Мастерская талантов Поволжья

Умения и вкус местных мастеров прославили их легендарные ремесла и в России, и за ее пределами

Поволжье не просто известно своими уникальными народными промыслами, оно прославило ими и всю Россию. На развитие росписи и резьбы по дереву повлияли переселившиеся сюда старообрядцы, вместе с которыми приехали и иконописцы. А музыкальные инструменты и неповторимые традиции ткачества, обусловленные самой природой и красотой этих мест, стали неотъемлемой частью жизни местного населения.

Расписать под хохлому
Хохломская роспись — сегодня один из безусловных брендов России — возникла как художественный промысел в XVII веке в Семеновском районе Нижегородской губернии. А название пришло от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Первоначально хохломскую посуду делали в монастырях и поставляли царскому двору. Ее техника подразумевает расписывание деревянной посуды и мебели красными, зелеными и черными тонами по золотистому фону. Затем работу покрывали специальным составом и несколько раз обрабатывали в печи, благодаря чему изделие получало медово-золотистый цвет, визуально придающий массивность легкой деревянной посуде. Благодаря необычной окраске изделия с хохломской росписью быстро завоевали любовь простых обывателей. Вскоре популярность семеновской посуды достигла таких масштабов, что ее стали не только поставлять по всей России, но и экспортировать в Индию, Среднюю Азию, США и Австралию. А после Всемирной выставки 1889 г. в Париже наступил поистине звездный час хохломских изделий.


В 1916 г. в г. Семенове была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой организовали свою артель, которая впоследствии превратилась в крупное производственное объединение ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись». С середины 60-х гг. и до сих пор это предприятие остается крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью.

Картинки с выставки
Сюжеты из крестьянской жизни, народные праздники, красочное богатство русского лета, яркие цветы, декоративные образы птиц и животных — все это стало сюжетами прославленной во всем мире городецкой росписи. Один из французских искусствоведов заметил даже, что подобным работам место в Лувре. Это народное «наивное» искусство, появившееся, как явствует из названия, в г. Городец Нижегородской области, насчитывает уже более полутора веков. Яркая и в то же время лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни и двери. В этом стиле главное — содержательность, упор делается на жанровые сцены. Все изображения, как правило, весьма условны и иногда даже граничат с шаржем. Знаменитый искусствовед и исследователь народного художественного творчества Василий Воронов считал, что «нижегородская манера представляет наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи». Характерные черты городецкой росписи — изображение горячего сильного коня или петуха в воинственной позе, часто геральдически обращенные друг к другу. Мотивы цветочных гирлянд и букетов, а также пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями, тоже стали узнаваемой особенностью городецкого стиля. Любимые фоновые цвета — ярко-зеленый, интенсивный красный, глубокий синий.

За всю историю промысла народные мастера создали оригинальную систему творчества, разработав собственный арсенал приемов живописания. В 1937 году была создана артель мастеров городецкой росписи «Стахановец», которая в 1960 году стала фабрикой, с чего и началось возрождение удивительной росписи. Сегодня существует ЗАО «Городецкая роспись», где работает 300 человек. Работы его художников экспонируются не только на российских, но и на зарубежных выставках, их охотно приобретают музеи, частные галереи и коллекционеры.

Игрушки олимпийцев
Еще один бренд, принесший мировую славу народным промыслам России, — дымковская игрушка, зародившаяся более четырех веков назад в заречной слободе Дымково, возле г. Вятка (нынешняя территория г. Кирова). Историю возникновения игрушки часто связывают с традиционным весенним праздником Свистуньей, к нему женщины слободы лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и других животных, раскрашивали их яркими цветами. Особенность создания игрушек еще и в том, что каждое изделие — от лепки до росписи — создает один мастер, поэтому двух одинаковых вещиц не бывает. Для производства используется местная ярко-красная глина, перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки сушат от двух до пятидесяти дней, обжигают при температуре 700-900 градусов и покрывают темперными белилами. Раньше игрушки расписывали палочками и перьями с помощью красок, замешанных на яйце и квасе. Самые популярные сюжеты дымковской игрушки — няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, барыни и скоморохи.

«Накинь, дорогая, на плечи оренбургский платок»
Слова культовой песни Людмилы Зыкиной не столько прославили, сколько подчеркнули популярность знаменитых вязаных платков из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шелковой и др.). Ставший одним из символов России, платок, по некоторым данным, появился еще до образования самой Оренбургской губернии. Благодаря исследованию российского географа и краеведа Петра Рычкова «Опыт о козьей шерсти», в котором он предложил организовать пуховязальный промысел в крае, это кустарное ремесло стало здесь повсеместно распространяться. Выйдя за пределы Оренбуржья, платки были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года, и уже через пять лет одна из мастериц была награждена медалью на Лондонской выставке.
В чем секрет оренбургского пухового платка? Пух местных коз прочнее шерсти и при этом считается самым тонким в мире, поэтому изделия из него невероятно нежные и мягкие.

 

 

 В XVIII-XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов этого ценного пуха, ценившегося выше кашмирского, поскольку его дают только оренбургские козы. До сих пор большое количество ценного сырья экспортировалось в Западную Европу. Сегодня в Оренбуржье платки вяжут не только вручную, но и на машинах, хотя ручная работа все же ценится выше, и ее популярность не спадает. Одной из самых известных пуховниц области является Магинур Хусаинова из с. Сакмара: ее работы есть в музеях России, Японии и Малайзии (в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя).
Играй, гармонь!
Саратовская гармоника снискала такую славу, что ей даже был установлен памятник на центральной улице Саратова. А известен этот инструмент по всей России стал еще в 1860-е годы. Саратовская гармоника с однорядной правой клавиатурой и заливистыми колокольчиками впервые появилась в 1855-1856 гг. А уже спустя 10 лет газета «Саратовский справочный листок» засвидетельствовала, что пассажиры парохода, шедшего по Волге, попросили капитана подойти поближе к берегу, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами». Именно тогда на заказных инструментах стали появляться колокольчики, звучавшие при нажатии на кнопки аккомпанемента, которые и дали саратовской гармонике неповторимый голос.

Один из известнейших гармонных мастеров Николай Корелин в 1870-х годах открыл свою мастерскую — инструменты, сделанные там, были столь востребованы и совершенны, что он получил прозвище Страдивари саратовской гармоники. К началу ХХ века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей-гармонщиков. Те первые гармоники были небольшого размера, не имели металлической отделки, а корпус был цветной, окрашивался и покрывался лаком, часто украшался деревянной резьбой, мельхиоровыми накладками, бархатом и кожей. А иногда инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоская поверхность украшалась инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Первыми заказчиками Корелина были гармонисты из города и окрестных сел, солдаты Саратовского гарнизона, приказчики и т.д. У этого мастера гармошки для цирковых номеров покупали даже братья Дуровы (для них делались специальные маленькие гармошки — «черепашки»).

 

В советское время саратовская гармонь приобрела всенародную популярность: под ее аккомпанемент пела Лидия Русланова, ее «голос» звучал и на передовой в Великую Отечественную войну. Артели и мастерские, делавшие гармонику в 20-е годы, были объединены в артель «Саратовская гармонь». Позже она стала цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но со временем производство угасло, хотя надежды на возрождение уникального музыкального инструмента все же остаются в народе.

Ольга Лазуренко

По материалам журнала «Вестник.Поволжье»

www.vestnikpfo.ru