«Если станет жизнь скучна, влюбись…»

Таким рецептом избавления от тяжестей повседневной суеты делятся с нами авторы мюзикла «В джазе только девушки», мировая премьера которого с триумфальным успехом состоялась в Оренбургском областном театре музыкальной комедии 7 октября 2022 года. Творческий коллектив под руководством режиссёра-постановщика Николая Покотыло увлёк зрителей в захватывающее джазовое приключение, разворачивающееся в авантюрной атмосфере старой Америки 1920-х годов.

Одна из главных задач, стоявших перед авторами спектакля, по их собственному признанию – «погрузить каждого зрителя в одно большое зажигательное музыкальное шоу», сделав всех присутствующих в зрительном зале своеобразными участниками динамичного сценического действа. И это им, несомненно, удалось. Лучшее доказательство тому – бурные овации публики, улыбки и горящие глаза восторженных зрителей.

Основой для оренбургской постановки стал вошедший в золотой фонд мирового кинематографа фильм Билли Уайлдера и Иза Даймонда «В джазе только девушки» (оригинальное название «Некоторые любят погорячее»), шедевр, признанный Американским институтом киноискусства как «лучшая кинокомедия всех времён США». Полностью сохранённая авторами мюзикла сценарная и текстовая канва фильма стала тем «магнитом», который притягивает зрителя в его желании вновь встретиться с полюбившимися героями и проследить за их приключениями теперь уже на театральной сцене в обновлённом музыкальном формате. И это в определённой степени проводит параллели с историей создания американского шедевра, который, в свою очередь опирался на довоенную французскую музыкальную комедию «Фанфары любви» и её одноимённый ремейк, снятый в Германии в 1951 году.

Несмотря на кажущуюся простоту, такой во многом предусматривающий «повторение пройденного» подход таит в себе наибольшие трудности, ведь при работе с образцами нестареющей классики задача уберечь основу произведения от излишних искажающих его изменений – одна из самых сложных. Непростым является и обратное – поиск своего, неповторимого сценического решения, свободного от знакомых и любимых многими стереотипов.

При полном сохранении внешних деталей известной киноверсии команда мюзикла переносит содержательный акцент в иную плоскость. И если авторы американской комедии в первую очередь отдавали дань пародии, с лёгкой усмешкой отсылая зрителя к штампам гангстерских кинолент и криминальных драм, к стандартам немого кино, соединяя чёрную комедию с фарсом и откровенно подтрунивая над современной им масс-культурой, то авторы оренбургской постановки подчёркивают юмористический, связанный с комедией положений контекст, делая основной акцент на лирическую линию сюжета.

Попавшие в не предполагаемые ими, но предлагаемые жизнью обстоятельства, герои спектакля сохраняют искренность и теплоту чувств, способность смеяться над собой, бескорыстно любить и, не поддаваясь унынию, устремляться к своей мечте. Пожалуй, они располагают к себе даже в большей степени, нежели их прототипы из американской киноленты.

На реализацию этой идеи работают все составляющие музыкального спектакля: полная лиризма и блюзового шарма, захватывающая энергией джаза и мелодическими находками музыка Владимира Баскина в союзе с блестящим либретто Евгения Муравьёва, отточенная, мастерски выверенная, безукоризненно спаянная с музыкальной пластикой хореография Марины Суконцевой, скрупулёзно продуманные, погружающие в быт и стиль эпохи решения художника по костюмам Анастасии Шенталинской, изобретательные по красоте, шарму и юмору находки художника-сценографа Евгения Терехова и чуткое к сценарным нюансам и замыслу в целом световое сопровождение Валентина Бакояна.

В центре этого действа, несомненно, главные персонажи спектакля в исполнении Александра Попова (Джерри/Дафна) и Сергея Гурьянова (Джо/Джозефина). Они подкупают органичным сочетанием неподдельного юмора и озорного хулиганства с мягкой лиричностью, сердечной теплотой, вызывая абсолютную симпатию зрителей. Не уступают им Евгения Реутова и Екатерина Садовская, с неповторимым индивидуальным шармом воссоздавая в своей героине – Душечке обаятельный образ женственности. Особое украшение спектакля – заслуженный артист России Александр Лазутин, его экстравагантный Осгуд вызывает не только улыбку, но и шквал аплодисментов в зрительном зале. Особым даром перевоплощения поражает и его партнёр по роли, Сергей Фурсов, который предстаёт в этом спектакле не только в роли забавного чудака-миллионера Осгуда, но и с успехом являет зрителю импресарио Полякова и криминального босса Бонапарта. А динамика и экспрессия действия во многом «подогреваются» яркими массовыми сценами, искусно объединяющими музыку, хореографию и вокал.

Картина будет не полной, если не назвать ещё одного весьма значимого «персонажа» спектакля. Неизменно присутствующий на сцене на протяжении всего действия оркестр Оренбургского театра музыкальной комедии под руководством Валерия Попова расцвечивает историю яркими оркестровыми красками, сопровождая, комментируя чувства и поступки героев, а порой и непосредственно участвуя в событиях. Идея сделать музыкантов полноправными участниками наравне с актёрами, переместив их из оркестровой ямы в игровое пространство сцены, с одной стороны подчёркивает условность, театральность всего происходящего, некоторым образом далёкого от реальности, с другой же, ещё более способствует погружению в пространство игры, где стирается дистанция между актёром и зрителем, где все совместно участвуют в создании всей этой истории, «всего этого джаза» (по аналогии с фильмом Боба Фосса), всей этой жизни. Ведь не случайно мюзикл обрамляет музыкальный номер, рефреном которого звучат именно эти слова: «Всё – джаз!»

И если на душе станет серо и мрачно, а жизнь окажется скучна, значит нужно идти на джаз в Оренбургский театр музыкальной комедии, и тогда влюблённость в эту жизнь, а значит и в этот спектакль, Вам обеспечена.

Арсений Резницкий