вот уже десять последних лет на сцене Оренбургского драматического театра идет спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» в постановке народного артиста России Рифката Исрафилова, и кажется, что нет оренбуржца, который хотя бы раз не видел эту замечательную работу.

В нынешнем, победном году здесь появились целых два спектакля о войне «Письма памяти» (реж. Олег Николаев) и «Позови меня в прошлое» (реж. Рифкат Исрафилов).

Двойная премьера

на сцене оренбургской драмы

Две разные по форме, но одинаковые по смыслу премьеры театра состоялись в конце марта. «Позови меня в прошлое» – спектакль по пьесе известного оренбургского журналиста Павла Рыкова.

По сюжету двое молодых людей посещают мероприятие «Ночь музеев» и попадают в прошлое, где перед ними «оживают» герои Великой Отечественной, чья биография прочно связана с нашим краем. Муса Джалиль, Александр Шморель, Александр Родимцев, Алексей Фатьянов, Василий Соловьев-Седой, Михаил Клипиницер и другие реальные исторические персонажи. Они предстают перед современными молодыми людьми в сценах, где проявляют свои лучшие качества – волю, характер и искреннюю любовь к Родине, которую в наше время крайне важно не путать с, так называемым, «ура-патриотизмом».

«Письма памяти» - это постановка по письмам военных лет, это спектакль-реквием, в котором драматические актеры не произносят ни слова. Это спектакль пластический, где актеры танцуя переживают, а переживая танцуют. Мирная жизнь сменяется тяготами войны, но самое тяжелое для людей это, пожалуй, расставание.

Мужчины на фронте, женщины в тылу, большинство из них не увидятся больше никогда. Останутся только письма…

Обе постановки только начинают свою репертуарно жизнь, но уже можно с уверенностью говорить о зрительском интересе, успехе и выполнении главной функции подобных постановок – сбережение Памяти.