Увидели мир во всех его красках

В Оренбурге завершился Первый фестиваль театров Приволжского федерального округа. В течение недели три сценические площадки города – областной театр драмы имени М. Горького, театр музыкальной комедии и татарский драмтеатр имени М. Файзи принимали многочисленную публику, общая численность которой превысила три с половиной тысячи человек. Уже накануне открытия билеты были раскуплены практически на все спектакли, что в очередной раз показало: жители нашей степной столицы становятся театралами. Им не терпелось расширить свой кругозор, ведь на фестивальной афише значились труппы из Ульяновска, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, Саранска, Чебоксар, Пензы, Уфы, Казани, Йошкар-Олы, Кудымкара, бывшего до недавнего времени административным центром Коми-Пермяцкого автономного округа. Одно печалило: невозможно было посмотреть все 17 постановок, так как часть из них показывали в одно и то же время. Помимо русскоязычных шли спектакли на шести национальных языках – татарском, башкирском, чувашском, мордовском, марийском и коми-пермяцком.

Почетный гость фестиваля – «ET CETERA» под руководством народного артиста России лауреата Государственной премии СССР Александра Калягина. Московский театр остался в памяти оренбургских театралов еще с 2008 года, когда им, затаив дыхание, довелось следить за перипетиями шекспировского «Шейлока». Известный далеко за российскими пределами коллектив приехал не только для того, чтобы открыть парад театров: он подарил нам отдельную гастрольную программу с пятью разноплановыми спектаклями.

Отвечая на вопросы журналистов, Александр Александрович от имени Союза театральных деятелей РФ, который он возглавляет, поблагодарил организаторов фестиваля, а также тех, кто оказал необходимую поддержку, – особенно правительство области в лице и.о. губернатора Ю.А. Берга: «Я благодарен Юрию Александровичу за то, что появился этот фестиваль. На меня большое впечатление произвела встреча с первым лицом региональной власти, его планы по развитию культуры в крае. Я был во многих субъектах Федерации, но то, что тут собираются сделать, это уникально!»

Ну а сам Юрий Александрович Берг пришел на торжественное открытие фестиваля, чтобы дать старт сценическому марафону. В короткой приветственной речи он, в частности, выразил надежду, что другие регионы, входящие в округ, подхватят эту инициативу, и фестиваль театров ПФО продолжит свое существование в будущем.

«Буря» задала планку

В день открытия состоялись показы двух спектаклей: «ET CETERA» представил «Бурю» Уильяма Шекспира, а Ульяновский драматический театр имени Гончарова – «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера.

Сложную, философскую, очень трудную для постановки итоговую пьесу великого английского поэта и драматурга реализовал на сцене калягинского театра человек, тоже давно причисляемый к когорте режиссеров мирового масштаба. Как утверждают знатоки-шекспироведы, Роберт Стуруа оставил в своей постановке лишь четверть авторского текста, отказался от некоторых персонажей, упростил перегруженную фабулу. Несмотря на такое «вторжение» в первоисточник, спектакль сохранил, а во многом и дополнительно обрел стройную архитектуру, подчиненную режиссерской концепции. По сути своей это остов шекспировской «Бури», ее квинтэссенция и демонстрация философских выводов о всепрощении. Безусловно, стержнем всего театрального построения является образ главного героя спектакля, воплощенный таким неординарным актером, каковым является Александр Калягин.

… В результате дворцового переворота, устроенного собственным братом, свергнут со своего престола Просперо – герцог Милана. Вместе с маленькой дочерью и стопкой книг, на ветхом судне, он отправлен в изгнание. Застигнутые в море штормом изгнанники чудесным образом спаслись и оказались на диком острове. Как вскоре выясняется, бывшему правителю подвластны магические силы, способные вызывать и усмирять бурю. Однако, владея высшим Знанием, он подвержен человеческим страстям. Просперо – не просто обиженный врагами волшебник, который жаждет мести. Как писал один из рецензентов, в исполнении Калягина это постаревший Гамлет. Принц датский уже в первом акте знает, кто убил его отца, но медлит с возмездием, потому что хочет понять, изменит ли что-то в жестоком мире его удар шпаги. Просперо тоже после долгих терзаний и раздумий понимает, что, ответив злом на зло, умножит его количество в мире. «Все грешны, все прощенья ждут, да будет милостив ваш суд», – такими словами Шекспир заканчивает свою пьесу, вложив главный жизненный вывод в уста своего героя.

Безукоризненная ансамблевость актерской игры, афористичность монологов и диалогов, психологический рисунок характеров в сочетании с пластикой на грани цирковых трюков, органичное использование современных технических средств, когда в трех проекциях экрана морские волны вздымаются настолько эффектно, что сцена превращается в естественный природный ландшафт… Все это делает спектакль глубоким, побуждающим к нелегким размышлениям и одновременно зрелищным на уровне современного шоу. Будучи философской притчей, он похож на волшебную сказку.

Нравственность есть правда

Оренбургский государственный областной драматический театр имени М. Горького включил в фестивальную программу шукшинских «Милых людей» в постановке народного артиста РФ лауреата Государственной премии Рифката Исрафилова. Спектакль уже обкатан, имеет своего зрителя, о нем писала местная пресса. Тем интереснее было услышать оценки со стороны, сверить собственные впечатления с профессиональным анализом, прозвучавшим из уст членов коллегии критиков.

Во-первых, участники отметили знаменательность самого факта возвращения выдающегося русского писателя на сцену: чем дальше, тем больше его проза становится важной не только эстетически, но и нравственно. Заслуженный деятель искусств России, кандидат философских наук, заместитель председателя конфедерации Союза кинематографистов Константин Щербаков напомнил творческое кредо Василия Шукшина: «Нравственность есть Правда».

– Правда – это не только жизненный мрак, который мы сегодня привыкли видеть, – пояснил московский критик. – Правда – это, тем более, не украшательство. Принцип Шукшина – и во мраке увидеть в душе человека, пусть не надолго, вспыхнувшую искру света и добра. Главное отношение писателя к своим героям – он их любит со всеми их слабостями, несуразностями, радостями и горестями.

Шел разговор и о том, что положительную энергетику, свет спектаклю дают актеры, в том числе молодые, так что театру можно не беспокоиться по поводу кадров.

Заслуженный деятель науки, профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории зарубежного театра Российской академии театрального искусства Алексей Бартошевич начал свой «разбор полетов» сравнительным анализом. Оказывается, в Москве тоже идет спектакль по Шукшину: актеры в нем играют виртуозно, но «они похожи на иностранцев».

– В оренбургском же театре отображен русский мир, актеры показывают его не извне, а изнутри, – развил свою мысль Алексей Вадимович. – Перед нами оживают люди, милые нашему сердцу. За всеми этими историями стоит глубокая драма, если не трагедия нашей жизни, российского общества.

Театральный критик, руководитель пресс-службы и завлит Московского академического театра сатиры Нина Карпова уверена, что оренбургских «Милых людей» надо показывать всем студентам и молодым режиссерам:

– Спектакль может нравиться или не нравиться, но он сделан с высочайшим мастерством. Режиссерский почерк свидетельствует о крепкой сцепке труппы, где молодежь учится у стариков. Эта работа не регионального масштаба – она представляет театральное пространство России.

Две стороны одной медали

Как известно, традиция и новаторство – соотносительные понятия, противоположность и взаимозависимость которых выражает реальную диалектику всякого полноценного творчества, в том числе театрального искусства. Приверженность традиции вне новаторства – эпигонство, новаторство вне связи с традицией – разрушение той художественно-эстетической меры, которой держится культура как органическое целое.

Отрадно, что в загашнике фестивальной программы нашлось место и традиционной классике, и современным постановкам, созданным по законам авангардного театра.

Претендовать на статус продвинутой европейской модели имеет все основания Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А. Слонова, вернее, его спектакль «Урод», постановленный по пьесе молодого немецкого драматурга Мариуса Фон Майенбурга. Переименовав жанр комедии перевоплощений в сатирическое кабаре, болгарский режиссер-постановщик Явор Гырдев говорит со зрителем – свободно, на современном языке, с использованием разнообразных форм художественного выражения – на тему, которую в театре сформулировали как «лик – лицо – личина – личность». Тот факт, что в спектакле четверо актеров исполняют восемь ролей, говорит о заложенном в режиссерский замысел принципе психологической трансформации, неких метаморфоз. Возможно ли сохранить свое лицо в эпоху массовой культуры? Эффективна ли безликость как способ достижения всеобщих благ? И стоит ли менять свое лицо в погоне за модой? – эмоциональная, порой шокирующая история о призрачности красоты человеческого облика рождает неоднозначные вопросы уже в процессе просмотра сценического действа. Поднимая философскую тему, Явор Гырдев как бы вступает в спор с великим русским писателем и пытается убедить, что красота не спасет мир: герой его спектакля, сделав пластическую операцию, потерял себя. Конечно, по большому счету, «замечательно, остроумно, элегантно сделанная пьеса совсем не об уродстве и красоте, а о сохранении индивидуальности в унифицированном мире». И все же, по мнению Алексея Бартошевича, этот драматургический материал требует иного сценического стиля – здесь важны не сюжет, не действие, не характеры сами по себе, а движение мысли в диалоге, обмене идеями, в репликах. «Эта пьеса графическая, а вы играете маслом: в данном случае характерность не отвечает природе произведения», – такое резюме выдал мэтр театроведческой мысли, многократно оговорившись, что по всем остальным критериям работа сделана профессионально и заслуживает самого глубокого уважения. К слову, у себя в родном городе саратовцы получили шесть символических статуэток по различным номинациям областного фестиваля «Золотой Арлекин».

Что касается традиционной психологической школы театрального искусства, то на фестивале ее приверженцев было немало.

Верность исконно национальным культурным истокам продемонстрировали

Чувашский государственный академический драматический театр с его драмой «День очищения» и Мордовский государственный национальный драматический театр с не менее драматическим спектаклем «По старинке», поставленным заслуженным деятелем республики Андреем Ермолиным по пьесе классика мордовской литературы Ксении Петровой. Ярко выписанное полотно из жизни мордвы начала двадцатого столетия интересно в историческом и этнографическом контексте. Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала в драме Туфана Миннуллина «Мулла» (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Татарстана и РФ Фарид Бикчантаев) предупреждает об угрозе физического и духовного вымирания татарской деревни. Спектакль не дает однозначного ответа, но ставит вопрос ребром, зарождает сомнения в душе зрителя. О войне, которая не бывает маленькой, потому что всегда оборачивается искалеченными человеческими судьбами, повествует «Млечный путь», поставленный народным артистом Марий-Эл Василием Домрачевым в Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана. И даже гоголевская «Женитьба» Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени Горького в новой интерпретации вдруг заставила поверить, что характеры героев подсмотрены русским классиком на древней земле коми-пермяков.

Еще об одном иноязычном госте фестиваля – Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури – хочется сказать отдельно. И не только потому, что привезенный к нам мюзикл Тансулпан Гариповой «Мактымсылу, Абляй и Кара Юрга» поставлен художественным руководителем театра заслуженным артистом РФ Олегом Хановым, которого оренбуржцы хорошо знают по его работе в нашем драмтеатре и любят за его роли. В рамках Первого фестиваля театров ПФО был объявлен конкурс на приз зрительских симпатий. По результатам опроса и голосования, организованного студенческой социологической исследовательской лабораторией ОГУ, победителем конкурса как раз и стал вышеназванный башкирский театр.

В спектакле по мотивам национального эпоса сплетаются традиции башкирского народа и современного драматического, музыкального, вокального, хореографического и пластического искусства, гармонично сочетаются сказочная героика и социально-бытовые мотивы, четко выражены темы героизма, предательства, человеческих взаимоотношений. В режиссерском переложении пьесы на язык сцены сюжетная линия мифологического произведения, воспевающего героев, которые предстают в образе боевых коней, отражает  гуманистические и философские воззрения древних башкир, что придает постановке общечеловеческое звучание.

Восторженное восприятие уфимского спектакля навело столичного критика, секретаря гильдии театральных режиссеров Марину Корчак на ассоциативные обобщения:

– Нашествие западной культуры, которое проявляется во многих театрах, оставляет грустное впечатление: во многих случаях – работа формальна и неглубока. У национальных театров есть такое богатство – фолианты легенд, эпосов, обрядов. Театр, который сегодня отражает национальные традиции, я думаю, на правильном пути. Это будет всегда волновать и восхищать.

Невозможно в одном материале уделить внимание всем участникам семидневного театрального форума. За рамками беглых заметок по горячим следам остались Самарский академический театр драмы им. М. Горького и его трагикомедия по мольеровскому «Дон Жуану» (автор сценической речи и один из постановщиков – болгарский сценарист, киноактер и режиссер Александр Морфов); Пензенский областной драмтеатр имени А.В. Луначарского и «Месье Амилькар», написанный одним из лучших французских драматургов XX века Ивом Жамиаком; и, наконец, Нижегородский театр (тоже имени М. Горького) и его «Вишневый сад», который, на мой взгляд, проигрывал на фоне ностальгических воспоминаний о спектакле, когда-то поставленном на сцене нашего драмтеатра знаменитым режиссером Изяславом Борисовым…

Остается только согласиться с коллективным мнением по поводу того, что фестиваль дал зрителям и участникам уникальную возможность расширить границы сценического искусства, увидеть многонациональный театральный мир во всех его красках. И напоследок добавить: по итогам зрительского голосования в пятерку лучших фестивальных спектаклей вошли: оренбургские «Милые люди», самарский «Дон Жуан», казанский «Мулла» и чувашский «День очищения».