Они защищали родину

ЦВЕТНЫЕ СНЫ ХУДОЖНИКА КУТУЕВА

Художник Андрей Васильевич Кутуев работает во всех жанрах. Правда портрет любит меньше других. Считает, что не очень удается ему этот жанр. Хотя полтора десятка лет проработал в портретном цехе художественного фонда, считает, что это не только не пошло ему на пользу, а даже помешало. Потому что работа была не творческая, нужно было писать портреты передовиков по фотографиям. А он привык работать с натуры. Более всего Кутуеву удается пейзаж. Он любит писать природу. Поэтому, видимо, и не прижился в городе. Все время мечтал уехать в деревню. Пречистенка, откуда он родом, далековата. А тут поехал по делам в Подгороднюю Покровку. И восхитился: какая местность – степь, речка. Пошел в школу устраиваться на работу. Директор его принял с распростертыми объятиями. Еще бы – уроки черчения и рисования в сельской школе будет вести профессиональный художник!

 

Но Кутуеву этого было мало. И он организовал изостудию, в которую ездят заниматься даже ребятишки из города. Многие его воспитанники стали профессиональными художниками, окончили Оренбургское художественное училище, некоторые живут и работают в Ленинграде (Андрей Васильевич до сих пор так называет Санкт-Петербург). Вместе со своими учениками он сделал для школы большую картину – копию с известного полотна художника Верещагина «Тургенев. Бежин луг». Портрет написал сам, а пейзаж –

девчонки-подмастерья.

Есть у Андрея Васильевича помимо живописного дара и педагогического таланта еще одно замечательное качество: он умеет видеть красоту в обыкновенном. Картины, написанные им в окрестностях села необычайно красивы. Не уступают в цветовой насыщенности экзотическим полинезийским пасторалям Гогена. Подгородняя Покровка, какой ее видит художник Кутуев, красива в любое время дня и года – будь то сумерки, облачный денек, зима, весна или грибная осенняя пора. Ни за что не скажешь, что покровские пейзажи написаны человеком, который собирается отметить свое 90-летие – с таким пылом и любовью может смотреть на мир только молодой, жадный до открытий взгляд. Как радостно, что зрелый художник не утратил «жара души»!

А ведь за его плечами – суровый жизненный путь. Андрей Васильевич Кутуев – фронтовик. Участник боевых сражений на Курской дуге. Был тяжело ранен. И все годы после войны рана не давала о себе забывать. Но удивительное дело, он почти не пишет военных сюжетов.

– У меня есть несколько набросков, но то, что я пережил, мне кажется, настолько страшно, что не хочется об этом вспоминать, – говорит Андрей Васильевич. – Лучше, наверное, писать что-то радостное. Вот у меня есть затейка – написать о художественной самодеятельности. Мне так это нравится: закулисная суета, взволнованность перед выступлением, нарядные костюмы. Интересная получится сценка. У меня, между прочим, дипломная работа была тоже про артистов, вернее про то, как таджичка поступает в консерваторию.

Почему таджичка? Потому что Андрей Васильевич учился в Таджикистане, в Сталинабадском художественном училище. Поступил, правда, в Пензенское, но решил, что ему, 20-летнему пареньку, после тяжелого ранения в живот одному в чужом городе не продержаться. На помощь родителей, которые работали в колхозе, в тяжелые послевоенные годы рассчитывать не приходилось. Поэтому отправился в Сталинабад, к крестной. Она хоть и жила небогато, но крестника приютила. Он сдал экзамены в местное училище, которое с отличием и окончил.

Рисовал Кутуев с детских лет. Сколько себя помнит, перерисовывал картинки из книжек и из журнала «Колхозник», который выписывал его отец. На фронте было не до творчества. А вот в 1945 году, когда после ранения служил в Ленинграде адъютантом у командира батальона, вновь начал рисовать. Увольнительную давали часто. Эрмитаж и Русский музей еще были закрыты, знаменитый Медный всадник и Ленин на броневике возле Финляндского вокзала еще были завалены мешками с песком. Но все равно пареньку из деревни Пречистенка посмотреть было на что.

Однажды, гуляя по Невскому проспекту, набрел на мастерскую художников. Увидел в окно мольберт, краски и большую картину «Александр Невский». Робея, спустился в подвал. «Что, солдатик, надобно?» – спросили хозяева подвала. «Да вот зашел посмотреть», – ответил тот. «Занимаетесь рисованием?» «Очень люблю рисовать». «Ну и приходите к нам», – проявили величайшее дружелюбие ленинградцы. Он несколько раз потом бывал в этой мастерской. Новые знакомые дали ему кисти, краски, сказали, где можно разжиться картоном. С их легкой руки он и начал писать красками. Очень хотелось показать свои труды профессиональным художникам, но побоялся. Вдруг, говорит, сказали бы, что я бездарный, это меня убило бы. Сомневаться сомневался, но занятия живописью все же не оставил. И после войны решил стать живописцем.

Да, войну Андрей Васильевич не пишет. Но все прекрасно помнит. Особенно часто вспоминается разведка боем. Просто разведка – это когда боец идет тайно, чтобы его не заметили. А разведка боем – это когда ты идешь открыто, вызывая на себя огонь, для того чтобы рассекретить огневые точки противника. И до той поры, пока не вспыхнет зеленая ракета, – сигнал, что пора возвращаться, разведчик идет под шквальным огнем противника. Обычно в такую разведку идет взвод – 36 человек, а возвращаются пять-шесть. На его глазах – восемнадцатилетнего парнишки – погибло столько товарищей! Вспоминает, как однажды пошел в разведку с земляком Геннадием Поповым. Когда начался огонь, они потихоньку переговаривались. А потом, когда на небе вспыхнула ракета, Андрей окликнул друга: уходим. Тот молчит. Подполз к нему, а у него полная каска крови.

Иногда Андрею Васильевичу снятся сны о войне, о погибших товарищах. Он просыпается и не может уснуть. Природа – то, что может вернуть ему радость жизни. Любимое время года – весна. Поэтому у него много весенних пейзажей. Нравится состояние, когда солнце в закате. В эти часы происходит некое волшебство. Вот белая стена перед глазами. И вдруг на нее попадает вечерний луч солнца, и стена кажется розовой. Ни один закат не похож на другой, считает Андрей Васильевич. Очень влекут его пасмурные дни, в которых разлиты тишина, печаль, покой. И буйный ветер он тоже любит. Иногда работа, которую задумал, ему снится. Просыпаясь, сразу же спешит к холсту. Пишет каждый день. Без этого не может. Когда что-то не получается, ломает в сердцах кисти, соскребает краску до основания и начинает снова. И так до тех пор, пока не ответит сам себе на вопрос: зачем я пишу эту работу, что я хочу сказать людям?

 

ВОЙНА И МИР КОНСТАНТИНА КУЗЕНОВА

Константину Сергеевичу Кузенову 89 лет, но выглядит он много моложе своего возраста – и с неизменно приветливой улыбкой на лице. Удивительно светлый человек!

 

И картины у него такие же светлые, даже посвященные «суровым тем годам». Такова работа «Проводы» из триптиха «Военное время». Залитое солнцем поле, мать благословляет иконой сына, уходящего на фронт. Совсем еще мальчишку! Ему и самому было 17 лет, когда он пошел на войну.

Когда началась война, Константин учился в школе. Ребята постарше уходили на фронт, а он завидовал. Потом ушел отец, следом – старший брат. В 1943 году дошла очередь и до него. Отправили в учебную бригаду пулеметчиков, где готовили младших командиров. Через полгода, в мае 1944-го, высадили под Киевом, где наши части стояли в обороне. А после обороны началось наступление.

Настоящее боевое крещение он получил при форсировании Буга. Смастерили плоты. Его пулеметный расчет и еще два таких же поплыли самыми первыми. Страха перед водой у бойца Кузенова не было, плавать он умел. Сложность была в том, что противоположный берег был очень крутым. Надо было на него взобраться вместе с боевым другом пулеметом. Но Бог дал – благополучно миновали переправу. А тут враг пошел в контр-атаку. Немцы шли на необстрелянных молодых бойцов с автоматами наперевес, стремясь сбросить их в реку. Но красноармейцы не дрогнули, с честью отбив психологически выверенный натиск неприятеля. Через некоторое время фашисты предприняли еще одну попытку контратаки. Но тут уже с переправы подоспело подкрепление. И пулеметчики пошли вперед, выгоняя немцев из их укреплений.

Короткая передышка. Наступила пора пообедать. Война войной, а обед, как говорится, по расписанию. Раздали бойцам банки с американской соевой кашей, и тут началась стрельба... с нашего берега. Артиллеристы еще не знали, что красноармейцы уже находятся в расположении противника. Много ребят тогда полегло, вспоминает Константин Сергеевич. Горько вспоминать об этом. Война – дело коварное и кровавое. А его, видимо, сберегло материнское благословение. Правда, пули его не миновали, дважды был ранен.

Но до Берлина дошел. А потом еще шесть лет после окончания войны служил в армии. И не где-нибудь, а на Чукотке. В общей сложности Константин Кузенов служил девять лет. Все, что он видел за свою многотрудную жизнь, все, что пережил, легло в основу его творчества. Дань военной теме – серия графических работ «Оренбургские герои» о подвигах наших земляков – Героев Советского Союза. Но нашлось в его творчестве и место лирике. И немалое! Какой нежностью и любовью наполнены написанные им пейзажи малой родины, портрет жены, с которой он много лет идет по жизни рука об руку. Не боится Константин Сергеевич касаться и проблем нынешней жизни. Причем не только на полотне. Он активно работает в совете ветеранов Дзержинского района, совете старейшин Оренбурга. Общественная работа не мешает его творческому процессу. Он каждый день чуть свет встает к мольберту, являя собой замечательный пример не только человеческого, но и творческого долголетия.