Пусть в мире торжествует лишь гармония…

Три мартовских дня останутся в культурной летописи края под знаком воистину божественной музыки. Именно такое впечатление оставил IV фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», который продолжил широкомасштабную программу мероприятий регионального правительства, посвященных «Году культуры» в России, 270-летию Оренбургской губернии и 80-летию области.

Четыре года назад, предваряя презентацию нового фестивального проекта, его арт-директор народный артист России Денис Мацуев в разговорах с журналистами местных СМИ выразил надежду на то, что культурная «экспансия» будет распространяться по Оренбуржью, захватывая новые города и районы:

– Москва – это еще не вся Россия, а областной центр – это не весь регион. Надо, чтобы классика в живом исполнении лучших музыкантов страны стала доступна практически всем любителям музыки даже в глубинке.

С тех пор Денис Леонидович последовательно и целенаправленно приводит этот план в действие. И, как справедливо отметил бессменный ведущий фестиваля народный артист России С.И. Бэлза, наша область отныне находится под культурным патронатом Дениса Мацуева, который «не только осуществляет свою деятельность посредством общения с публикой, но и в качестве президента благотворительного фонда «Новые имена» выполняет благородную миссию поиска и поддержки молодых дарований».

Особенно важен тот факт, что губернатор Ю.А. Берг, проявляя личную заинтересованность к фестивалю, оказывает ему всестороннюю поддержку. В своем приветствии, обращенном со сцены концертного зала филармонии к участникам музыкального форума, Юрий Александрович сказал:

– «Сезоны», получившие оренбургскую прописку по инициативе прекрасного музыканта, известного деятеля культуры Дениса Мацуева, имеют для оренбуржцев большое значение. Его культурные маршруты прокладываются теперь по всей области. Я очень рад тому, что по инициативе Дениса Мацуева мы приобрели рояли Yamaha Japan, и теперь два прекрасных музыкальных инструмента будут звучать в Домах культуры Новосергиевского и Беляевского районов. Это значит, что здесь могут проходить серьезные концерты академической музыки, фестивали, которые помогут растить новые юные дарования.

Забегая вперед, скажем, что обе муниципальные территории явились в этом году равноправными фестивальными площадками. В Новосергиевке состоялся концерт с участием юных дарований Оренбуржья, самого мэтра и его коллеги, контрабасиста Андрея Иванова. В Беляевке прошла церемония награждения и концерт счастливых обладателей дипломов стипендиатов фонда «Новые имена Оренбуржья-2014»: ими стали шесть учащихся детских творческих школ Бузулука, Орска и Оренбурга. Символический очаг фонда на сцене Беляевского РДК зажгли Д.Л. Мацуев вместе с Ю.А. Бергом, а право погасить его предоставили самым юным участникам концерта. Безусловно, эти события навсегда останутся в памяти их участников!

В программе четвертых «Сезонов» было еще немало подарков и сюрпризов. Одним из них оказалась новая встреча оренбуржцев с уникальным симфоническим коллективом, входящим в список двадцати лучших оркестров мира, – Российским национальным оркестром (РНО) под управлением народного артиста России Михаила Плетнева.

В первый день фестиваля музыканты покорили слушателей совершенным, искренним, глубоким и самобытным исполнением, пожалуй, самых «хрестоматийных» сочинений П.И. Чайковского – Первого фортепианного концерта и Четвертой симфонии. Тонкий интерпретатор музыки своего любимейшего композитора, дирижер создал на сцене и в зале атмосферу подлинной духовности, истинной красоты бытия. Казалось, что в мире не существует ни вражды, ни агрессии (после Крымского референдума невозможно не провести политические параллели). Торжество гармонии и спокойная уверенность в правоте доброй воли, в незыблемости нравственных устоев охватило пространство и объединило в этот вечер всех – и потрясающего солиста Дениса Мацуева, и неповторимого дирижера Михаила Плетнева, и замечательных оркестрантов, и отзывчивую публику. Это была общность людей с возвышенными помыслами, сплоченность единомышленников, делающих вместе одно важное дело…

Программа второго дня отличалась разнообразием имен и жанров. За дирижерский пульт Российского национального оркестра встал народный артист РФ Дмитрий Лисс, и начался настоящий парад солистов, в котором участвовали как знаменитые, так и начинающие звезды отечественной музыкальной сцены. Первым выступал юный московский пианист Александр Малофеев, виртуозно и по-взрослому осмысленно исполнивший две части из соль-минорного Концерта для фортепиано с оркестром К. Сен-Санса. Талантливый мальчик, выражаясь расхожей фразой, произвел настоящий фурор: его наградили неслыханной овацией и вызывали на поклон пять раз!

Продолжить концерт после такого успеха было под силу лишь именитому гостю, и он появился с виолончелью в руках. На филармонической сцене вновь «священнодействовал» заслуженный артист России Александр Князев. Постоянные посетители концертного зала помнят его изумительные выступления в сопровождении симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского на II фестивале «Сезонов», в концертах Ульяновского симфонического и Оренбургского камерного оркестров. Но каждая новая встреча с этим неподражаемым мастером дарит новые ощущения и переживания. В этот раз он исполнил шедевр мирового виолончельного репертуара – си-минорный концерт А. Дворжака, музыка которого, как и музыка Чайковского, пробуждает самые разные душевные переживания – от трагически-исповедальных до ликующе-победных. Искренность и честность Князева по отношению к себе, к автору произведения, к публике поражает, вызывает глубокое уважение и доверие к музыканту, который любое, даже давно и часто исполняемое сочинение играет как в последний раз, как перед причастием. Это знак наивысшей степени мастерства!

Во II отделении слушатели насладились виртуозной игрой на скрипке стипендиатки фонда «Новые имена» новотройчанки Елизаветы Сеселкиной, которая уже два года продолжает учебу в Московской средней специальной школе им. Гнесиных. Она исполнила сложную пьесу П. Сарасате «Интродукция и тарантелла» и заслужила длительные теплые аплодисменты земляков. Затем состоялось знакомство оренбургских меломанов с еще одним участником фестиваля – лауреатом международных конкурсов Игорем Федоровым. Он представил очень интересный по форме и музыкальному материалу Концерт для кларнета с оркестром современного английского композитора, трубача и дирижера М. Арнольда, который посвятил свое сочинение всемирно известному джазовому кларнетисту Бенни Гудмену. В исполнении молодого, но уже титулованного и востребованного музыканта кларнет прозвучал озорно, высокотехнично, напевно и проникновенно, поразив слушателей богатством динамических и тембральных оттенков.

А завершал программу второго фестивального дня сам Денис Мацуев. Вначале он подхватил джазовую музыкальную эстафету у предыдущего солиста, блистательно сыграв «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина. Вслед за ней впервые в Оренбурге прозвучали «Вариации на тему Паганини» для фортепиано с оркестром крупнейшего польского композитора XX века Витольда Лютославского. Знаменитая тема 24-го Каприса Паганини – то колкая, то нежная, то грозная, то щемящая, поддержанная звуковыми волнами оркестра, к окончанию произведения выросла, казалось, до вселенских масштабов, утверждая силу и мощь человеческого духа, гений музыкального мастерства. Потрясенные и завороженные слушатели долго аплодировали исполнителям стоя, тем самым выражая свою благодарность и восхищение…

Третий, завершающий день «Сезонов» назывался «Денис Мацуев и друзья» и по уже сложившейся традиции был посвящен джазу (хорошо известно, что это увлечение присутствует в жизни и творчестве Дениса Леонидовича с юных лет).  Сам автор проекта был неистощим на стилистические выдумки и пианистические приемы, великолепен в образе джазмена. Под стать лидеру программы выступали и его друзья давние знакомые оренбуржцев Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (ударные) и Айдар Гайнуллин (баян), а также присоединившиеся к ним Игорь Федоров (кларнет) и Борислав Струлев (виолончель). Они показали виртуознейшее и необычайно эффектное владение музыкальными инструментами в импровизациях на классические темы и джазовые стандарты в собственных авторских композициях. В музыкальном калейдоскопе сменяли друг друга ансамблевые сюжеты и сольные пируэты, лирические дуэты и остроумные «дуэли». Публика с удовольствием отзывалась на все музыкальные шутки, азартно включалась в диалог сцены и зала. Концерт пролетел незаметно, и наступила пора расставания…

«Прощальный монолог» Дениса Мацуева прозвучал весомым и серьезным финальным «аккордом» всего фестиваля. Прославленный музыкант и уважаемый в самых широких кругах общественный деятель еще раз напомнил о событиях этих трех дней, в которых важную роль сыграл губернатор Оренбуржья Ю.А. Берг, поблагодарил всех участников культурных акций, прошедших в рамках фестиваля, а также выразил уверенность в том, что через год мы вновь обязательно встретимся. А поскольку это желание обоюдное – значит, так и будет!

 

Наша справка:

Денис Мацуев родился в Иркутске в 1975 году в семье музыкантов (мать – преподаватель игры на фортепиано, отец – композитор, пианист). Родители старались развить в ещё маленьком Денисе навыки игры на фортепиано, приучить ребёнка к музыке. В Иркутске Денис учился в средней школе № 11 имени В.В. Маяковского и школе искусств. В 1990 году Денис вместе с семьёй переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1991 году стал Лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году он поступил в Московскую государственную консерваторию. Его учителями были такие выдающиеся музыканты, как А.А. Наседкин и С.Л. Доренский.В 1995 году Денис Мацуев становится солистом Московской государственной филармонии.

Широкую известность Мацуеву принесла победа на Международном конкурсе П. И. Чайковского в 1998 году, особенно если учесть, что артисту на тот момент было всего лишь 23 года. Его выступление вызвало огромный фурор во всём мире и получило мировой отклик.

На сегодняшний день Денис Мацуев – один из популярнейших пианистов современности, который совмещает в своих музыкальных произведениях собственное новаторство и традиции русской фортепианной школы.