Давид Генделев

В 50-е годы ХХ века в Оренбурге создается Отделение Союза  советских композиторов. Руководителем творческой  группы стал Давид Генделев (1920-1987) – выпускник Московской консерватории, известный в городе композитор. В 1955 году он становится художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Южно-Уральского военного округа, а с 1961 по 1963 годы - директором Оренбургского музыкального училища.

В состав композиторской группы в то время  входили пять человек: Д. Генделев, П.Малый, А. Цибизов, В.Лебедев, С.Гурин. Почти все они работали в то время в жанре песни, реже фортепианной или оркестровой миниатюры. Исключением, был лишь Д. Генделев, творчество которого представлено большим количеством  различных произведений, в том числе и сценических.

За период творческой деятельности Д. Генделев написал более 300 различ­ных произведений, в том числе два балета, шесть оперетт, две симфонии, музы­ку к спектаклям, песни. Серьёзным стимулом для творчества композитора яви­лось наличие в Оренбуржье театра музыкальной комедии. В 1957 году Д. Генде­лев совместно с писателем А. Горбачёвым создают спектакль "Под счастливой звездой". Это был первый послевоенный  опыт содружества театра с местными авторами. Зрители очень тепло встретили творение своих земляков. За один се­зон спектакль прошел более пятидеся:ги раз. Успех вдохновил композитора, и уже в следующем году любители музыки познакомились с новой работой Д. Ген­делева, опереттой "Гордый сказ".

Творческое сотрудничество композитора с театром продолжалось в после­дующие годы. Наряду с опереттами "Любовь мятежная",  "В царстве дурных привычек", "Чудо голубое" (в соавторстве с композитором А. Цибизовым) В1970 году состоялась премьера балета для детей "Терем-теремок".

Склонность Д. Генделева к сценическим произведениям также проявилась в написании музыки к различным спектаклям. Его совместная работа с Оренбургским театром драмы, театром кукол, областным радио была весьма удачной, очём сам он неоднократно писал: "На моём счету музыка более чем к шестидеся­ти спектаклям. Особенно люблю писать для детей. С удовольствием вспоминаю"Похищние луковиц" - в драматическом театре, "Таксёнка Випса" - в куколь­ном и радиоспектакле "Страна Тяп-Ляпия".

Большая часть наследия Д. Генделева - песни. Их у композитора более ста. Созданные на стихи оренбургских поэтов А. Столповского, М. Трутнева, В. Крив­ цуна, Е. Горбанской, А. Горбачева, М. Клипиницера они быстро полюбились жителям города и области. Многочисленные вечера, концерты, творческие встре­чи с оренбуржцами не обходились без популярных песен "Ириклинская ГРЭС", "Хороши закаты летние", "Далеко над степью за Уралом" ).

Вспоминая о том времени, Д. Генделев отмечал: "Писать песни на местные темы, о людях, с которыми живёшь, дело - благородное. Помню, с Ансамблем милиции мы были на Всесоюзной комсомольской стройке Ириклинской ГРЭс. Исполнялась песня, посвящённая её строителям. Она повторялась три раза. Кон­церт был на площади под открытым небом. Пошёл дождь, но ни один человек не ушёл... Я сохранил на память о том концерте партитуру, размытую дождём".