Юрий Комлев

В феврале текущего года Министерство культуры РФ обнародовало доработанный  вариант концепции развития музейной деятельности в России на период до 2020 года. Обсуждение долгосрочного плана, определяющего судьбу значимого сегмента отрасли, получило широкий резонанс. В концепции прописано: «Забота государства о сохранении и использовании культурного наследия является важнейшим фактором обеспечения преемственности, стабильного и бесконфликтного развития общества». В этой связи значительно усиливается роль музеев как неотъемлемой составляющей государственной системы сбережения и обеспечения передачи  будущим поколениям культурного достояния нации. Сделан акцент и на том, что музейное сообщество, имея в своем ведении исторические и художественные ценности, всегда участвовало в образовательном процессе, формировании творческой, социально ответственной личности. И все же реалии времени требуют, чтобы вклад музеев в развитие человеческого потенциала страны несоизмеримо возрос. О том, как строится работа коллектива в свете новых основополагающих документов, рассказывает директор областного музея изобразительных искусств, доктор культурологии, член совета представителей Союза музеев России Юрий КОМЛЕВ.


- Разработка такой доктрины назрела, об этом свидетельствует активный диалог музейщиков с властью, который предшествовал появлению концепции. Прошлой весной Президент России Владимир Путин встречался с представителями музейного сообщества в Саратове, осенью в Третьяковке прошло расширенное совещание с участием вице-премьера Ольги Голодец, министра культуры Владимира Мединского и директоров крупнейших музеев страны. В середине сентября 2012-го на базе шолоховского музея-заповедника собирались члены президиума и совета представителей Союза музеев России из 18 регионов страны, был принят так называемый Вешенский манифест, а в конце того же месяца Владимир Владимирович Путин провел в Кремле заседание Совета по культуре и искусству.

Таким образом, в концепции нашли свое отражение основные проблемы, озвученные в процессе общественных дискуссий. Исходя из них, были прописаны и задачи, стоящие перед российскими музеями.

Как восприняло этот документ музейное сообщество?

На основе поступивших предложений, а порой и возражений стратегический документ подвергся некоторой корректировке. Так, представители музейного сообщества остро отреагировали на один из пунктов, он был сформулирован так: «Особенность музея состоит в том, что он одновременно является хранителем национального достояния и субъектом рынка услуг». Появилось предложение поставить во главу угла иной идейный посыл: главные функции музея – хранение, комплектование и представление обществу всего самого лучшего, что позволит сберечь культурный код нации и продолжить создание культурного продукта, обеспечивающего передачу этого ДНК будущим поколениям. Только тогда представляются уместными «вторичные музейные функции, которые иногда принимают за основные», - создание среды для досуга и прибыльного туризма. По мнению музейщиков, абсолютно всё - и правовой статус, и финансирование, и оценка эффективности работы, и охрана - должно строиться с учетом высшей миссии музея, которая позволяет органично сочетать формирование и сохранение музейных фондов с просветительской деятельностью. Я разделяю позицию своих коллег.  

А как выстраивает свою работу оренбургский музей изобразительных искусств?

В русле магистральных направлений, обозначенных федеральными документами, а также областной целевой программой «Культура Оренбуржья» на 2013-2018 годы, наш музей выстраивает свою работу так, чтобы вписаться в алгоритм социально-экономического развития области. Сохраняя и преумножая художественное наследие, предлагая нестандартные культурные проекты, мы участвуем в позиционировании своего региона, а значит, повышаем инвестиционную привлекательность Оренбуржья. Понятно, что нам приходится учитывать изменения, связанные с рыночной экономикой, активным внедрением информационных технологий, новых методик использования гуманитарных ресурсов, а также повышением требований к качеству музейных услуг.  

Все более важным направлением деятельности музеев становится развитие связей, как в межрегиональном пространстве,  так и международном. В последнее время отмечается распространение термина «музейная сфера». Его содержание вызвано, по мнению исследователей, появлением организаций, тесно связанных с музеями. Это могут быть государственные структуры, учебные заведения, исследовательские, аналитические, информационные центры, некоммерческие фонды, различные общественные формирования. Очевидно, что развитие музейной деятельности без учета взаимодействия с этими организациями было бы не полным. Более того, налаживаются долговременные и разнонаправленные связи, которые приобретают форму совместных проектов, что свидетельствует о расширении границ музейной сферы.

Вы можете  назвать с кем сегодня сотрудничает музей ИЗО?

К примеру, у нас сложились достаточно прочные деловые контакты с представителями родственных структур Швейцарии. В прошлом году мы открыли выставку «Оренбургский пуховый платок» в одной из галерей Цюриха. Вернисаж вызвал большой резонанс. Экспозиция сохранялась до февраля этого года, поскольку пользовалась неизменным успехом у швейцарцев и гостей города.

Тогда же, в Цюрихе, мы провели первые переговоры о том, чтобы представить наш пуховый платок в самой маленькой европейской стране – Лихтенштейне. Этот вопрос сейчас находится на стадии согласования. Но сначала мы приняли у себя выставку «История Лихтенштейна в марках». Экспозиция, развернутая в нашем музее, стала даже для России своеобразной первой ласточкой. По такому случаю на открытие к нам приехала солидная делегация, в ее составе были официальные представители Лихтенштейна и Швейцарии.

Среди претендентов, готовых принять у себя нашу выставку пухового платка, уже   образовалась очередь из отечественных и зарубежных музеев. Даже такая, казалось бы, экзотическая страна, как Непал, просит предоставить экспозицию в следующем году. Так как 2014 год объявлен Годом России в Великобритании, запланирована выездная выставка и там. В списке «очередников» значатся Калининградский музей мирового океана, Хабаровский краеведческий музей, Вешенский музей-усадьба Шолохова. Мы даже задумали проект «Оренбургский пуховый платок в российской литературе и искусстве». На ноябрь запланирована выставка в Риме, туда повезем не только платки, но и произведения оренбургских художников.

В общем, работа в музее кипит, сотрудники все чаще проявляют инициативу, используют   нестандартные подходы, в том числе в образовательной сфере. А поскольку образование, по большому счету, есть часть культуры, то сегодня наибольшую актуальность приобретает система связей человека с миром во всем их богатстве и разнообразии.  Музей, по сути, находится в эпицентре этих связей, ведь он собирает, хранит, изучает и популяризирует зримые свидетельства творческой самореализации человека. В его среде внешний мир событий и явлений, отраженный в рукотворных артефактах, логически сопрягается с внутренним миром человека, что созвучно лучшим идеям гуманистической мысли, которая всегда опирается на воспитательные возможности искусства. Исходя из вышеозначенных приоритетов, мы разработали несколько целевых программ.

А как Вы выстраиваете работу с подрастающим поколением?

В рамках программы «Музей и школа» подписано сорок с лишним договоров о культурном сотрудничестве между музейными работниками и педагогическими коллективами. Музей взял на себя обязательства подготовить для городских школ передвижные тематические выставки. Таким образом, мы как бы забрасываем пробные шары в образовательные учреждения, пробуждаем в подрастающих поколениях интерес к музею. В дни летних каникул к нам ежедневно приводят группы из лагерей дневного пребывания, с детьми занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства и народного ремесленничества.   

Понятно, что не каждый сельский житель имеет возможность приехать в город, чтобы попасть в музей. Поэтому у нас уже опробован пилотный проект адресной программы  «Музей и село», по которой наши сотрудники сами едут в глубинку. Они побывали в Саракташе, Черном Отроге, Шарлыке, Зубаревке. То есть отрабатывается своеобразная форма культурно-просветительского хождения в народ. Можно сказать, что в музее идет работа, цель которой – максимальное обеспечение доступности культурных ценностей для всех слоев населения.

Большие надежды мы возлагаем на программы «Музей и Россия», «Музей и весь Мир» о которых я уже говорил. Обмен выставками с другими регионами и странами позволяет расширять границы познания до глобальных масштабов.

Творческий подход к совершенствованию методологии поможет превратить музейную деятельность в значимый фактор социального и экономического развития, укрепление единого культурного пространства России на основе сохранения исторических традиций и духовно-нравственного потенциала, а максимальная доступность культурных ценностей, в свою очередь, повлияет на повышение социального статуса музейных работников. В конечном счете, поступательное движение в любой сфере деятельности способна обеспечить лишь сплоченная команда специалистов, энтузиастов своего дела. Именно такой профессиональный коллектив трудится в музее изобразительных искусств.

Для справки:

Музей осуществляет собирательскую, научную и популяризаторскую деятельность, организует широкий спектр выставок, научные чтения, лектории, музейные «понедельники», является одним из важнейших культурных центров города и области. Помимо основного здания он имеет отдельный Центральный выставочный зал на улице Володарского.

В музейных фондах представлены почти все художественные промыслы Уральского региона, среди них - уникальная коллекция всемирно известного оренбургского пухового платка (шали и ажурные паутинки).  В 2012 году в ведение музея включена  новая галерея «Оренбургский пуховый платок».

В фондах музея хранятся произведения древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века до наших дней, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Беседовала Надежда Емельянова

object(Interview)#47 (21) {
  ["categories"]=>
  NULL
  ["small":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(140)
    ["height"]=>
    int(140)
  }
  ["medium":protected]=>
  array(2) {
    ["width"]=>
    int(280)
    ["height"]=>
    int(355)
  }
  ["large":protected]=>
  NULL
  ["smallPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "small_"
  ["mediumPrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(7) "medium_"
  ["largePrefix":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(6) "large_"
  ["nonePhoto":"ImageActiveRecord":private]=>
  string(22) "/uploads/no-image.jpeg"
  ["uploadFileFolder":protected]=>
  string(16) "/public/uploads/"
  ["uploadFilePath":protected]=>
  string(9) "/uploads/"
  ["_new":"CActiveRecord":private]=>
  bool(false)
  ["_attributes":"CActiveRecord":private]=>
  array(9) {
    ["type"]=>
    string(1) "2"
    ["id"]=>
    string(2) "22"
    ["category_id"]=>
    string(1) "4"
    ["title"]=>
    string(22) "Юрий Комлев "
    ["preview"]=>
    string(69) "

«Время раздвигать границы»

" ["description"]=> string(19341) "

В феврале текущего года Министерство культуры РФ обнародовало доработанный  вариант концепции развития музейной деятельности в России на период до 2020 года. Обсуждение долгосрочного плана, определяющего судьбу значимого сегмента отрасли, получило широкий резонанс. В концепции прописано: «Забота государства о сохранении и использовании культурного наследия является важнейшим фактором обеспечения преемственности, стабильного и бесконфликтного развития общества». В этой связи значительно усиливается роль музеев как неотъемлемой составляющей государственной системы сбережения и обеспечения передачи  будущим поколениям культурного достояния нации. Сделан акцент и на том, что музейное сообщество, имея в своем ведении исторические и художественные ценности, всегда участвовало в образовательном процессе, формировании творческой, социально ответственной личности. И все же реалии времени требуют, чтобы вклад музеев в развитие человеческого потенциала страны несоизмеримо возрос. О том, как строится работа коллектива в свете новых основополагающих документов, рассказывает директор областного музея изобразительных искусств, доктор культурологии, член совета представителей Союза музеев России Юрий КОМЛЕВ.


- Разработка такой доктрины назрела, об этом свидетельствует активный диалог музейщиков с властью, который предшествовал появлению концепции. Прошлой весной Президент России Владимир Путин встречался с представителями музейного сообщества в Саратове, осенью в Третьяковке прошло расширенное совещание с участием вице-премьера Ольги Голодец, министра культуры Владимира Мединского и директоров крупнейших музеев страны. В середине сентября 2012-го на базе шолоховского музея-заповедника собирались члены президиума и совета представителей Союза музеев России из 18 регионов страны, был принят так называемый Вешенский манифест, а в конце того же месяца Владимир Владимирович Путин провел в Кремле заседание Совета по культуре и искусству.

Таким образом, в концепции нашли свое отражение основные проблемы, озвученные в процессе общественных дискуссий. Исходя из них, были прописаны и задачи, стоящие перед российскими музеями.

Как восприняло этот документ музейное сообщество?

На основе поступивших предложений, а порой и возражений стратегический документ подвергся некоторой корректировке. Так, представители музейного сообщества остро отреагировали на один из пунктов, он был сформулирован так: «Особенность музея состоит в том, что он одновременно является хранителем национального достояния и субъектом рынка услуг». Появилось предложение поставить во главу угла иной идейный посыл: главные функции музея – хранение, комплектование и представление обществу всего самого лучшего, что позволит сберечь культурный код нации и продолжить создание культурного продукта, обеспечивающего передачу этого ДНК будущим поколениям. Только тогда представляются уместными «вторичные музейные функции, которые иногда принимают за основные», - создание среды для досуга и прибыльного туризма. По мнению музейщиков, абсолютно всё - и правовой статус, и финансирование, и оценка эффективности работы, и охрана - должно строиться с учетом высшей миссии музея, которая позволяет органично сочетать формирование и сохранение музейных фондов с просветительской деятельностью. Я разделяю позицию своих коллег.  

А как выстраивает свою работу оренбургский музей изобразительных искусств?

В русле магистральных направлений, обозначенных федеральными документами, а также областной целевой программой «Культура Оренбуржья» на 2013-2018 годы, наш музей выстраивает свою работу так, чтобы вписаться в алгоритм социально-экономического развития области. Сохраняя и преумножая художественное наследие, предлагая нестандартные культурные проекты, мы участвуем в позиционировании своего региона, а значит, повышаем инвестиционную привлекательность Оренбуржья. Понятно, что нам приходится учитывать изменения, связанные с рыночной экономикой, активным внедрением информационных технологий, новых методик использования гуманитарных ресурсов, а также повышением требований к качеству музейных услуг.  

Все более важным направлением деятельности музеев становится развитие связей, как в межрегиональном пространстве,  так и международном. В последнее время отмечается распространение термина «музейная сфера». Его содержание вызвано, по мнению исследователей, появлением организаций, тесно связанных с музеями. Это могут быть государственные структуры, учебные заведения, исследовательские, аналитические, информационные центры, некоммерческие фонды, различные общественные формирования. Очевидно, что развитие музейной деятельности без учета взаимодействия с этими организациями было бы не полным. Более того, налаживаются долговременные и разнонаправленные связи, которые приобретают форму совместных проектов, что свидетельствует о расширении границ музейной сферы.

Вы можете  назвать с кем сегодня сотрудничает музей ИЗО?

К примеру, у нас сложились достаточно прочные деловые контакты с представителями родственных структур Швейцарии. В прошлом году мы открыли выставку «Оренбургский пуховый платок» в одной из галерей Цюриха. Вернисаж вызвал большой резонанс. Экспозиция сохранялась до февраля этого года, поскольку пользовалась неизменным успехом у швейцарцев и гостей города.

Тогда же, в Цюрихе, мы провели первые переговоры о том, чтобы представить наш пуховый платок в самой маленькой европейской стране – Лихтенштейне. Этот вопрос сейчас находится на стадии согласования. Но сначала мы приняли у себя выставку «История Лихтенштейна в марках». Экспозиция, развернутая в нашем музее, стала даже для России своеобразной первой ласточкой. По такому случаю на открытие к нам приехала солидная делегация, в ее составе были официальные представители Лихтенштейна и Швейцарии.

Среди претендентов, готовых принять у себя нашу выставку пухового платка, уже   образовалась очередь из отечественных и зарубежных музеев. Даже такая, казалось бы, экзотическая страна, как Непал, просит предоставить экспозицию в следующем году. Так как 2014 год объявлен Годом России в Великобритании, запланирована выездная выставка и там. В списке «очередников» значатся Калининградский музей мирового океана, Хабаровский краеведческий музей, Вешенский музей-усадьба Шолохова. Мы даже задумали проект «Оренбургский пуховый платок в российской литературе и искусстве». На ноябрь запланирована выставка в Риме, туда повезем не только платки, но и произведения оренбургских художников.

В общем, работа в музее кипит, сотрудники все чаще проявляют инициативу, используют   нестандартные подходы, в том числе в образовательной сфере. А поскольку образование, по большому счету, есть часть культуры, то сегодня наибольшую актуальность приобретает система связей человека с миром во всем их богатстве и разнообразии.  Музей, по сути, находится в эпицентре этих связей, ведь он собирает, хранит, изучает и популяризирует зримые свидетельства творческой самореализации человека. В его среде внешний мир событий и явлений, отраженный в рукотворных артефактах, логически сопрягается с внутренним миром человека, что созвучно лучшим идеям гуманистической мысли, которая всегда опирается на воспитательные возможности искусства. Исходя из вышеозначенных приоритетов, мы разработали несколько целевых программ.

А как Вы выстраиваете работу с подрастающим поколением?

В рамках программы «Музей и школа» подписано сорок с лишним договоров о культурном сотрудничестве между музейными работниками и педагогическими коллективами. Музей взял на себя обязательства подготовить для городских школ передвижные тематические выставки. Таким образом, мы как бы забрасываем пробные шары в образовательные учреждения, пробуждаем в подрастающих поколениях интерес к музею. В дни летних каникул к нам ежедневно приводят группы из лагерей дневного пребывания, с детьми занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства и народного ремесленничества.   

Понятно, что не каждый сельский житель имеет возможность приехать в город, чтобы попасть в музей. Поэтому у нас уже опробован пилотный проект адресной программы  «Музей и село», по которой наши сотрудники сами едут в глубинку. Они побывали в Саракташе, Черном Отроге, Шарлыке, Зубаревке. То есть отрабатывается своеобразная форма культурно-просветительского хождения в народ. Можно сказать, что в музее идет работа, цель которой – максимальное обеспечение доступности культурных ценностей для всех слоев населения.

Большие надежды мы возлагаем на программы «Музей и Россия», «Музей и весь Мир» о которых я уже говорил. Обмен выставками с другими регионами и странами позволяет расширять границы познания до глобальных масштабов.

Творческий подход к совершенствованию методологии поможет превратить музейную деятельность в значимый фактор социального и экономического развития, укрепление единого культурного пространства России на основе сохранения исторических традиций и духовно-нравственного потенциала, а максимальная доступность культурных ценностей, в свою очередь, повлияет на повышение социального статуса музейных работников. В конечном счете, поступательное движение в любой сфере деятельности способна обеспечить лишь сплоченная команда специалистов, энтузиастов своего дела. Именно такой профессиональный коллектив трудится в музее изобразительных искусств.

Для справки:

Музей осуществляет собирательскую, научную и популяризаторскую деятельность, организует широкий спектр выставок, научные чтения, лектории, музейные «понедельники», является одним из важнейших культурных центров города и области. Помимо основного здания он имеет отдельный Центральный выставочный зал на улице Володарского.

В музейных фондах представлены почти все художественные промыслы Уральского региона, среди них - уникальная коллекция всемирно известного оренбургского пухового платка (шали и ажурные паутинки).  В 2012 году в ведение музея включена  новая галерея «Оренбургский пуховый платок».

В фондах музея хранятся произведения древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века до наших дней, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Беседовала Надежда Емельянова

" ["photo"]=> string(3) "273" ["date"]=> string(16) "2014-03-20 11:31" ["state"]=> string(1) "1" } ["_related":"CActiveRecord":private]=> array(0) { } ["_c":"CActiveRecord":private]=> NULL ["_pk":"CActiveRecord":private]=> string(2) "22" ["_alias":"CActiveRecord":private]=> string(1) "t" ["_errors":"CModel":private]=> array(0) { } ["_validators":"CModel":private]=> NULL ["_scenario":"CModel":private]=> string(6) "update" ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL }