Василий Алексеевич Перовский

Василий Алексеевич Перовский, оренбургский военный губернатор в 1833 - 1842 годах, оренбургский и самарский генерал-губернатор в 1851-1857 годах

«Время Перовского», «золотой век Оренбургского края» — так называют историки период, когда начальником края, его военным губернатором был Василий Алексеевич Перовский. За годы правления В.А. Перовского изменения произошли во всём и коснулись всех жителей Оренбургского края.

В продолжение трёх царствований В.А. Перовский сумел приобрести полное благорасположение государей, хотя и провёл большую часть своей жизни вдали от царского двора и столичного блеска. Но назвать его баловнем судьбы — значит, погрешить против истины. Всё, чего достиг Перовский, он достиг собственным умом и трудом. В том числе и графского титула, который не перешёл и не мог перейти к нему по наследству от его отца, графа Алексея Кирилловича Разумовского. Более того, и дворянство внебрачному сыну Алексея Кирилловича удалось получить далеко не сразу. Мать Перовского, Мария Михайловна Соболевская, мещанка, постоянно находилась при графе Разумовском, занимая различные должности. Кроме Василия, у них было ещё три сына и четыре дочери. Все дети получили свою фамилию от названия подмосковного имения Разумовского села Перова и числились «воспитанниками» графа.

Родился Василий Перовский 9 февраля 1795 года в селе Почеп Черниговской губернии, воспитывался в Москве. Окончив Московский университет со степенью кандидата, поступил в Муравьевскую школу колонновожатых и был выпущен прапорщиком в 1811 году.

В 1812 году Василий Алексеевич состоял в арьергарде 2-й армии, которой командовал Багратион. В Бородинской битве (а Василию Алексеевичу довелось участвовать в ней) ему пулей оторвало указательный палец на левой руке, почему он и носил потом на остатке его серебряный наконечник-напёрсток, вызывающий у людей самые разные догадки и предположения (одни говорили, что палец Василий Алексеевич отстрелил на охоте, случайно, другие — что нарочно, и не на охоте, а от несчастной любви, и т.д.).

В 1833 году, совершенно неожиданно для себя, Перовский, несмотря на свой небольшой чин, получает важное и ответственное назначение: пост оренбургского военного губернатора и командующего отдельным Оренбургским корпусом. За всё время своего существования Оренбург впервые видел такого молодого губернатора: прежде эту должность занимали люди основательные, заслуженные, умудрённые жизнью и временем, имевшие административный опыт. Но и молодой Перовский был прекрасно подготовлен к самостоятельной деятельности, энергичен, а главное, наделён такими полномочиями, каких никогда не имели его предшественники. Вступив в должность, В.А. Перовский прежде всего позаботился привлечь к себе даровитых, умных, хорошо образованных людей, радеющих о процветании Отечества. Так в его окружение попали В.И. Даль, Ф.К. Зан, братья Н.В. и Я.В. Ханыковы, И.В.Виткевич и многие другие.

Город Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не 3/4 настоящих зданий: караван-сарай, контрольная палата, общественное собрание, дом казённой палаты, казармы — всё построено Перовским. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города.

В 1836 году Перовский заказал Александру Брюллову брату известного живописца Карла Брюллова, проект караван-сарая для Оренбурга. Караван-сарай строился как общественный постоялый двор, место, в котором, по словам Перовского, «могли бы останавливаться со всеми удобствами каждый башкир и мещеряк без всякой платы». Караван-сарай стал выдающимся произведением архитектурного искусства, и хотя до нас он дошёл с рядом изменений, но до сих пор остаётся главной достопримечательностью города.

 Перовскому Оренбург обязан появлением водопровода, уличного освещения, устройством садов, им открыты приходские школы в Троицке и Челябинске, образована при своей канцелярии библиотека, для которой выписывались не только русские, но и иностранные издания.

Да и первый опыт разведения лесов в степи также был предпринят Перовским, и опыт этот оправдал его ожидания. Восемнадцатого февраля 1836 года в Оренбурге учредили лесное училище для постоянного и систематического разведения лесов на землях Оренбургской пограничной линии. С ним было соединено и училище лесоводства. Василий Алексеевич в циркуляре 14 марта 1835 года писал: «... Теперь нет никакого сомнения, что в немногие годы можно уничтожить на Оренбургской линии недостаток и дороговизну дров, а постепенно и строевого леса».

...Вернувшись из Европы, Перовский в 1845 году был назначен членом Государственного Совета, а в 1847 году — Адмиралтейств-совета. Но кабинетные занятия тяготили Василия Алексеевича, привыкшего к самостоятельной и деятельной жизни, и он принялся хлопотать о своём назначении в Оренбург. В конце концов Николай I уступил просьбам своего любимца, и в марте 1851 года генерал от кавалерии, генерал-адъютант Перовский был назначен оренбургским и самарским генерал-губернатором.

Двадцать девятого мая 1851 года Перовский прибыл в Оренбург и, приняв дела от генерала В.А. Обручева, со всей энергией, присущей ему, занялся обозрением того, что появилось в крае нового за его девятилетнее отсутствие.

Весть о кончине Николая I неожиданно сильно подействовала на Перовского, энергия его упала. И хотя письмо молодого императора Александра II, написанное ему 19 февраля 1855 года, в день своего восшествия на престол, полное сердечной заботы, несколько ободрило Василия Алексеевича, он понимал, что время его миновало. В августе Перовский поехал в Петербург на коронацию, а заодно и просить государя об отставке. Но Александр II тепло принял Перовского, и 26 августа 1856 года, в день своего коронования, пожаловал его высшей наградой: бриллиантовыми знаками ордена Св.Андрея Первозванного (а ещё раньше 1 апреля 1855 года, возвёл в графское достоинство).

Царские милости не позволили Перовскому отказаться от должности, и он возвратился в Оренбург продолжать начато дело. Однако уже 31 декабря 1856 года по его настоянию сюда прибыл генерал А.А. Катенин, чтобы на месте подготовиться к принятию предназначенной для него должности оренбургского и самарского генерал-губернатора. Но и сдавая дела, Перовский продолжал оставаться начальником края.