По движению души

Благодеяние меряется не величиной, а доброй волей, которой порождено.               

                                                                                                                        Сенека

Любите ли вы сказки? Любите ли так, как их любят в театре «Пьеро», который благодарные зрители называют театром-домом, где царит особенная атмосфера добра? К великому сожалению, не у каждого ребенка есть свой собственный дом и не каждый рождается здоровым. Но счастливое детство должно быть у всех малышей. Поэтому «Пьеро» по движению души дарит этим особенным деткам свой талант, мастерство, вдохновение и театральные представления.

Да не прервется связь времен

Творить благие дела – естественное желание гуманного человека. В культурной традиции России общественное призрение было долгие века делом духовным. История нашего общества знает образцы милосердия представителей таких знатных аристократических семей как Шереметевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. В архивах хранятся многочисленные свидетельства благотворительного движения на различных территориях Российской империи, особенно в годы Первой мировой войны.

В наше время вновь возрождается представление о бескорыстной помощи как о важном элементе развитого гражданского общества. Многие предприниматели, деятели культуры и искусства активно занимаются благотворительностью. Ее оказывают самым незащищенным членам общества, первые среди которых – «старые, да малые». Древнеиндийский афоризм гласит: «Благодеяние пустит сотню ростков, если оказать его детям». Добавим, особенно если это сделают талантливые люди.

 

Долговечна ли мода на человеколюбие

Сегодня современный мир поднимает на свой щит филантропию – заботу об улучшении участи всего человечества. В 2010 году 38 американских миллиардеров подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благие цели. Почти сразу же к так называемой «Клятве дарения» присоединилось еще 15 не менее состоятельных человек. Среди инициаторов филантропической кампании – известный инвестор Уоррен Баффет, владелец корпорации Microsoft Билл Гейтс, кинорежиссер Джордж Лукас, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, основатели крупнейшей в мире социальной сети Facebook Марк Цукерберг и Дастин Московиц. Примет ли подобная инициатива массовый характер и в России, готовы ли делиться миллиардами наши меценаты?

– Мы не миллионеры, не олигархи. Но прав был Иммануил Кант, когда говорил, что благотворительность – это долг каждого человека, – так начал ответ на мой вопрос заслуженный артист России, художественный руководитель театра Александр Ярилов. – Любое учреждение, даже такое небогатое как театр, по мере своих возможностей должно принимать участие в этом движении добровольно. Мы сотрудничаем с городским управлением соцзащиты. Наш театр показывает для его подопечных бесплатно четыре спектакля в год. В двух спектаклях в течение всего сезона участвуют специалисты управления федеральной службы налоговых приставов. В театре они проводят акцию «Родительский долг» и оказывают взрослым юридическую консультацию, поддержку в сложных жизненных ситуациях.

У нас есть другой вид благотворительности, когда спектакли оплачивают депутаты, бизнесмены, банкиры, приобщая к искусству маленьких зрителей. В этом году в праздник, посвященный мамам, в нашем театре такую попечительскую акцию провела «Молодая гвардия», организовав сладкое угощение и подарив каждому малышу и его маме по воздушному шарику.

 

Подарить детям сказку

На февральском заседании президиума Совета при Президенте по культуре и искусству, посвященном развитию театрального дела, Владимир Путин говорил о развитии и поддержке детских театров в стране, которые всегда играли роль центров просвещения. Добавим – и благотворительности. Об этой сфере деятельности театра рассказала заместитель директора театра кукол «Пьеро» Людмила Иваненко:

– Каждый сотый ребенок в России живет в детском доме. Кому как не кукольному театру подарить таким малышам сказку? В 2006 году мы впервые проводили благотворительную акцию «Театр – праздник для детей». Идея была привлечь внимание общественности, средств массовой информации, депутатов к проблемам театра и детства. После этого была целая серия благотворительных спектаклей. Мы выезжали в детские дома города и области, приглашали в театр деток из коррекционных домов-интернатов.

В числе таких объектов – детский реабилитационный центр «Проталинка». Дружба театра с ним крепнет и развивается. Каждый год 1 сентября, в Новый год, в День детства, спонсоры оплачивают спектакли, на которые мы приглашаем детей с особенностями развития. Наши актеры подружились с ними, вместе мы отмечали и годовщину, и пятилетие открытия «Проталинки».

Общественные и политические деятели Оренбурга, не афишируя своего имени, покровительствуют детским садам, школам, организуя для них показ спектаклей за счет спонсорских средств. Банки «Газпромбанк», «Уралсиб», «Русь», с которыми нас связывает многолетнее сотрудничество, помогают увидеть постановки сиротам, детям, находящимся на попечении.

Благодаря спонсорам мы выезжаем к детям, не избалованным театральным искусством. Когда выступаем в ДК «Орбита» в Бердах или ДК «Заря» в Краснохолме и в зале собирается до 600-700 зрителей, – это всегда фурор. Ребята хотят видеть на сцене чудо, волшебство. На это и ориентирован наш коллектив. Подобная практика тоже многолетняя: многие наши спектакли пересмотрели дети из сел Бердянка, Боевое, Нежинки, поселка Куйбышева, Пономаревки, Ташлы Тюльганского района.

Недавно, в масленичную неделю, по приглашению отца Николая (Стремского) театр выезжал со спектаклем в православную гимназию Саракташской обители, чтобы сделать деткам подарок. Они отличаются от своих светских сверстников – и тем, как они нас приветствовали, и как с нами разговаривали, как оказывали помощь при сборе декораций. Эти дети глубже мыслят, шире понимают, по-другому видят. А завершился наш выездной спектакль праздничным колокольным звоном.

А однажды организовать благотворительный спектакль нас попросила коррекционная школа для глухонемых. Мы были в некоторой растерянности, но все же сыграли «Лягушиного короля». Это было фантастично. У таких детей очень развито эмоциональное и визуальное восприятие. Ребята по губам актеров понимали, о чем шла речь, друг другу жестами передавали информацию. Они были такие счастливые! И после этого возвращались к нам не единожды. Здесь уже можно говорить о театральной арт-терапии, психологической, коммуникативной функции искусства, о преодолении социального отчуждения, о социальной адаптации.

Благоприятное воздействие театра на детей с ограниченными возможностями бесспорно. К примеру, на протяжении пяти – шести лет к нам приходит один мальчик с ДЦП, который раньше не говорил. Его мама рассказала, что когда Никита стал знакомиться с миром искусства, у него появилась потребность поделиться с близкими людьми своими впечатлениями, полученными на спектакле. Именно театр стал первым эмоциональным толчком, когда ребенок попытался применить вербальное средство общения. Подростка не часто увидишь в нашем театре, но этот мальчик с мамой приходит постоянно.

Театр является стимулом развития. И в этом – одно из его предназначений.

 

Из Книги отзывов:

Дорогие наши Волшебники! Огромное спасибо за представление! Так здорово делиться добром, красотой, мастерством с детьми. Это помогает, вдохновляет жить и радоваться. Всем огромная благодарность за чуткое, внимательное отношение. Пусть ваши мечты всегда сбываются, и душа поет от счастья.

Татьяна и Никита Амбросимовы

* * *

Большое спасибо за чудесный праздник, великолепный спектакль. Мы в восторге!!! Спасибо за радость в глазах наших малышей. Браво театру! Браво актерам! Творческих вам успехов!

С любовью и лучшими пожеланиями дети и взрослые РЦ «Проталинка»

 

* * *

В «Ладушках» птичий мы хор создаем,

Дружно и весело солнцу поем!

Крепко мы любим «Пьеро» всей душой!

И с нетерпеньем ждем встречи с тобой!

                                                                                                             Семья Королевых

 

* * *

Вы делаете очень нужное дело в воспитании детей. С чего начинается Родина? Вот с такой заботы о малышах. Пусть Бог благословит вас нести тепло любви и доброту детям! Пусть мир, покой и благодать пребудут с вами.

                                                                                         Бабушка Лиза с внуком Петей

 

Наша справка:

Оренбургский муниципальный театр кукол «Пьеро» достаточно молод, он появился в городе Оренбурге в 1991 году. В самом начале творческого пути «Пьеро» - это 5 человек: режиссёр Александр Ярилов, художник Марина Ярилова, бухгалтер Любовь Лапаева и актёрский состав в лице Ирины Байрамовой, Людмилы Глущенко и Андрея Антонова. Однако, несмотря на немногочисленный состав труппы, театр довольно быстро приобретает популярность, притом не только в Оренбурге, но и других городах России. Театр каждый год выпускал новые спектакли, несмотря на то, что не имел на тот момент собственного здания со зрительным залом.

Труппа театра много гастролирует как по России, так и за рубежом. Театр посетил со спектаклями такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Рязань, Астрахань, Ярославль, Нижний Новгород, Тюмень, Челябинск, Магнитогорск. На «ура» выступления принимают зрители Украины, Белоруссии, Казахстана, Польши.

За 20 лет существования изменилось многое. На сегодняшний день у театра кукол «Пьеро» есть свой дом, он обосновался в красивом, романтичном здании в самом центре Оренбурга. С тех пор актёрский состав театра существенно увеличился, пополнился молодыми, энергичными актёрами, готовыми дарить радость своим маленьким зрителям. Среди них: Елена Петрова, Татьяна Глухова, Олеся Баранова, Александр Семенов, Дмитрий Лычагин, Дмитрий Толкунов.

Театр кукол «Пьеро» с честью представляет город Оренбург не только на российских, но и на международных театральных фестивалях: «Киевский май - детям» (г. Киев), международный фестиваль театров кукол «Театр в чемодане (г. Ломжа, Польша), «Муравейник» (г. Иваново), «Рабочая лошадка» (г. Набережные Челны), «Рязанские смотрины» (г. Рязань), «Гостиный двор» (г. Оренбург) и других.