Он улетел… Но обещал вернуться!

В юбилейном концертном сезоне областной филармонии на слушателей, образно говоря, обрушился звездопад исполнителей мирового масштаба. Приезжал в Оренбург и один из самых востребованных оперных бас-баритонов мира, обладатель двух премий «Грэмми» Ильдар Абдразаков.

Народный артист Республики Башкортостан, победитель международных конкурсов вокалистов имени Марии Каллас, Елены Образцовой, Ирины Архиповой, Римского-Корсакова, Глинки; титулованный «Лучший бас мира» – это все о нем. Высокий, стройный 37-летний атлет вне сцены ведет себя совсем не по-премьерски: держится с доброжелательным достоинством. Его открытое загорелое, с едва уловимой бородкой лицо улыбается, располагая к общению; негромкий в разговоре голос обволакивает глубоким бархатным регистром. Певец прибыл на репетицию с филармоническим Камерным оркестром за три дня до концерта, и это при сверхплотном рабочем графике, расписанном до 2017 года!

Всем любителям оперы известно, как стремительно и блистательно развивалась его артистическая карьера. После окончания Уфимского государственного института искусств (1994) – приглашение в театр оперы и балета родного города; в 1998 году Абдразаков дебютировал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и через два года стал его солистом; в 2001-м, в 25 лет, он впервые спел на сцене Ла Скала (Милан), в 2004-м – в Метрополитен-опера (Нью-Йорк), а в дальнейшем стал выступать на ведущих оперных площадках мира в Париже и Лондоне, Барселоне и Мадриде, Мюнхене и Вене, Зальцбурге и Турине, Вашингтоне и Сан-Франциско.

За 20 лет активной творческой деятельности Ильдар сумел создать целую «портретную галерею» разнохарактерных партий в операх и кантатах, если учесть, что для басов в музыкальной литературе не так уж и много написано! Это Фигаро и Лепорелло, Дон Жуан и Дон Базилио, Мефистофель и Аттила, король Филипп и Генрих VIII, Досифей и Моисей, царь Иван Грозный и Князь Игорь…

Западная пресса назвала певца «темным рыцарем» – и, отчасти, она права: ведь, по семейному преданию, его родословная восходит к самому Чингисхану.

Родители Ильдара имели прямое отношение к искусству: мать – художница, а покойный отец – кинорежиссер.

С четырех лет Ильдар начал выходить на сцену и сниматься в фильмах отца. Неудивительно, что судьба выбрала его для этой непростой публичной творческой профессии.

В феврале нынешнего года вслед за успешно возобновленной через 100 лет в Метрополитен-опера постановкой «Князя Игоря» (с Ильдаром Абдразаковым в заглавной роли), у певца вышел в свет дебютный сольный альбом «Властители: русские басовые арии» (Power Players: Russian Arias for Bass).

В новом альбоме Ильдар обратился к культовым произведениям для баса, ставшими символами отечественного оперного наследия. Это подборка из произведений Глинки, Чайковского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Рахманинова и Прокофьева; сюда же включeнa и знаменитая ария из второго акта «Князя Игоря». Аккомпанировал певцу Каунасский симфонический оркестр под управлением Константина Орбеляна – заслуженного артиста России, известного дирижера, любимого музыкального партнера многих, и не только российских, вокалистов.

Заручившись поддержкой мастера (побывавшего в Оренбурге с сольным концертом народного артиста России Дмитрия Хворостовского, знакомого с восторженной оренбургской публикой, знающего возможности нашего камерного оркестра), Ильдар Абдразаков уверенно принял приглашение руководства филармонии и отраслевого министерства области.

Маэстро Орбелян позанимался с оркестром заранее: отобрал нотный материал, наметил темпы произведений, уточнил динамику и штрихи, оговорил темповые замедления и ускорения, ферматы и паузы, представив солисту почти готовый к исполнению программы коллектив. За две с половиной репетиции Ильдар лишь подправил «под себя» некоторые места и в целом остался доволен подготовкой оркестра.

Об этом, а также о многом другом наши именитые гости доброжелательно и позитивно поделились с журналистами в присутствии министра Виктора Шорикова и художественного руководителя филармонии Ирины Кирсановой на пресс-конференции, а затем – после концерта.

И вот, собственно, сам долгожданный концерт! Он начался с торжественно-ликующего «Полонеза» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении камерного оркестра и сразу создал в зале праздничную атмосферу. А затем на сцену вышел Он – в элегантном  смокинге (концертные костюмы Ильдару предоставляются брэндом Ermenegildo Zegna, основавшим благотворительную организацию Zegna& Music, послом которой певец является с 2007 года).

Каватина Алеко из одноименной оперы С.В. Рахманинова прозвучала в трактовке баритонального баса, как показалось многим, более театрально и сценично, но не так по-русски драматично, как, скажем, у Дмитрия Хворостовского. На то есть причины: у Ильдара иная вокальная тесситура, иной возраст и пока еще не столь широкий «русский репертуар», как у его старшего коллеги. Но молодой певец все чаще обращается к произведениям отечественных композиторов: свидетельство тому – первый сольный аудиоальбом. Контрастом по отношению к вокальным номерам программы послужил стройный и несколько меланхоличный «Хор поселян» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», исполненный струнной группой оркестра.

Вторым выходом солиста был «Варяжский гость» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Этот образ сделан им эффектно и мощно, хотя сам певец менее всего ассоциировался с «варягом», ведь покойный отец Ильдара, известный башкирский актер, режиссер, создатель первой в Уфе киностудии Амир Габдульманович Абдразаков родом из села Каипкулово Александровского района Оренбургской области!

Последовавшая далее симфоническая пьеса К. Сен-Санса «Пляска смерти» продемонстрировала мастерство оренбургских оркестрантов, технично и музыкально воссоздавших под руководством Орбеляна эту в высшей степени сложную, виртуозную, с философским подтекстом вещь. Блестящее соло на скрипке исполнила концертмейстер оркестра Валерия Карапетова.

Затем Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра преподнес публике две мощных арии из опер итальянского музыкального гения Дж. Верди – «Аттила» и «Эрнани». Слушателям, не искушенным в перипетиях исторических сюжетов этих, не очень пока популярных в России вердиевских опер, вполне могло показаться, что они наслаждаются монологами на итальянском языке положительных героев. Увы, спешу их разочаровать: Аттила – это варвар, царь гуннов, разрушитель Древнего Рима, прозванный «Бичом Божьим»; другой басовый персонаж – испанский гранд Дон Руи Гомес ди Сильва – зловещий соперник молодого Дона Эрнани. Но оба фрагмента были спеты так ярко, обманчиво душевно и патетично, что в середине второй арии публика не смогла сдержать аплодисменты – но сия «бестактность» обернулась для исполнителей высшей степенью доверия и восхищения!

Второе отделение началось увертюрой к опере В. Моцарта «Дон Жуан» – траги-комической драме, характер которой ясно и живо очерчен в этой музыке.

А потом на сцене один за другим появились два героя оперы – ловкий слуга и его господин – в одном лице баса-интерпретатора – И. Абдразакова. Прозвучали игриво-легкая «Ария со списком» Лепорелло и притворно-любовная «Серенада с мандолиной» Дон Жуана. Оперные хиты продолжали сыпаться, как из рога изобилия: виртуозно кипящая увертюра к «Севильскому цирюльнику» Дж. Россини, за ней – знаменитая «бомборазрывающая» ария Дона Базилио «Клевета», за ними – дьявольски обличающие весь род людской «Куплеты Мефистофеля» из «Фауста» Ш. Гуно…

Были в этот вечер и трогательные моменты, когда Ильдар вспомнил о своем отце, которому в этом году исполнилось бы 80 лет, представил слушателям свою маму и тетушек, приехавших специально на концерт. Весь зал с благодарностью приветствовал их, а солист посвятил им и памяти отца башкирскую народную песню, спев ее «a capella», тихо и сердечно.

На «бис» наш гость исполнил два русских романса – «О, если б мог выразить в звуке» П. Малашкина и «Очи черные» Ф. Германа. Концерт закончился, но публика еще долго не хотела расставаться с магнетическим «рыцарем», обаятельным маэстро дирижером, музыкантами оркестра – эхо аплодисментов и восторженных возгласов до сих пор отзывается в памяти...

Ильдар улетел, спеша на новые концерты и ангажементы. Но он обещал вернуться и исполнить не прозвучавшую в оренбургской программе «коронку» – роскошную Арию Филиппа из «Дона Карлоса» Верди, а, быть может, и осуществить свою давнюю мечту – воплотить образы Бориса Годунова из оперы Мусоргского и «рыцаря без страха и упрека» – Дон Кихота из оперы Массне.

Верим, что это возвращение в Оренбург будет скорым и приятным!

 

Блиц-опрос:

 Некоторые артисты заряжаются от зала, другие – боятся зала. Ваш случай?
 Стараюсь не думать об этом. Конечно, нервничаю. Всегда думаю о том, как бы мне красиво спеть. Естественно, думаю, о чем я пою. Аплодисменты, конечно, приятны. Но когда публика хорошо принимает, это чувствуется, даже если в зале тишина.

 В какой момент вы осознали в себе призвание певца, выбрали сценическую карьеру?

 Этот процесс все продолжается (смеется). Я просыпаюсь утром и не знаю: будет звучать голос или не будет. Такой организм.

– Что нужно делать, чтобы он звучал?

Заниматься вокалом. В общем, все важно. Режим питания. Не дай бог, поел что-нибудь острое. Нужно быть осторожным с едой, тем более что сейчас очень много ненатуральных продуктов. В горле запершило – голос может пропасть. Если грязный кондиционер, например, в машине подул – я чувствую через какое-то время, как голос начинает садиться. Певцы, не я один, очень тонко чувствуют изменения своего голоса, каким он был, скажем, полгода назад, и какой он сейчас.

 Вы очень много времени проводите на гастролях. А какой город вы для себя считаете родным?

 Я из Санкт-Петербурга. Вообще-то я башкир, родом из Уфы.

 Кем вы вдохновляетесь из великих басов прошлого и настоящего?

– Чезаре Сьепи, Николай Гяуров, Сэмюел Рэми.