«Во всем здесь видится искусства отраженье»

«Во всем здесь видится искусства отраженье»

Елена Петайкина

В честь Петрова дня

В Саракташском районе Оренбургской области в долине трех рек – Сакмары, Большого Ика и Ассели – расположилось старинное село. В далеком 1780 году из Симбирской губернии переселился на эти удивительной красоты земли поручик Крашенинников со своей семьей и крестьянами. Так получилось, что первый обоз с людьми приехал на Петров день. Потому и нарекли село Петровское.

Прошло время, и оно доросло до размеров крупного населенного пункта. В середине XIX века здесь насчитывалось 119 дворов, а население было более 600 человек! В Петровском работали 11 кожевенных, два кирпичных, восемь гончарных заводов. К этому списку с годами добавились мыловаренный, поташный, колбасные и маслозаводы, хлебопекарни, восемь мельниц. Дело в том, что село имело очень выгодное для торговли расположение – недалеко от Башкирии и Казахстана. На еженедельные базары, а таковых в Петровском было аж три, собиралось огромное количество народу.

А в 1884 году на этой благословенной земле была открыта школа – мужская церковно-приходская. Учились в ней 52 человека, а преподавателей было всего-то двое. Кстати, образовательное учреждение не могло вместить всех детей, поэтому исключение было сделано только для отпрысков помещиков, торговцев и заводчиков.

И лишь в 1916 году образование, выражаясь современным языком, стало доступным для всех: в Петровском открыли частную гимназию. Затем ее переименовали в школу рабочей молодежи, руководил которой до 1934 года Сергей Андреевич Варламов.

 

Истоки творчества

Если порой и ведутся споры о роли личности в истории, то, обращаясь к персоне нашего земляка, полемику можно и не начинать. Потому как с именем этого человека связано то событие, о котором пойдет речь. Да не будь Сергея Варламова, и село-то могло бы уже исчезнуть с географической карты. Сергей Андреевич – уроженец Петровского. Здесь он получил образование, здесь он сформировался как профессионал.

«Почти полвека тому назад бегал по этой земле мой отец, а тогда босоногий крестьянский мальчишка Серенька Варламов, в восхищении вбирая в сердце разноцветие окрестных лугов, несмолкающий звон горной речки Ассель, мерцающий свод над головой, – пишет его дочь, научный сотрудник областного музея изобразительных искусств Лидия Медведева. – Именно там, в Петровском, – истоки его фанатичной любви к природе и искусству, безраздельно владевшей им всю жизнь. Став художником, искусствоведом, членом Союза художников СССР, он щедро одарил родное село десятками чудесных рисунков и акварелей, которые сейчас украшают стены новой школы».

Всю свою жизнь Сергей Андреевич посвятил художественному творчеству. Это ему принадлежит идея и блестящая ее реализация – создание областного музея изобразительных искусств. Это по его инициативе по крупицам собрали и сохранили для потомков коллекцию позднего передвижника, академика живописи, ученика В. Маковского, нашего земляка Лукиана Попова, собрание картин которого и стало основой будущего музея.

Своей влюбленностью в искусство Сергей Андреевич заражал всех вокруг. И надо сказать, что, переехав в Оренбург и став уже известным человеком, он никогда не забывал своей малой родины. Приезжая в Петровское, директор музея всегда заходил в родную школу, общался с ребятами, дарил свои рисунки, акварели.

По сей день его работы хранятся в школе. Да не просто хранятся, они являются частью огромной коллекции, которая недавно получила название «Народная галерея».

 

Собрание полотен

С акварелей Сергея Варламова все и началось. Сначала они украшали одну из рекреаций школы и, надо сказать, вызывали постоянный интерес ребят. Еще бы, ведь в небольших по размеру набросках и рисунках девчонки и мальчишки узнавали знакомые места. Даже в самом незаметном штрихе ощущалась трогательная и нежная любовь художника к каждому деревцу, к каждому повороту реки. Невозможно было пройти мимо этой экспозиции, насчитывающей 64 работы. Школьники даже название ей придумали – «Малая Третьяковка».

Но, видно, бренд «Третьяковка» имеет какую-то свою особую притягательную силу, и малой она просто быть не может. Школе стали дарить свои работы и другие художники. Вот, например, в 1993 году местный живописец Валентин Георгиевич Игошин преподнес ребятам 34 картины, которые также нашли свое место в холле на втором этаже.

А с 2008 года преподаватели школы и сотрудники областного музея изобразительных искусств решили проводить в стенах школы «Варламовские чтения». Идейным вдохновителем всех этих встреч по сей день является Лидия Сергеевна Медведева. Так что же это за мероприятие? Любой учащийся Петровской школы ответит – любимое событие года. В этот день к ребятам в гости приезжают самые настоящие художники, писатели, поэты. В подарок Петровскому они везут альбомы по искусству, книги, свои картины. А еще несколько часов подряд творческая интеллигенция Оренбуржья рассказывает подрастающему поколению о их земляке Сергее Андреевиче и о том, как дело, начатое им когда-то, успешно развивается сегодня. В этих встречах зародилась замечательная традиция: чтение вслух рукописной книги Варламова «Мои встречи с прекрасным», в которой рассказано о самых интересных событиях и замечательных людях села Петровского. А читает ее дочь автора. Да не просто читает, а добавляет что-то свое, комментирует. Эта книга писалась у нее на глазах, и она была свидетелем всех представленных событий. К тому же рассказчик Лидия Сергеевна – заслушаешься!

Художники Оренбуржья от общения переходят к делу. Тут же в классах раскладываются мольберты и начинается настоящий творческий диалог. Вот ученица шестого класса Ольга Телина показывает свой рисунок. На нем природа родного села. Известный мастер кисти Константин Сергеевич Кузенов берет в руки карандаш, и на глазах набросок превращается в законченную работу. Оля в удивлении: «Так просто?» И отходит довольная. «Я всегда прихожу на эти встречи. Здесь так много интересного рассказывают, – делится впечатлениями девочка. – Я стараюсь все запомнить, даже записываю себе в тетрадь. И когда я применяю в своих рисунках советы, то получается гораздо лучше!»

От встречи к встрече количество картин, подаренных ребятам художниками, растет. Школьные художественные фонды пополнились работами Анатолия и Светланы Шлеюк, Игоря Смекалова, скульптурным портретом А.С. Пушкина Надежды Петиной, гравюрой Андрея Преснова.

Есть у петровской народной галереи и свой меценат. Александр Петров родился в Петровском. Сегодня работает в Министерстве сельского хозяйства РФ. Но, занимаясь очень далеким от искусства делом, он просто заражен «бациллой творчества», как, по всей видимости, и все петровчане. Одна из частей экспозиции создана благодаря его идее и финансовым вложениям. А началось все с того, что Александр Иванович написал статью в районную газету о своем отце – мастере на все руки. Иван Петров делал когда-то для односельчан тарантасы. Сейчас этот вид транспорта давно уже забыт. И для того чтобы подкрепить свой рассказ иллюстрацией, Александр Иванович обратился к художнику Кузенову. Теперь в школьной галерее можно увидеть, как выглядел тот самый тарантас, который так искусно делал отец мецената. Картина вызвала много вопросов у ребят. А ученица школы Екатерина Кривобок написала исследовательскую работу «Тарантасное ремесло». Вот что она пишет по этому поводу на своем сайте: «Главной задачей исследователей является письменная фиксация воспоминаний очевидцев, сбор документации. Из воспоминаний односельчан извлекаются уроки их прожитой жизни, запечатлевается опыт их участия в исторических событиях. В ходе сбора материала идет обсуждение содержания собранных источников, выбора стиля изложения, логики суждения, продумываются до мелочей технические детали. По рассказам старожилов создаются сложные чертежи, схемы, рисунки…»

Увидев любопытство в глазах подрастающего поколения, Александр Петров предложил идею сохранения памяти об односельчанах. Так, вместе с художником Константином Кузеновым они создали достаточно обширную портретную галерею.

 

И в заключение

Вот так необычно переплетаются судьбы. Вот так необычно для сельской глубинки идеи и мечты о прекрасном одного человека претворяются другими. Много сейчас говорят о патриотическом воспитании, ищут новые подходы, формы и методы… А, как известно, все гениальное просто. Надо просто любить свою малую родину, уметь видеть вокруг все то прекрасное, что тебя окружает. Надо просто общаться с детьми, без всякого пафоса. И совершенно прав директор петровской школы Нургалий Сейткулов, который утверждает: «Народная галерея в нашей школе – самый сильный фактор воспитания наших подопечных. У нас даже на перемене нет вопросов с дисциплиной. Знаете почему? Дети выходят из класса, смотрят на картины, обсуждают. Здесь ведь знакомые люди, бабушки и дедушки изображены – все село. Они гордятся родственниками, узнают каждый закоулочек. И впитывают эту природу, вернее, ту любовь к природе, которую передал живописец. И вся эта красота остается в душе. И получается воспитание патриотизма ненавязчиво, изнутри, как, собственно, и должно быть».

Вот так и влияет личность на ход исторических событий. Ведь если бы Сергей Андреевич Варламов не зародил более полувека тому назад традицию общения с детьми посредством искусства, если бы его дочь Лидия Медведева не продолжила дело отца – неизвестно, раздавался ли бы шум детских голосов в трехэтажной сельской школе.

Создание народной галереи в Петровском – это очень необычный факт, достойный подражания. Самое главное, что преподаватели и кураторы – оренбургские художники – не ограничиваются вывешиванием картин в холлах учебного заведения. Народная галерея – она потому и народная, что собирали и формировали ее все вместе и взрослые, и дети. Может быть, в этом и есть секрет такого тесного и беспроблемного контакта преподавателей и учеников, родителей и детей в оренбургской глубинке. Здесь нет привычного возрастного разделения. Здесь все увлечены одной идеей: через творчество познать, сохранить и приумножить все, что связано с родным селом. И совершенно неслучайно ребята всегда восторженно рассказывают о своей малой родине. На странице Дарьи Кривобок в Интернете, теперь уже выпускницы школы, студентки Оренбургской медицинской академии, можно прочитать такие слова: «И все же деревня остается нашей кормилицей, хранителем народных традиций, истоком мудрости, всего, что близко лежит к земле, к естеству жизни, радости бытия.

Петровское… Здесь мы родились и живем. Заботиться о нем – дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга».

Елена Петайкина