Двойной символ творческой души

Четыре дня меломаны степной столицы, Орска, Бузулука и Новотроицка наслаждались песенным и танцевальным мастерством артистов родного края, а также именитых гостей – участников XXVII Всероссийского фестиваля профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок». В общей сложности на фестивальных концертах побывало более четырех тысяч зрителей. Никакие погодные катаклизмы, общественные кризисы или житейские передряги не останавливают людей, чья преданность национальным традициям помогает сохранять великое культурное наследие страны. И разве не символично, что в этом проекте органично соединились два исконных символа края – пуховязальный промысел, признанный региональным брендом, и песня как выразительница русской творческой души!

Не иссякнут напевы родной стороны

Знаменательно и то, что в этот раз фестиваль, организаторами которого традиционно выступают правительство области, местное отраслевое министерство и филармония, прошел в рамках Года культуры и нескольких исторических «круглых» дат – 270-летнего юбилея Оренбургской губернии, 80-летия нашей области и 60-летия освоения целины. Кроме того, песенный форум посвящен 55-летию Оренбургского государственного академического русского народного хора. Юбиляр, по праву называемый визитной карточкой края, – постоянный участник и гостеприимный хозяин фестиваля, а художественный руководитель коллектива народный артист РФ Владимир Позднеев назначен главнокомандующим этого музыкального и песенно-танцевального парад звезд.

Поэтому вполне закономерно, что открылся фестиваль выступлением нашего прославленного коллектива, который представил программу «Напевы родной стороны». Слушая раздольные русские песни, сопереживая драматизму событий, нашедших отражение в казачьем фольклоре, поддаваясь обаянию и задору народных плясок, начинаешь понимать, почему слава нашего хора распространилась далеко за пределами Оренбуржья и даже России. Его уникальность проявляется уже в том, что каждый концерт представляет собой яркий многожанровый калейдоскоп. И это не просто череда песен и танцев. Важное место в репертуаре ОГАРНХ занимают сюжетные мини-спектакли. Например, в «Багренье» блестяще разыгран старинный ритуал коллективной ловли рыбы по-казачьи. А какую масштабную и зрелищную панораму являет собой вокально-хореографическая композиция «Оренбуржье мое»! В нее включены песни и танцы народов, которые в далекие времена заселили оренбургскую землю. Яркость костюмов, национальный колорит напевов и танцевальной пластики, динамика самого действа – все это по своему эмоциональному накалу не уступает популярным европейским карнавалам.

Конечно, хор также поет авторские сочинения российских и местных композиторов, но отдает предпочтение традиционной музыкальной культуре родного края. Владимир Позднеев уверен, что в произведениях народного искусства все должно быть тесно связано – история, костюм, вокал, танец. Более того, в его концепцию заложен как просветительский, так и воспитательный аспект. Историю можно донести не только по сухим учебникам, считает художественный руководитель хора: далекое прошлое отечества или родного края глубже воспринимается на чувственно-эстетическом уровне – через музыку, песню, танец, обряд.

Сорок музыкантов. И каждый солист

Гостем второго фестивального дня на филармонической сцене был Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов. За сравнительно небольшой срок (создан в 1995 году) под художественным руководством главного дирижера заслуженного артиста России Олега Федянина коллектив занял свое достойное место в ряду лучших народных оркестров России. На сегодняшний день в его составе 40 музыкантов. И практически каждый может выступить в качестве солиста. Имена ведущих исполнителей, как инструменталистов, так и вокалистов приобрели заслуженную популярность не только у жителей Липецка, но и далеко за его пределами.

Горячими аплодисментами встречала и провожала оренбургская публика заслуженного артиста России Александра Короткова (баритон), лауреата всероссийского конкурса Нину Логинову (народный вокал), лауреата международного конкурса Галину Овсянникову (сопрано). Бурный восторг вызвали сольные партии оркестровых произведений в исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов Татьяны Смирновой (домра), Александра Серого (балалайка), Александра Крупина (фагот), Павла Каспрука (флейта), Юрия Беляева (баян). 
Творческая жизнь коллектива отличается напряженным ритмом: выступления на профессиональных всероссийских и международных фестивалях, гастроли по России, участие в массовых народных праздниках и презентациях. В репертуаре оркестра накоплено свыше 600 произведений различной жанровой и стилистической направленности. Свою задачу Липецкий государственный оркестр русских народных инструментов видит в том, чтобы возрождать духовные традиции общества, изучать историю страны через народное искусство, приобщать молодежь к отечественному музыкальному наследию. По реакции оренбургских зрителей было видно, что эта задача вполне достижима.
 

Наследники и продолжатели традиций

Третий фестивальный день подарил встречу с Воронежским государственным академическим русским народным хором имени К.И. Масалитинова. Коллектив зародился в суровом 1943 году, когда песня обрела высокую миссию вдохновительницы в священной борьбе против врага. На протяжении многих десятилетий воронежцы с успехом представляют зрителям концертные программы, основанные на уникальных традициях южнорусского песенного и танцевального фольклора, ведь корни первого крестьянского хора в России, созданного знаменитым русским музыкантом и собирателем народных песен Пятницким, уходят в воронежскую землю. В начале прошлого столетия Митрофан Ефимович собрал преимущественно из крестьян этой губернии хоровой коллектив, и вскоре русские песни зазвучали в концертных залах столицы. Дорога на большую сцену проложена и частушкам, которые с блеском пела всенародная любимица, солистка Воронежского хора Мария Мордасова.

Сегодня репертуар, накопленный хоровым коллективом, колоссален и включает несколько сотен произведений разных музыкальных жанров: от композиций «золотого фонда» до новейших постановок. Он известен особой манерой пения, характерным звучанием низких женских голосов, насыщенных мягким бархатным тембром. Богатство неповторимого многоголосного звучания раскрывают произведения, исполняемые без музыкального сопровождения. Со сцены звучат шуточные игровые припевки, лирические страдания, частушки, украинские, белорусские народные песни, бытующие на территории Воронежской области, произведения казачьего фольклора, а также современные авторские песни и многое другое. Артисты хореографической группы мастерски водят масштабные хороводы, а такие танцевальные номера, как легендарный «Танец с бубнами», покоряют зрителей непревзойденной виртуозностью.

Надеждинские «лебедушки»

Завершающий день фестиваля также оставил в зрительских сердцах неизгладимые впечатления. Гром аплодисментов, крики восторга сопровождали каждый выход столичного гостя – государственного академического хореографического ансамбля «Березка».

Напомню, что в 1948 году выдающийся хореограф Надежда Надеждина (1908 - 1979) организовала группу из шестнадцати танцующих девушек и стала родоначальницей не только уникального ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Человек высочайшей культуры и эрудиции, она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа. Каждый сочиненный и поставленный ею танец насыщен глубочайшей по форме и содержанию драматургией, имеет свой сюжет, будь то жанровая сцена или плавный девичий хоровод. Как писала одна из газет, за десятилетия концертной деятельности юные танцовщицы ансамбля «проплыли» своим диковинным шагом расстояние, равное длине экватора. Изумительные по своей красоте представления «Березки» видели десятки миллионов зрителей, ей аплодировали в более чем 80 странах на пяти континентах земного шара.

Надеждинские шедевры и сегодня занимают центральное место в репертуаре коллектива. В этом, прежде всего, заслуга нынешнего художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля, народной артистки СССР и Украины, профессора, академика Миры Кольцовой. Ведущая солистка ансамбля стала достойной наследницей и преемницей: она не только сохранила, но и приумножила творческое наследие своего любимого педагога.

На последнем концерте присутствовал губернатор Юрий Берг. Он поблагодарил всех участников масштабной культурной акции с успешным ее проведением, вручил именные благодарственные письма организаторам и руководителям творческих коллективов, а в завершение церемонии закрытия фестиваля сказал: «Оренбургский пуховый платок» – это встреча с прекрасным, которая запомнится на всю жизнь».

Наша справка:

Свою историю фестиваль начинает в 1988 году. Основателями этого уникального действа являлись народная артистка СССР Людмила Зыкина, народный артист СССР  композитор Григорий Пономаренко, заслуженный работник культуры РФ, директор Оренбургского государственного академического русского народного хора Игорь Голиков. Имя фестивалю дала песня Григория Пономаренко на стихи Виктора Бокова, которая по праву считается музыкальным символом Оренбургской области – «Оренбургский пуховый платок».

Попробуйте чувства сдержать, когда звучит со сцены:

«Пусть буран завывает сильнее

Мы не пустим его на порог,

И тебя, моя мама, согреет,

Оренбургский пуховый платок».

Виктор Боков, когда был в Оренбурге, купил для мамы пуховый платок и отправил его в посылке. Наверное, сошлись какие-то стрелы памяти, чем-то задела его теплая, затейливая, пушистая вязь и здесь же, в здании почты он набросал на бланке телеграммы текст этой песни. 

Надежда Емельянова