Приношение маэстро

В самый разгар весны в Оренбурге вновь звучало имя музыканта и человека мира Мстислава Ростроповича: здесь проходил второй фестиваль его имени. Учрежденный год назад Министерством культуры РФ, Фондом культурных и гуманитарных программ М. Ростроповича, «Всероссийскими филармоническими сезонами» при всемерной поддержке регионального правительства, новый Международный фестиваль получил прописку в областной филармонии.  

Однако на сей раз торжественное открытие традиционного музыкального форума состоялось на сцене драматического театра им. М. Горького в присутствии многочисленных поклонников классической музыки, профессиональных музыкантов, студентов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, руководства и артистов театра, представителей городской и областной власти, организаторов и участников фестиваля.

С приветственным словом выступил и.о. губернатора Ю.А. Берг, отметив, что «в юбилейный для нашей области год самое время заново оценить наследие прошлого, поразиться величию дел и помыслов наших предшественников, к которым относится и человек-легенда, гордость нашего края, великий музыкант маэстро Мстислав Ростропович». Юрий Александрович горячо поблагодарил за идею проведения фестиваля в Оренбурге наследницу известной во всем мире артистической семьи Ольгу Ростропович – президента Фонда культурных и гуманитарных программ, художественного руководителя фестивалей М. Ростроповича в Москве, Баку, Оренбурге и многих других городах мира. В свою очередь, Ольга Мстиславовна выразила глубокую признательность гостеприимной оренбургской земле, на которой в начале прошлого века жили и работали ее предки, музыканты-просветители Федотовы, где в тяжелое военное время нашла приют семья ее отца. И теперь, спустя десятилетия, дорогое для всех нас имя объединяет исполнителей мирового уровня, лучших музыкантов Оренбуржья, талантливую творческую молодежь. Ольга Ростропович также представила «изюминку» фестивальной афиши – оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. Художественным руководителем постановки в Москве была Галина Вишневская. В нынешнем спектакле участвует оренбурженка, студентка Центра оперного пения Мария Буйносова.

После официального открытия фестиваля место за дирижерским пультом занял Ярослав Ткаленко – дирижер оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской. Зазвучали первые такты вступления к опере, и взору публики, притихшей в предвкушении музыкального священнодейства, открылись скупые, но выразительные в своей простоте декорации: мощный крест-иконостас и грубоватые деревянные помосты. По ходу действия они трансформировались то в площадь перед собором, то в келью иноков, то в приграничную корчму, то в царские палаты. Лики святых на иконостасе также менялись: темнели по мере «помрачения рассудка» Бориса Годунова, наливались алым цветом, символизируя страдания невинно убиенного царевича Дмитрия и, одновременно, утопающего в крови страдальца-народа. В переломные моменты сюжета центральная часть креста угрожающе накренялась, озвученная тревожным колокольным набатом оркестра…

Такое нарочито условное, лапидарное решение сценического пространства вкупе с оригинальной авторской партитурой постановщиков оперы – режиссера Ивана Поповски, художника Валерия Левенталя, дирижера Гинтараса Ринкявичуса – многократно усилило основную идею композитора, стремившегося воссоздать подлинную драму царя Бориса. Подчеркнем, что Центр оперного пения возродил первоначальную музыкальную версию произведения – величественно-эпохальную в своей хоровой архаике (хормейстер Александр Соловьев) и камерно-лирическую в монологах, дуэтных и жанровых сценах, без парадно-великосветской пышности известного «польского» акта.

Глубоко прочувствованной актерской игрой, силой вокального психологизма впечатлил зрителей Алексей Тихомиров (Борис Годунов); чистотой, искренностью и непосредственностью отличалось исполнение вокально-драматических ролей Екатерины Бутримович (Фёдор) и Марии Буйносовой (Ксения). Яркие, выпуклые характерные образы, выразительные по своей строгости, провидческой правдивости, по сочному юмору, по тайному коварству создали – соответственно – солисты Оперного центра: Владислав Попов (Пимен), Савва Тихонов (Юродивый), Алексей Прокопьев (Варлаам), Вячеслав Леонтьев (Мисаил), Мария Гулик (Корчмарка), Петр Сизов (Шуйский), Дмитрий Мазанский (Григорий Отрепьев) и другие. Серьезно, ответственно подошли к своей сценической работе и артисты-дети («тени» царевича Дмитрия). Словом, весь музыкальный спектакль буквально ошеломил оренбургскую публику честной, трагически-светлой трактовкой давних «смутных» страниц российской истории, характеров ее реальных персонажей.

Последующие дни фестиваля были отданы выступлениям солистов и творческих коллективов – гостей и земляков – уже на привычной концертной площадке большого зала областной филармонии.

Два вечера здесь, спустя шесть лет после своего первого триумфального появления в Оренбурге, музицировал один из старейших симфонических коллективов страны, гордость отечественной музыкальной культуры – Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова. Под управлением кавалера почетных орденов многих европейских стран маэстро Гинтараса Ринкявичуса оркестр исполнял шедевры мирового искусства: Симфоническую фантазию «Франческа да Римини» и Симфонию № 5 П. Чайковского, Концерт для виолончели А. Дворжака и Симфонию № 2  С. Рахманинова. Солировал любимый ученик М.Л. Ростроповича, ныне всемирно известный виолончелист, дирижер и педагог Давид Герингас. Любопытно, что чуть более месяца назад, в программе IV фестиваля академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», публика уже слушала 2-й виолончельный концерт Дворжака в исполнении Российского национального оркестра (дирижер Дмитрий Лисс, солист Александр Князев). Тем интереснее было сравнить музыкальные интерпретации разных по мировоззрению и темпераменту, но равных по школе и мастерству творческих личностей!

Четвертый вечер фестиваля назывался «Приношение Маэстро». Его насыщенная разнообразием музыкальных форм и жанров трехчасовая программа состояла из выступлений студентов и преподавателей Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, правопреемника музыкального учебного заведения, в котором в годы Великой Отечественной войны преподавал Леопольд Ростропович, а юный Мстислав начинал учиться. В память о маэстро прозвучало множество произведений в исполнении симфонического оркестра (художественный руководитель и дирижер Руслан Козовчинский), сводного академического хора (художественный руководитель и дирижер Светлана Студенникова), оркестра русских народных инструментов (художественный руководитель Константин Хальзов, дирижеры Жардем Давлеткиреев и Константин Хальзов).

И, наконец, завершал пятидневный фестивальный марафон концерт камерного оркестра Оренбургской филармонии (главный дирижер Олег Бураков) с участием солистов – стипендиатов Фонда культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича. Это была роковая дата: 27 апреля семь лет тому назад маэстро покинул мир земной и остался навечно в сердцах миллионов людей планеты, благодарных слушателей-современников, учеников, наследников его исполнительского искусства. И как же символично и оптимистично было появление именно в этот вечер на сцене филармонии молодых музыкантов, которые успешно начинают свою артистическую карьеру под добрым, заботливым и внимательным патронатом Фонда!

Нежная и настойчивая скрипачка из Барнаула Татьяна Крячкова; невероятно музыкальная, импульсивная и яркая виолончелистка из Тбилиси Лизи Рамишвили; уникально одаренный 12-летний пианист из Москвы Александр Малофеев (за тот месячный промежуток между фестивалем Дениса Мацуева, участником которого также был Саша, и нынешним – юный музыкант успел выступить с концертами в обеих российских столицах и в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже!); изумительный флейтист-виртуоз из Баку Ниджат Мамедов… Безусловно, эти и многие другие имена работоспособных талантливых детей, юношей и девушек вскоре обязательно прославят их родные города и страны. Они всегда будут помнить и гордиться тем, что счастливый входной билет в мир большого настоящего искусства им дало великое имя Мстислава Ростроповича! Счастливые и одухотворенные горячей поддержкой присутствовавших в зале наставников Фонда, своих родителей, благодарных зрителей и старших коллег по сцене, наши юные гости приняли доброе напутствие из уст министра В.А. Шорикова.

Закрывая фестиваль, Виктор Александрович передал его организаторам, участникам и слушателям заверения от имени губернатора области Ю.А. Берга в том, что имя великого гражданина мира Мстислава Ростроповича всегда будет освещать замечательный музыкальный фестиваль, бережно почитаться в городе его юности.

P.S . А напоследок замечу, что свидетелем и непосредственным участником обширной интересной фестивальной программы, которая помимо концертов включала встречи с прессой, деятелями культуры и искусства Оренбуржья, посещение музея семьи Ростроповичей и могилы Леопольда Витольдовича, был внук Маэстро – тоже Мстислав…                      

 

Наша справка:

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов – виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию.

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер.