Искра, которая в нас живет

Не смотря на то, что прошлым летом самодеятельные художники, мастера-прикладники и приверженцы самых разных направлений промыслов лишились своего специализированного выставочного зала, а вместе с ним мастерских и студийных помещений, их творческая жизнь не остановилась. Проводятся и готовятся выставки в Москве, Екатеринбурге, Казани, берет старт областная передвижная выставка, в канун майских праздников один из лучших залов города обещает предоставить свои площади под традиционную экспозицию «Весна Победы».

Сейчас для последователей прославленного левши всех этих умельцев, которые, как говорится, на все руки от скуки, базовой площадкой стал актовый зал областного методического центра народного творчества. Ежедневно они приходят и приезжают на улицу Пролетарскую, 24: здесь проводятся творческие встречи, занятия по изобразительному искусству, художественным ремеслам, здесь живет и работает коллектив «Народная галерея». О том, как в искусных руках рождаются произведения декоративно-прикладного искусства, рассказывает методист ГБУК «ОМЦНТ» Ольга КЛЫКОВА.  

Сегодня мастер-класс художественной обработки войлока ведет Калима Виллер – потомственная мастерица, дипломант и лауреат областных и межрегиональных конкурсов, талантливая, добрая и очень красивая женщина. Раскладывает, расправляет, чтобы показать во всей красе свои новые работы – войлочные панно, коврики. А мы ставим греться чай, достаем нехитрое угощение – «конфеты-бараночки» и готовим вопросы мастерице.

Первой спрашивает Ирина Липатова, сама художник, мастер традиционной текстильной куклы:

– Сейчас в продаже есть шерсть для валяния всех мыслимых и немыслимых расцветок. А как относится к этому разноцветью народная традиция?                                       – Там, где прошло мое детство – в Мартукском районе Актюбинской области Казахской ССР – были в основном белые, черные и красные войлоки. Очень красиво, нарядно! В целом в Западном Казахстане преобладали натуральный колорит, солярные знаки – декоративный мотив в виде круга или полукруга, равномерно разделенного на сектора, круглые розетки, так называемые вертуны, спирали. В орнаментах этот знак встречается повсеместно как символ солнца, света и жизни. Для Сырдарьи, Жетысу характерны пастельные тона, ручное жгутовое выкладывание. Юг – красный, желтый, синий, зеленый, а из элементов – свернутый рог в различных сочетаниях. Испокон веков использовали натуральные, природные пигменты, лишь сравнительно недавно появились анилиновые красители.   

… Тем временем инструменты и материалы подготовлены, решено сделать панно, сочетающее сюжетный рисунок и традиции народного орнамента. Начинаем настилать первый слой.

Наталья Стуколова (художник-мастер, автор собственной техники картин из пряжи) задает «технический вопрос»:

– Какой толщины должна быть основа? Одинакова ли она для коврика или сумки, шляпки или тапочек?

– Для нашего панно мы сделаем основу в четыре слоя. Такой же толщины достаточно, например, для сумки. Современная шерсть не всегда хорошо обрабатывается. Нужно еще уметь ее выбирать. Так шерсть троицкого производства ярких тонов сильно линяет. Тонкая шерсть плохо валяется, полутонкая годится для изготовления шляп, обуви, сумок, панно. На шарф берите только импортное сырье. Профессиональные рекомендации по выбору шерсти дает опытный мастер Любовь Воронина. Ее материалы и еще много полезного вы найдете на сайте felt.ru, там есть интересная статья «Несколько слов о шерсти». Для укрепления основы можно использовать ткани – шифон, крепдешин, хорошо подходит лен. Чтобы шерсть лучше легла, обработайте, подерите ткань ческой и увлажните.

Раиса Михайлова (мастер текстиля, куклы) высказывает личное пожелание:

– Прежде чем делать сумку, я хочу сделать тапочки… 

– Тогда вам нужно шесть-восемь слоев. И валять лучше прямо на себе, только прежде на ноги надеть целлофановые пакеты: удобнее так и валять, сразу оба тапочка, постепенно набирая толщину.

… Улыбаемся – вот какое это оказывается веселое дело! Мы закончили выстилать первый слой, начинаем второй, при этом кладем волокна поперек предыдущего.

– Мне понравились войлочные работы на шифоне, а можно ли валять на бархате? – спрашивает Галина Рыжакова, художник-мастер точечной росписи.                        

– Для плотных тканей – не только бархата, но и сукна, драпа предлагаю использовать прием фильцевания – сухого валяния с помощью специальной иглы. Ну а мы попробуем провести процесс мокрого валяния. Для него существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом. На готовую молочно-белую основу выкладываем вырезанные из темно-красного войлока детали: «рога»… поливаем горячим мыльным раствором, прижимаем, уплотняем… покрываем капроновой сеткой-тюлем, навиваем на большую деревянную скалку, начинаем катать…

– Где Вы берете идеи для творчества?

– Идеи? Да повсюду. Стараюсь серьезно изучать истоки – народную символику. Один из самых древних и в тоже время самых известных символов – олень Филипповских курганов, знаменитый сарматский олень. И вдруг я натыкаюсь на информацию о Пазырыке – большом, недавно найденном захоронении с богатейшим кладом предметов декоративно-прикладного искусства. И вижу: грифоны, лошади – выразительные стилизованные изображения, но больше всего поразили олени – точно такие, как сарматские: те же рога, то же характерное положение ног. Ух, прямо дух захватило от гордости – «наш» олень! Художественно переосмысливая, я иногда разворачиваю фигуры своих зверей и птиц, использую разные ракурсы, чтобы они предстали во всей красе. Давно дала себе слово: каждый год делать новую работу в народной традиции. Вот новый текмет (символ с использованием круга и ромба – О. Клыкова) с казахскими орнаментами – хотя… они не только казахские! Вот посмотрите: этот элемент не напоминает разве славянскую берегиню? Я, например, воспринимаю эту фигуру именно так. Нельзя, мне кажется, делить узоры по «национальному признаку».                                                                           Еще недавно сделала для себя такое открытие: до XIX века казахи обязательно декорировали все, что окружало человека – жилище, предметы быта (сумки, шапки, обувь), но совершенно не украшали одежду! По крайней мере, женскую, детскую. Да и мужская украшалась очень сдержанно: верхняя – только вышитым декоративным элементом на спине. Тот обильный декор одежды, который мы видим сегодня, как, впрочем, и множество изменений в крое традиционного костюма, постепенно появился уже после присоединения к Российской империи. Вспоминаю тот день, когда нам, трем сестрам, валяли приданое. Бабушка серьезно подходила к этому делу: года три собирала шерсть с наших шести овечек, всю ее заранее перебрали, перемыли, сходили с подарками к старой мастерице – во всей округе такая была одна, чтобы вырезала нам красивые орнаменты из красной и белой шерсти. И вот с утра началась веселая суета. Парни носили, грели воду в больших чанах, чтобы поливать войлоки. Женщины готовили угощение, хлопотали. Мама совсем запыхалась. А бабушки руководили «художественным процессом». И все это с шутками, весело! Я жалею, что сейчас так не готовят приданое…

– Недавно видела по телевидению сюжет: чего только не сделала из войлока мастерица! – делится Наталья Витальевна. – Чемодан из войлока, войлочный холодильник, войлочная мебель, семья из войлока сидит за войлочным столом – лепит войлочные пельмени, войлочная девочка играет на пианино из войлока! Я восхищаюсь, зову внучку, а она спрашивает: «Зачем это?» 

– Почему я валяю? – Калима Виллер кивает, улыбается. – Душа просит. Если бабушка валяла войлоки, чтобы на нары стелить, то у меня – да, душа просит!

– Калима, а есть своя мастерская?

– Какая мастерская! Мужа гоняю (смеется), всей семье покоя не даю! Хочу подчеркнуть нашу избранность – мы не следуем серым будням. Искра, которая в нас горит, подвигает что-то делать. И, наверное, то, что мы делаем, несет какую-то радость людям.

– А что насчет планов?

– Хочу сделать большое панно: «Мой Оренбург» – в окружении народного орнамента и под его защитой.

– Продукция спросом пользуется?

– Да, я очень рада, что вещи из войлока имеют такой спрос. Есть и постоянные покупатели. Одна любительница буквально охотится за моими кошками. Как-то раз сделала кота в виде японской миниатюрной скульптуры нэцке, а она попросила… приделать цветные усы! Я попыталась объяснить, что это же другой стиль, но она настояла на своем!                                 

…За интересной беседой мы, как вы понимаете, не сидели сложа руки: поливали кипятком, катали, комкали и тискали. Настало время развернуть и полюбоваться. Полюбуйтесь и вы! А еще лучше – приходите к нам. У нас же столько всего интересного! Запомнили адрес? Улица Пролетарская, 24 – Центр народного творчества.

Наша справка:

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. Felt – войлок, фильцевание, фильц, набивание) – особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Различают два вида валяния шерсти – сухое и мокрое. Сухое применяется для создания объемных изделий – игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания: во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, то есть плоских изделий.

Расходные материалы – шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния, он различается по толщине и мягкости. Для изготовления изделий из шерсти может также применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий подходит шелк, органза, различные декоративные нити и волокно.