К юбилею Павла Рыкова. Театральная история

В октябре 2015 года известному оренбургскому журналисту, писателю и драматургу Павлу Георгиевичу Рыкову исполняется 70 лет! Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького поздравляет юбиляра!

Наши творческие пути пересеклись с Павлом Георгиевичем в 2007 году, когда театр взялся за постановку его пьесы «Гибель Пеклевановска». Конечно, долгие годы  до этого Павел Рыков был зрителем нашего театра, смотрел практически все постановки,  участвовал в обсуждениях премьер и своей журналистской деятельностью внес немалый вклад в освещение  театральных мероприятий  в Оренбуржье, поддержку театрального искусства.

Художественный руководитель Оренбургского государственного драматического театра им. М. Горького народный артист РФ  Рифкат Исрафилов:

- Павел Георгиевич  - писатель   широких познаний,  очень интересный собеседник и мудрый человек. Наверное, обращение к драматургии связано с  его желанием поделиться своими открытиями и через театр сказать миру о важном.  Наш театр заинтересовался пьесой «Гибель Пеклевановска» потому, что есть в этом произведении нерв, боль за страну, народ. Пьеса привлекла меня идеей автора о воскресении из небытия людей прошлых столетий и их проникновения в современный мир. Насколько мы сегодня готовы выдержать такую «конкуренцию»? Это спектакль о возрождении России, о необходимости ее возрождения.

Сюжет пьесы, на первый взгляд, прост. Главе районного городка выпал нелегкий денек: сначала замолчал телефон, умолкло радио и погас телеэкран, потом загремел гром с ясного неба и заклубился туман неестественной густоты, из которого в кабинет чиновника выбросило не только ватагу «челночниц», американских бизнесменов, красногвардейца Пеклеванова, но и…  велеречивых половцев. Завершилось все это известием, что со дна местного озера всплывает предшественник Пеклевановска город Святоозёрск со всеми своими храмами и гражданами, ушедший когда-то на дно, чтобы не покориться хану-завоевателю… Фантастика? Действительно, на сцене театра появилась историческая утопия в жанре социальной фантастики.

Легенда города Святоозерска рассказана в пьесе главой города Толоконниковым:

-  Это все для религиозного дурмана придумали. Вроде бы как, в старые времена кочевники, не то половцы, не то печенеги, а может быть и хазары, напали на здешнее княжество. А тут, на месте озера был холм, а на нем город. Князь   Василий – городской Голова по теперешнему – сообразил, что города ему не удержать. Собрал народ в церкви и начали они молиться. Ну и домолились. Город ушел под землю, а на его месте образовалось озеро. Кочевники круть-верть и ушли без ничего. А вода в озере вроде бы святой сделалась, лечебной. А потом на берегу монастырь построили, а потом вокруг монастыря вновь город образовался. И его назвали Святоозерском. Народу сюда на богомолье ходило много. А где народ, там и деньги. Товарооборот, сами понимаете. Но это все в прошлом. Город после революции переименовали в честь Елпифидора Савича Пеклеванова – дедушки нашей дорогой Сталины Егоровны – он тут советскую власть устанавливал. Потом монастырь взорвали. Перегибы, конечно. Но теперь у нас на месте мужского монастыря молодежный центр построили. В аккурат перед самой перестройкой успели закончить. У нас там и дискотека каждый вечер и Интернет-центр откроем, если, конечно, деньжонок поднакопим в бюджете. А вообще, у нас даже промышленность есть: хлебозавод, молокозавод, фабрика милицейских свистков – в свое время на весь лагерь социализма известная была своей продукцией. Как свистели в свое время, как свистели!

Пьеса «Гибель Пеклевановска» стала лауреатом Всероссийского конкурса «Драматургия добра», а в 2008 году исполнительница роли Сталины Егоровны Пеклевановой заслуженная артистка РФ Изольда Лидарская как раз в канун своего 75-летия получила премию Оренбургского отделения СТД  РФ «Лицедей».

Заслуженная артистка РФ Изольда Лидарская:

-  Я благодарна автору и режиссеру за возможность сыграть столь непростого персонажа. Работая над ролью Сталины Егоровны, не хотелось впадать в омут гротеска, хотя, безусловно, моя героиня требовала гротесковых красок. Но надо было придать ей человечности настолько, чтобы зритель до поры до времени не сомневался в искренности ее чувств.  Роль сложна тем, что имеет «двойное дно», под  маской политического деятеля, народного правдоруба, заботящегося о судьбе родины,   скрывалась корысть и  хитрый расчет.  Такая роль в моей практике была  впервые. Этот образ  требовал и гибкости, и прыткости, мою  героиню постоянно то выдворяли из кабинета, то преграждали путь, то провоцировали на самозащиту, приходилось орудовать  палкой. В общем, работа над этой постановкой  мне вспоминается до сих пор!

У драматурга есть уникальная возможность услышать написанный им текст  со сцены, увидеть сценическое воплощение  своих персонажей, возможно, удивиться неожиданно расставленным режиссером и артистами  акцентам в своем же произведении.  Правда, после постановки на сцене  оно становится уже общим. Успех драматурга в равной степени разделяют   постановщики спектакля и артисты – исполнители ролей.   Талантливый автор зачастую сам не до конца осознает все нюансы и возможное развитие тем своих произведений. Их находит режиссер-постановщик со своей командой. А зритель, в свою очередь,  своим восприятием завершает весь процесс.

А среди зрителей есть и журналисты, театроведы, критики. Отклики о спектакле «Гибель Пеклевановска» были разные. Кто-то назвал спектакль  «с сильным публицистическим зарядом», а кто-то  увидел  в постановке межрассовые столкновения.  Как бы то ни было пьесой заинтересовались не только в Оренбурге, но и в других театрах страны.  Все-таки идея драматурга о проникновении в реальность наших дней героев и событий  прошлого весьма  познавательна и интересна!  Пожалуй, эта  история  звучит актуально и спустя десятилетие после написания пьесы и постановки спектакля. Потому что речь о самом наболевшем, о том, что не сохранили, не оценили, разворовали, не уберегли.  Зато «как свистели в свое время, как свистели»!

Спустя три года, в 2010 году, Павел Георгиевич предложил театру свое новое произведение – «Ярослав Мудрый».  Возможность сыграть роль исторического персонажа, да еще Ярослава Мудрого, заинтересовала  артистов старшего поколения труппы. Павел Георгиевич выступил режиссером-постановщиком своего произведения. И если поначалу казалось, что этот спектакль  войдет  в репертуар Малого зала театра, то в ходе репетиций масштаб постановки (и в идейном, и в художественном плане) не позволил остаться в  рамках малой сцены.

Более того,  и  режиссер Павел Рыков, и художник Тан Еникеев, и артисты  в процессе репетиций почувствовали необходимость  не только в исторических костюмах и декорациях Руси  XI века, но и потребность воссоздать лица героев былых лет.  Для этого в театр была приглашена Наталья Остроумова, доцент РАТИ (ГИТИС), признанный мастер по гриму, один из ведущих художников-гримеров в российском театральном пространстве.  Наталья Николаевна с интересом включилась в работу над сочинением образов в спектакле «Ярослав Мудрый» - княгиня Ирина (Ингигерд), Святополк Окаянный, волхв Коготь Медвежий, крестьянка Малка, скоморох Соколко, Чернец…. Грим каждого образа, выверенный на историческом материале,  нес свою тему, помог артистам глубже и полнее ощутить своих персонажей.

 «Ярослав Мудрый» не был «кассовым» спектаклем. Однако многие школьные и студенческие группы, посмотрев его, захотели обсудить постановку с автором и артистами, поговорить о российской истории и судьбе великих государственных деятелей, о том, как современники воспринимают историю сегодня.  Павел Георгиевич  Рыков вместе с исполнителями роли Ярослава заслуженными артистами РФ Александром Папыкиным и Василием Шуром  встретились с нашими зрителями, состоялся интересный диалог.

 

Заслуженный артист РФ Александр  Папыкин:

- С Павлом Георгиевичем мы идем по жизни почти полвека.  Нас объединяло телевидение. Наши пути расходились, когда он уезжал в Свердловск, учился в Москве, но потом вернулся в Оренбург, дружба продолжилась. Он стал писать стихи и дарить мне книги. Но самый главный подарок в моей судьбе он преподнес  ролью  Ярослава Мудрого. Думаю, это и для него одна из значимых вех его творчества, где он, как автор,  на основе судьбы подлинного героя размышляет о судьбе  нашего государства, его строительстве, его обрушении, как в древние времена, так и в нынешнее время. И многое, о чем взывал я, обращаясь к залу от имени  Ярослава, пригодилось бы нынешним политикам и сегодня.  Когда Ярослав Мудрый в предсмертном монологе говорит о том, что надо беречь государство, перед этим разделив его на удельные княжества между сыновьями, он криком кричит напутственные слова: «Только не переступайте черты! Не переступать! Даже за диким зверем в погоню! Живите дружно, вы же  братья!» Последний его наказ. Павел Георгиевич, видимо, собирал этот материал всю жизнь. Не случайно, министерство культуры области попросило театр  продлить жизнь спектакля еще на год – Год истории. Я благодарен Павлу Георгиевичу за то, что подарил  мне такую роль-глыбу! Тем более, как не удивительно, я играл Ярослава,  будучи его ровесником - в 76 лет.

 

В год 70-летия Великой Победы многие театры обратились к постановке пьес военной тематики. На сцене нашего театра уже много лет с успехом идет постановка Рифката Исрафилова «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева.  Балетмейстер-постановщик  Олег Николаев занимался постановкой  пластического спектакля  «Письма памяти».  Но художественного руководителя не отпускала идея постановки в Оренбурге спектакля о наших, оренбургских, героях войны. Важно было познакомить с этой волнующей историей молодое поколение оренбуржцев, остановив на мгновение юношескую  стремительность в развлечениях. Павел Георгиевич Рыков оказался тем самым драматургом, сумевшим  создать такое произведение, объединив в нем имена легендарных личностей – Александра Родимцева, Мусы Джалиля, Александра Шмореля,  Василия Соловьева-Седого и др. Это стало возможно в экспозиции оренбургского музея.  «Ночь в музее» - такое название пьесы, по которой  в марте 2015 года состоялась премьера спектакля «Позови меня в прошлое».

Театр оживил прошлое. Зрители увидели на сцене допрос Александра Шмореля (Дмитрий Воропаев), последние мгновения жизни Мусы Джалиля (Радик Дибаев), встречу Александра Родимцева (Сергей Тыщенко) с фашистским военачальником, Михаила Клипиницера (Сергей Кунин) с блокнотом и фотоаппаратом на передовой, рвущегося в бой. Письмо десантника Виталия Сверчкова (Андрей Иванов) к жене Валентине (Наталья Ренева, Алсу Шамсутдинова), ждущей своего супруга с ребенком на руках, также из реальной жизни. Сколько таких оренбургских Валентин получало теплые письма с фронта, а затем похоронки. Но главное, что свидетелями этих «оживших» историй становятся ребята молодежной компании, случайно зашедшие ночью в музей.  После этой ночи  их жизнь наполняется уже иным смыслом.

 

Директор театра, заслуженный работник культуры г. Оренбурга Павел Церемпилов:

- После премьеры спектакля «Позови меня в прошлое» в театре  состоялась творческая встреча со зрителями в рамках проекта «Театральная гостиная». Зрители  делились своими впечатлениями. Многим хотелось увидеть автора и лично пожать ему руку. Учителя оренбургских школ, посмотрев спектакль,  просили показать его  исключительно для учащихся своего образовательного учреждения. Так важно познакомить современных детей с историей, с героями военных лет, тем более, нашими земляками.  Павел Георгиевич написал такое произведение, которое мы все долго ждали!

 

Не удивительно, что вдохновленный успехом, Павел Георгиевич Рыков  продолжает писать  стихи, пьесы, сценарии к фильмам, аналитические статьи, «размышлизмы»… Умудренный годами, с большим профессиональным стажем, с богатым кругом общения, он, как сосуд, наполняется новыми темами, идеями, проблемами, которые не отпускают творца, пока не оформятся в новое произведение.

 

…. Дороги, которые нас выбирают,

Не спрашивают ни о чем.

Просто падают в ноги и умоляют:

-Пойдем! И влекут за собою.

И не отпускают.

 

Над чем сейчас работает Павел Георгиевич? И сколько  стихотворений, рассказов, пьес лежит в его писательском столе?  Жизнь подбрасывает художнику все новые и новые сюжеты, главное увидеть их.  Павел Рыков их видит! И мы желаем  ему  новых творческих побед!

Мария Рябцева