Большая Волга

Альбина Кальвина: «Творчество, породненное великой рекой»

Немного об авторе статьи

Когда в 2002 году ответственным секретарем Оренбургского союза художников стала Альбина Михайловна Кальвина, городская арт-тусовка была уверена: она пришла на эту должность по зову сердца. А как же могло быть иначе у коллекционера живописи?

Некоторые западные и московские дилеры охотятся за картинами, скупая современную живопись разных стилей в надежде, что какие-нибудь из них окажутся со временем действительно ценными. Истинные же коллекционеры собирают только для себя и только то, что горячо любят. У Альбины Михайловны более 800 произведений оренбургского искусства. Картины тех, кто покинул этот бренный мир, и тех, кто радуется ему, собрались в ее доме.

Любовь к искусству обрела новую грань, когда ради творцов и их творений надо было еще чего-то добиваться, организовывать, писать статьи, открывать выставки. В общем, жить жизнью Союза художников. Казалось, это дело занимает ее полностью. Но однажды на вернисаже я встретила картины неизвестного мне художника. Они были посвящены Греции. Автором, как вы уже догадываетесь, оказалась Альбина Кальвина. Новое имя в оренбургской живописи сразу привлекло внимание. Кроме искренности, характерной для самодеятельного художника, в полотнах было нечто, что заставляло возвращаться к ним снова и снова. Она видела столько много картин, что сразу определилась со своим собственным стилем. Ее греческие полотна бело-голубые. Но это была не беломраморная классическая архитектура на фоне южного неба, а уютный дворик с домашними цветами на окнах и лестнице. Доброта и обаяние, светящиеся с ее холстов, стали узнаваемы и в дальнейшем.

Почему начала писать эта состоявшаяся во всех отношениях женщина? Этим вопросом мы касаемся интересной темы. Если бы один проповедник из Ваме не заступился за несчастных шахтеров, тем самым лишив себя работы и крыши над головой, мир никогда не узнал бы гения Ван Гога. Если бы один московский юрист, автор диссертации «О законности трудовой заработной платы», не оставил свои занятия наукой, мы бы не имели счастья лицезреть абстракции Василия Кандинского.

Так что же побуждает начинать новую жизнь в искусстве? Видимо, человек берется за кисть тогда, когда не делать это уже невозможно. В искусстве нет четкой грани, разделяющей профессиональное и самодеятельное творчество. В нашей стране она более оформлена, на западе же давно размыта. Там художником считается тот, кого признает таковым общество. В России всегда любили «наивных» художников за свежесть восприятия, искренность чувств.

Культурное богатство не позволило начинающей художнице быть «чистым листом». Художественный язык Альбины Кальвиной близок к эстетике серебряного века с маркизами Константина Сомова, дамами Борисова-Мусатова, миражами мастеров «Голубой розы». Но если художники «Мира искусства» видели людей как кукол, то Альбина Михайловна куклы представляет как людей, вернее, грустных детей. Кого и что они ждут? Друга? Улетевший шарик? Новый год? Новый мир? В картинах названной серии она, энергичная, предстает задумчивой, отрешенной от быта мечтательницей. Альбина Михайловна, мать пятерых детей, общественный деятель, сумела это сделать.

Мне нравятся ее изысканные натюрморты. Статуэтки японских гейш, восточные веера, венецианские маски, русские кружева заполняют полотна. Их стиль можно отнести к «сделанной» живописи, в которой холст прорабатывается до малейших деталей и все в нем имеет значение. Альбина Кальвина основательна во всем, и в цветовой гамме тоже. Она пишет плотно, сочно. Недаром персональная выставка, прошедшая недавно, называлась «Цветные краски бытия».

Бытие Альбина Михайловна познает активно. Эта дама много путешествует и каждый раз привозит домой новые работы. В дальнюю дорогу трудно взять тяжелый этюдник, поэтому она часто берет с собой коробочку с пастелью, за нежность гаммы называемой «бабочкой в саду искусства». Турция и Греция, Куба и Таиланд, Египет и Канарские острова, Болгария, Югославия и Вьетнам, Чехия, Германия, Австрия, Индонезия и Китай – Альбина Михайловна и страны коллекционирует. Мир предстает в ее картинах трепетно и чувственно. Первыми зрителями, критиками, учителями становятся, конечно же, художники. Они любят ее как человека, ценят как секретаря Союза, внимательны как к живописцу. Среди художников и картин выстроила она свой жизненный полет, такой же интересный, как и творчество. Теперь уже ее картины стали частью художественных коллекций России, Германии, Испании, Дании, Норвегии.

 

 

Оренбургское областное отделение Союза художников России - участник региональной художественной выставки «Большая Волга – XI», которая стала одним из важнейших этапов реализации большого федерального проекта «Россия». Грандиозная экспозиция – лучшее из созданного за последние пять лет художниками Приволжского федерального округа. Тринадцать отделений СХ России, насчитывающих в общей сложности около 2000 талантливых авторов всех видов изобразительного и декоративного искусств, приняли участие в этом масштабном творческом смотре.

 

Передвижники нового века

Знаменательно и другое. Культурная акция, инициированная совместными усилиями творческих деятелей огромной административной территории, стала своеобразной предпосылкой к возрождению традиции русских живописцев XIX века, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок.

«Большая Волга» проводится нечасто, случались и более чем пятилетние перерывы. Так что желающих выставиться под столь символическим брендом было предостаточно, и членам выставкома пришлось изрядно потрудиться.

На этот раз выставка включала в себя около 1200 произведений, среди них: картины, скульптура, предметы декоративно-прикладного и храмового искусства, театральные и кинематографические декорации.

Экспозиция представляла работы 859 авторов. Это посланцы Республики Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, а также городов - Нижнего Новгорода, Оренбурга, Самары, Саратова, Тольятти и Ульяновска. Организаторами грандиозного проекта выступили Союз художников России и его отделения, расположенные на территории Приволжского федерального округа, республиканские и региональные министерства культуры.

Оренбуржье на выставке представляли 18 оренбургских художников с 24 работами. Имена большинства из них хорошо знакомы местным завсегдатаям художественных салонов и выставочных залов. Это заслуженные художники России Рашид Асаев и Юрий Рысухин, Анатолий и Светлана Шлеюк, Алла Васильченко, Марина Борисова, заслуженный работник культуры РФ Николай Морозов (Бузулук), Александр Соловьев (Бугуруслан) и другие.

 

Не хлебом единым…

«Большая Волга» проводится поэтапно, вернисажи прошли в трех крупных городах. Первой для экспозиции была выбрана столица Республики Татарстан.

Как сообщала пресса, количество работ оказалось столь велико, что выставку пришлось размещать на трех площадках – в Национальной художественной галерее «Хазине», Государственном музее изобразительного искусства и Галерее современного искусства ГМИИ РТ.

Кандидат искусствоведения Дина Валеева, побывав на казанском вернисаже, сделала вывод, что художники стали больше внимания уделять духовной стороне жизни:

- Хотя еще совсем недавно многие из них были нацелены на зарабатывание денег, на то, что называют «салонным искусством», ориентированным на не самые требовательные вкусы заказчика, что неизбежно приводило к утрате требовательности к себе… Но не хлебом единым жив человек, и художники вновь обратили свои взоры к миру переживаний собственной души.

Другой искусствовед, Татьяна Бойцова, к числу лучших на выставке относит полотна, выполненные в традиционном стиле.

– В то же время, – отмечает она, – немало представлено работ, в которых авторы не только тянутся к эпохальным темам, не только делают в этом направлении серьезные шаги, но и стремятся выработать некий нетрадиционный художественный язык.

Вот ведь, подчеркивает она, в наши дни художники в регионах существуют в труднейших условиях, и, несмотря ни на что, пытаются языком живописи высказаться по широкому спектру современных проблем.

Оренбургские участники были рады, что их творчество органично вписалось в многоликое полотно художественной жизни страны. На вернисаже их картины и другие произведения собирали вокруг себя многочисленную публику.

 

Трамплин для молодых

Пермь – второй, после Казани, российский культурный центр, где состоялось торжественное открытие XI региональной выставки художников Приволжского федерального округа «Большая Волга». Здесь оно проводилось в рамках программы, посвященной 290-летию города.

Экспозиция развернулась на площадке выставочного центра «Пермская ярмарка». В просторных залах было тесно от посетителей, знатоки и любители изобразительного искусства окунулись в яркий, наполненный смыслом мир живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

В официальной церемонии приняли участие мэр города, председатель Пермской городской думы Игорь Сапко, и.о. краевого министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Игорь Гладнев, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, руководители отраслевых творческих организаций регионов-участников и другие почетные гости.

Выступающие подчеркивали, что «Большая Волга» - это уникальная возможность показать широкую панораму современного профессионального искусства регионов России. Выставка, подобная по уровню и масштабу, проходила в Перми в далеком 1967 году. Спустя 46 лет жители города могли познакомиться с работами отечественных художников, признанных во всем мире.

Зрителей поразило жанровое и тематическое разнообразие выставки. Здесь можно увидеть все - от скромного натюрморта до огромных эпических полотен. Очень много ярких портретов с характерным национальным колоритом. Что и не удивительно, ведь на Волге проживают десятки народов.

- Такие выставки вносят вклад не только в российский, но и общемировой культурный процесс, - считает председатель Союза художников России, член президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, народный художник России Андрей Ковальчук. - Так сложилось, что в новом веке классическое художественное образование только в России и сохранилось. Недаром Китай пытается перенять у нас это традиционное направление. На выставке, может быть, не представлено широко современное искусство. Но мы несем основу, которая связывает нас с великим классическим наследием. И это может дать толчок для развития любого художника.

Стоит добавить, что «Большая Волга» - это трамплин в будущее для талантливых и уже замеченных в своих территориях молодых художниках: их творения участвуют в транзитном смотре наравне с именитыми авторами.

После Перми, выставку принимает Йошкар-Ола.

А затем лучшие работы будут отобраны для участия в итоговой выставке «Россия», которая пройдет в 2014 году в крупнейшем выставочном зале Москвы - Центральном Доме художника. Члены выставкома уже наметили оренбургских кандидатов на участие в столичной выставке: живописцев Анатолия Шлеюка, Юрия Рысухина, Марину Борисову, Николая Морозова и Евгения Ерохина, а также авторов графических работ Светлану Шлеюк и Евгения Хованского, прикладников Аллу Васильченко и Ивана Ульянова.

Альбина Кальвина,

ответственный секретарь Оренбургской организации ВТОО «Союз художников России»