Люди должны понимать, куда они идут

Имя современного драматурга рижанина Игоря Якимова пока мало кому известно. В 2009 году он стал победителем Всероссийского конкурса, проведенного московским театром «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза, его сочинение, названное самим автором сказкой, попало в десятку лучших драматических произведений. Недавно «Северный ветер» получил сценическое воплощение в Оренбургском театре драмы им. М. Горького, где его жанр обозначен как философская притча.

Этот материал - редкий в современной драматургии пример «поэтического театра». Почти незаметно, как бы исподволь, посредством метафор, доброго юмора, элементов жанра фэнтези «Северный ветер» подводит нас к вечным проблемам человеческой природы и нравственных критериев жизни. А позитивный настрой, острый сюжет и яркая, динамичная форма действа привлекают к постановке прежде всего молодого зрителя, но и не только... "Однажды я захотел написать для театра, как мне кажется, умную и добрую сказку, - говорит в одном из интервью драматург Игорь Якимов. - ...И нынешняя молодежь, и сами актеры устали от всей этой навязываемой продюсерами чернухи. В каждом человеке есть какое-то творческое начало. И никогда не поздно его в себе обнаружить..." 

Свой замысел создать на сцене философскую притчу режиссер-постановщик народный артист России Рифкат Исрафилов вынашивал не один год. Он искал пьесу, в которой, пусть опосредованно, иносказательно, но нашли бы отражение те события и человеческие типажи, которые ассоциируются не только с историей нашей страны, но и развитием цивилизаций в целом. Вот одно из его высказываний.

«Герой нашего спектакля Даль в мотивации своих поступков идентичен Иисусу Христу. Однако в мире людей судьба Праведника по-прежнему трагична. На проявление положительных и отрицательных качеств личности, конечно, влияет среда. Но доброта, призыв к созидательному действию есть внутренняя сущность человека, заложенная природой, культурой и этикой. В современном обществе, к большому сожалению, утеряны традиции любви, добра и доверия друг к другу. А ведь это когда-то было у нас! В спектакле нам важно в образах персонажей представить историю развития цивилизации. Нужен новый герой. Особенно молодежи. Нужен ориентир – человек идеи, способный изменить мир».

Художник-постановщик Тан Еникеев расположил на сцене «ледяные глыбы» из прозрачного синтетического поликарбоната, на глазах зрителей «тающие» и переходящие в южный ландшафт. Погода стала олицетворением перемен в душе персонажей.

На общую идею играют и костюмы героев. Их зимние одеяния – отдельная история потерянного народа. Продуманно и решено в едином стиле все – от головных уборов до унтов. Зато летние наряды – прямая отсылка к современности: узнаваемые южные шорты, майки, пляжные шлепанцы. Герои как будто становятся нашими современниками.

Музыкальное оформление Тамары Пикулевой, в основу которого легли любимые всеми песни Владимира Высоцкого, передает и радость, и тревожное ощущение от этих перемен. Ведь не всегда они бывают к лучшему! А, может, мы просто не готовы к ним… Песни Высоцкого – духовные переживания Даля или голос эпохи? Той эпохи, когда необходимо было прокричать: «Спасите наши души!»

«Северный ветер» интересен как для взрослой, так и для молодежной аудитории. В спектакле много романтики и юношеского ощущения времени, дерзких поступков героев и радости большого чувства. Однако в персонажах представлена не только радужная палитра человеческих качеств…

Важно отметить игру актеров, которые воплотили характеры своих персонажей, выстроенные совместно с режиссером в ходе продолжительных репетиций и выстраданные самими исполнителями. Конечно, условия жанра притчи предполагают некую схематичность и типичность сценических образов.

Даль (артисты Максим Меденюк, Дмитрий Татаринцев) действительно нарушил своим появлением привычный ритм жизни жителей долины. Однако чувства досады и раздражения от суровых северных условий в этом обществе уже назревали. С появлением ученого вскрылись затаенные качества человеческой натуры. И на глазах зрителей человеческая идиллия разрушилась.

Бастиан (артисты Дмитрий Воропаев, Максим Калитов) – сильный и отважный охотник, влюбленный в Эли. Он – незаменимый член общества долины, но не очень умен и трусоват перед тем же обществом. Бастиан вызывает сочувствие зрителей и своей простотой, и чувством неразделенной любви, и готовностью к самопожертвованию.

Мельник (заслуженные артисты РФ Владимир Бухаров, Сергей Тыщенко) – зачинщик бунта против Даля, он верховодит мнением общества. Обратить Бастиана «в свою веру» было для него самым сложным, но необходимым. Искусный психолог, Мельник нашел нужные «кнопочки». Как эстафету он бросает «яблоко раздора» Аннерите (артистки Наталья Лавриненко, Наталья Ренева) – та с удовольствием подхватывает идею, ведь если Ученый и Эли исчезнут, Бастиан уж точно останется с ней. Кузнец (заслуженный артист РФ Борис Круглов, Роман Ефимов) – всегда ведомый, он готов согласиться с любой мыслью соседа. Садовник (народный артист РФ Андрей Лещенко, заслуженный артист РФ Юрий Труба) не может быть против общества, даже если ощущает душевный дискомфорт от коллективно принятого решения. В спектакле происходит изменение его общественного статуса по нисходящей линии: раньше старика слушали и считались с ним, а затем он стал одним из ведомых, подчинившись «сильному мира сего» – Мельнику. Эли (Альбина Демченко, Лейла Гусейнова) полюбила Даля, наверное, это чувство помогло ей быть сильной и пойти «против большинства».

Молодой ученый Даль, благодаря которому перестал дуть северный ветер, а в долину пришла весна, прививает жителям знания «цивилизованного» мира, раскрывает простые секреты жизнеустройства.

Казалось бы, тепло, сытно – живи и радуйся! Но… Как тут не вспомнить Маркса с его фразой «бытие определяет сознание». С приходом тепла сознание обитателей долины, в которой постоянно дул северный ветер, стало стремительно меняться, развращаться. Вчерашние добрососедские отношения становятся враждебными. Пропадает добрая взаимовыручка, условия личной выгоды оказываются во главе угла при решении любых вопросов. Микробы корысти, зависти, коварства в тепле начинают размножаться и затуманивать рассудок.

Даля и Эли спасает любовь. Они возвышаются над окружающими, их сердца остаются светлыми. Но не укрыться им от гнева недавних приятелей. Люди жаждут найти и наказать источник их новых бед (им, конечно, стал ученый), они чувствуют, что безвозвратно утратили нечто родное и светлое, без чего жизнь в благоприятных условиях не налаживается. Это история цивилизации, притча-предостережение для нас. «И хотел как лучше, и сделал как лучше, и... ошибся. Люди почему-то перестали быть людьми», – сокрушается пришелец.

Разорвут ли на мелкие части нашего героя или прислушаются к его словам обозленные жители долины? Да и вообще, успеют ли они спастись от вновь надвигающегося северного ветра? Концовка пьесы остается открытой. А вот режиссер предлагает свое решение финала спектакля. Возможно, беспощадное, а возможно, естественно вытекающее… Проведенная параллель с сюжетом картины «Слепые» художника, философа и реалиста Питера Брейгеля приводит нас к пониманию и предостерегает. Поступать, как общество решило, – одно из правил жителей долины. Но «если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Не окажемся ли и мы в этой цепочке?!

Рифкат Исрафилов, режиссер-постановщик спектакля:

«Многие в свое время ругали Советский Союз. А сегодня те, кто ругал, более сдержаны. Все-таки было много интересного для человека в то время. Важно было сохранить это, а мы утратили… Люди должны понимать, куда они идут, к какому финалу. К сожалению, человек остается слепым и глухим во многих вопросах. А если такой слепец начинает вершить чужие судьбы, - неминуема катастрофа».

В народе известная поговорка: не делай добра, не получишь зла. Однако Иисус Христос говорил: «Твори добро! Не воздавай злом за зло!» Герой спектакля ученый Даль явился в мир с Добром! «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Евангелие от Матфея). Где грань между Добром и Злом, Любовью и Ревностью, Благодарностью и Ненавистью? Выбор есть всегда…

Зрителям была представлена не просто премьера спектакля, а явлены главные ценности жизни – те, о которых в суете сует мы забываем или считаем лишними и не нужными в реалиях современной жизни. Персонажи постановки существуют как бы вне времени, они типичны для любой эпохи человечества. Даль не просто ученый-экспериментатор, он – словно посланник небес, призванный помочь людям. Однако далеко не всякий человек осознает это Добро. Иногда кажется: наши нравственные приоритеты сместились настолько, что всем нам пора остановиться и переосмыслить человеческое в человеке.

Мы все стремимся к благополучию, но не всегда понимаем, в чем оно заключается. Возможно, наши представления о нем ошибочны, и благополучие души значительно важнее материального тепла и вседозволенности. Но неужели человеку для сохранения человечности необходимы столь экстремальные условия? Порой хочется ощутить веяние северного ветра, чтобы вспомнить и никогда, при любой погоде не забывать: все мы близкие друг другу люди и должны жить в мире.

 

Наша справка:

ИГОРЬ ЯКИМОВ родился 18 октября 1963 года в городе Рига. Образование –высшее техническое. С 1991 занимается компьютерной графикой и постановкой спецэффектов для кино и телевидения. 2000 году стал сертифицированным специалистом 3D-графики, получил сертификат Alias|Wavefront Maya. В 2006-2008 годах обучался в школе-студии А.Н. Митты, курс сценаристов и режиссеров.

Автор пьес: «Северный ветер» 2009 г. «Алхимик» 2010 г. «Счастливая рубашка для короля» 2010 г. «Скряга из Саардама», 2010 г. «Тест Тьюринга», 2010 г. Его творчество отмечено диплом драматургического конкурса «Действующие лица-2009», Москва, 2010 г., дипломом ВГТРК «Радио Культура» за лучшую пьесу 2009 г., дипломом фестиваля стран СНГ и Балтии «Реабилитация настоящего», Ереван, 2010 г., диплом драматургического конкурса «Действующие лица-2010», Москва, 2011 г.