Три дня под знаком джаза

С восьмого по десятое ноября Оренбург принимал участников 17-го международного джаз-фестиваля «Евразия-2013», посвященного памяти замечательного композитора, народного артиста России Юрия Сергеевича Саульского.

Этот потрясающий по силе воздействия на аудиторию вид искусства официально прописался в нашем степном крае 17 лет назад. Вдохновителем и организатором оренбургского фестиваля был Юрий Саульский, который впервые привез в наш город профессиональные коллективы, исполняющие джаз.

 

Любители джаза помнят теплый осенний день 1996-го, когда от памятника Чкалову до областной филармонии шагали музыканты в военной форме. Сверкала на солнце медь труб, и завороженные зажигательной музыкой прохожие, забывая о своих делах, сопровождали оркестр. Это дефиле военного факультета Московской государственной консерватории начинало первый фестиваль.

Юрий Саульский пророчески предсказал успех «Евразии». И действительно в нашем городе искусство джаза не менее популярно, чем в столицах, это традиционно подтверждает наполненность зала на концертах. Оренбургские слушатели за эти годы встречали немало прославленных джазменов: Игоря Бутмана, который впервые привез к нам американских музыкантов, Игоря Бриля и его «Новое поколение», «МКС Биг-бэнд» Анатолия Кролла. Немало ярких исполнителей покоряли оренбургских любителей джаза. И 17-й фестиваль продолжил эту традицию.

День первый

Партер, амфитеатр, балкон – ни одного свободного места. Портрет Юрия Саульского на экранах, перед началом концерта – виртуальное напутствие маэстро, словно он по-прежнему с нами. Художественный руководитель фестиваля Татьяна Саульская и первый заместитель министра культуры и внешних связей области Виктор Батеженко поздравили музыкантов, зрителей и выразили уверенность в том, что эта новая встреча будет как и прежние – незабываемой.

На сцене – «Бериашвили – Лосев групп» (на афишах «BLG»). Руководитель коллектива Александр Лосев – пианист и композитор, ученик Игоря Бриля, Этери Бериашвили – вокалистка известной группы «A’capella Expess», участница многих проектов, включая мюзиклы и популярное телешоу «Голос». В составе группы – российские музыканты Антон Ревнюк, Петр Ившин, Святослав Текучев, Павел Чекмаковский и кубинец Овер Серрано. «Признание» Саульского растрогало зал, так же как и грузинская песня на стихи Кэти Бериашвили, сестры Этери. Мелодичные импровизации сменялись зажигательными ритмами, звучали джазовые версии хитов поп-музыки. Этери мастерски играла с залом: попросила слушателей исполнить две ноты, а затем нестройный хор зала изящно сменился фонограммой этих двух нот, на фоне которой звучал живой вокал певицы. 

Вслед за российско-грузинско-кубинской группой к публике вышел гость из Израиля Леонид Пташка. Он родился в СССР, в Баку, еще ребенком снискал славу пианиста, окончил Московский институт им. Гнесиных, к концу 80-х был уже лауреатом многочисленных российских и международных конкурсов. Гастролирует со своим джаз-трио по всему миру. Его имя включено в список «100 выдающихся музыкантов XX века», составленный Американским биографическим институтом. В Оренбурге Леонид впервые и говорит, что безмерно этому рад. В его группе – известные джазисты Тимур Некрасов, Игнат Кравцов и Владимир Кольцов-Крутов. Зал взрывался аплодисментами, когда музыканты исполняли импровизацию на тему песни Саульского «Ожидание», известные джазовые композиции и даже переложение духовной иудейской мелодии, где музыкант использовал привезенный с собой рог – духовой инструмент, известный еще со времен библейского царя Давида.

Но главный конек Леонида Пташки – фортепиано, которым он виртуозно владеет, если не считать умение общаться с аудиторией. Шутки, экспромты… Музыкантов долго не отпускали, до тех пор, пока они не успокоили зрителей, сказав, что на джем-сейшне будут играть еще лучше. И действительно это было потрясающе.

Завершил первый день фестиваля квартет Алексея Подымкина – пианиста, выпускника Новосибирской консерватории. В последние годы он живет в Москве и выступает со многими отечественными и зарубежными звездами. В составе квартета – саксофонист Сергей Баулин, контрабасист Сергей Васильев, барабанщик Давид Ткебучава и известный трубач из Америки Джейсон Палмер. Его участие и определило название фестивальной программы «Майлс Дэвис – навсегда!». В память об известном трубаче и композиторе XX века. Но начали с Саульского, пьесу которого «Знакомство с оркестром» советские любители джаза помнят еще по легендарному «ВИА-66». Звучали блюзы, слушатели замирали, когда дуэтом пели труба и тенор-саксофон. Они запомнились, их хочется слушать вновь.

День второй

Днем выступал костанайский концертный биг-бэнд под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан Александра Евсюкова. Приведу слова искушенной слушательницы, музыканта, преподавателя первой Оренбургской музыкальной школы им. Чайковского Аллы Курманаевой: «Я никогда не думала, что в Костанае джаз-оркестр такого уровня, профессионалы высокого класса: импровизация – тончайшая, инструменталисты и вокалисты просто поразили, солировали и не свойственные джазу инструменты: баян, скрипка. И это было очень органично. Вокальный квартет «В джазе только девушки» так держали зал, что их долго не хотели отпускать. На концерте было много преподавателей, студентов музыкального колледжа и вуза, могу сказать, что это не только мое мнение. Выступление было очень профессиональным».

Вечер 9 ноября открыли молодые музыканты Ксения Федулова и «Джем Дуэт». Ксения – звезда первой величины отечественного блюза. Она родом с Камчатки, в 17 лет стала лауреатом Грушинского фестиваля в номинации «Исполнитель», через год записала свой первый альбом. Это положило начало ее взлету. Москва, выступления на концертных площадках и в клубах, победа в конкурсе «Алла ищет таланты». Ксения выпускает очередной альбом, собирает новые коллективы и лидирует в них. Имеет очаровательное прозвище Камчатский подснежник. Она прекрасная вокалистка, в совершенстве владеет гитарой. На фестивале с ней  выступили известные московские исполнители блюза: бас-гитарист Анатолий Смирнов и барабанщик Алексей Цыганов.

Выражаясь молодежной лексикой, Ксюша зажигала по полной. Верные рыцари несли ее знамя блюза, рок-н-ролла, а когда она объявила буги-вуги, то даже старцы затрепетали. Конечно, тех, кто пришел слушать джаз, старцами назвать никак  нельзя, но тех, чья юность совпала с 60-ми, поверьте, было немало. И буги-вуги напомнили эти весенние годы. Композиции сменяли одна другую, солистка не выпускала из рук гитару. Зал аплодировал и кричал «браво!». Парень из первого ряда танцевал, да и как не затанцуешь, когда такие рулады выдает очаровательная блондинка. Так что блюз и рок вместе – очень даже неплохо.

Завершили выступление импровизацией на тему песни Эшпая «Я люблю тебя, жизнь». Жизнеутверждающий финал.

Веселых ребят в джинсах сменили молодые джентльмены в белых рубашках и бабочках. Тромбон-шоу Максима Пиганова.

Казалось бы, как можно играть джаз без короля джаза саксофона. Оказывается, можно и очень даже интересно. Правда, присутствовали клавиши и барабан. Максим Пиганов родом из Калининграда, руководил диксилендом в Прибалтике, попробовал себя на родине джаза, в США, вернулся. И не зря.

Играл у Игоря Бутмана, в настоящее время он лидер группы тромбонов в оркестре имени Олега Лундстрема, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных. На фестивале выступал со своими верными соратниками Сергеем Серовым, братьями Антоном и Сергеем Гимазетдиновыми. Ритмическую составляющую обеспечивали пианист Лев Кушнир, контрабасист Андрей Дудченко и барабанщик Алексей Денисов. Музыканты исполнили свои любимые классические джазовые импровизации и зажгли зал темой из репертуара Лидии Руслановой «Валенки, да валенки».

На сцену вышла вокалистка ансамбля Олега Лундстрема Елена Цой и исполнила знаменитую американскую джазовую песню «Поцелуй меня» (общее с цыганской песней только название). Про любовь – это всегда понятно. Елена еще спела и грустную «Ты переменился». Она в Оренбурге в третий раз и призналась, что всегда приезжает в наш город с удовольствием, потому что здесь потрясающие зрители.

После антракта на сцене – белорусская группа «Chiefs Band», шеф-оркестр. Таким образом музыканты подчеркивают, что у них нет начальника, все равны. Но руководитель, он же создатель, все-таки есть – Александр Мышкевич. Его знаменитая фраза: «Чернокожие придумали блюз и джаз, а мы – бульба-фанк-джаз. Они вкалывали на хлопковых плантациях, а мы – на картофельных».

В кратком интервью музыканты рассказали, что вместе они с 2005 года, каждый работает в разных коллективах, включая Минский державный театр оперы и балета. А джаз играют на фестивалях. Были в странах Балтии, в Украине, а также Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске. В Оренбург приехали впервые. Сожалеют, что не успели посмотреть город, так как после ночного джем-сейшна сразу в аэропорт.

Критики отметают приверженность группы к стилю Чикаго, но мне кажется, что это только критики. Ребята гордятся своими собственными наработками. Это и импровизации на темы джазовой классики, и песни о Беларуси. Группа уже выпустила альбом под названием «Джаз пиратов». Работали над ним год, тщательно выбирая лучшее из того, что играли. Альбом имеет успех. Впрочем, как и выступление на фестивале. В группе саксофон, тромбон, труба, две гитары и барабанщик. Мощное звучание меди – профессионалы с опытом работы в оркестрах. Дуэт вокалистов заворожил зрителя. В его составе – музыкальная, веселая, стройная Катюша Худинец (почти не наносит косметики и без краски красива), элегантный, вопреки жанру сдержанный Юрий Селезнев. Они покорили слушателей импровизациями на классические джазовые и народные белорусские темы.

Музыканты Роман Язукевич, Андрей Якубчик, Павел Мамонтов, Павел Трикуть – яркие, веселые. Зал зажегся моментально. Четверо парней, что посмелее, приплясывали в проходе, отбивая ритм, хлопали те, кто танцевать не решился. Кто-то прокричал «Привет батьке!». Белорусов долго не отпускали, пришлось им петь на бис. Думаю, что это было приятно не только зрителям. Всеобщее веселье, дружелюбие, благодарность за мастерство. Успех белорусской группы отметила и Татьяна Саульская в заключительном слове: «Рада, что всем понравились белорусы, мы их пригласили в первый, но, я думаю, не в последний раз».

День третий

Их ждали, полюбившихся давно музыкантов, чья карьера началась именно на фестивале «Евразия-2001». Юрий Саульский привез тогда двоих юных музыкантов: пианиста Евгения Лебедева и саксофониста Константина Сафьянова, они успешно отыграли положенные 40 минут, и Саульский произнес пророческую фразу: «У нас есть джаз на вырост». Прошли годы. Сафьянов окончил училище эстрадного и джазового искусства в Москве, Лебедев получил гранд на обучение во всемирно известном колледже Беркли (США), завершил обучение в 2008 году. Затем десять лет успешно выступал с прославленными джазменами.

В настоящее время Сафьянов работает в московском джаз-оркестре Игоря Бутмана. Лебедев объездил весь мир, играл с джазовыми знаменитостями Маркусом Миллером, Дэвидом Санчесем и другими. Создал трио, завоевал Гран- при на фестивале в Бельгии, выпустил три альбома. Словом, Саульский не ошибся. Музыканты создали квартет «Джаз на вырост» и снискали теплый прием оренбургских меломанов. В составе коллектива также бас-гитарист Антон Ревнюк и барабанщик Александр Кульков.

Самые яркие эмоции у зала вызвала джазовая композиция «Зеркало». Саксофон Сафьянова то размышлял, то философствовал, то плакал. Маэстро Саульский был бы, наверное, счастлив, услышав такое исполнение своего произведения.

Лебедев покорил сердца своим «Морем». Фортепьянная музыка в джазе – это особенная струя, тему подхватывают остальные инструменты, импровизируя, развивая, перекликаясь друг с другом. В джазе, как нигде, каждое выступление самобытно, и каждый раз звучит по-новому. Лебедев написал «Море» еще в отрочестве, и оно до сих пор в репертуаре его квартета.

После мужского джаза на сцену вышла высокая, пышная Жанин Картер в ярко-алом платье. «Черная жемчужина Вашингтона», так ее называют на родине. С детства она пела в церковном хоре родного города, затем солировала в Хоре Баха (штат Пенсильвания). Перебралась в Вашингтон и стала настоящей звездой. Поет в джаз-клубах, участвует в фестивалях, нередкая гостья на концертах в Белом доме. Выпустила пять альбомов. Ее глубокий и сильный голос покоряет с первых минут. Да, невозможно спеть джаз так, как это делают афроамериканцы. Они с этим родились. На этот раз верными рыцарями вокалистки стали музыканты квартета Александра Гуреева. Александр – талантливый саксофонист, организовывает проекты со многими зарубежными вокалистами, в том числе и Жанин Картер. В составе группы пианист Иван Формаковский, барабанщик Александр Зингер и бас-гитарист Антон Ревнюк. Антону выпала сложная задача, бас-гитара должна была звучать как контрабас. Справился.

Поразили импровизации: голос Жанин и звучание саксофона, создавали особый музыкальный и эмоциональный настрой, зал замер, а затем взорвался аплодисментами. Второй дуэт – Жанин и бас гитара – именно дуэт, а не аккомпанемент, в этом прелесть джаза. Низкие звуки струились, завораживали, потом подключилось фортепиано и другие инструменты. Незабываемо.

И вот на сцене Анатолий Кролл и его «Академик-бэнд». Их ждали, встретили овациями. Народный артист России, пианист, композитор, недавно перешагнувший семидесятилетний рубеж, Анатолий Кролл не меняется с годами, такой же веселый, подвижный, разве что волосы стали еще белее. Его ребята – студенты Российской академии музыки им. Гнесиных.

«Академик-бэнд» был создан в 2004 году и успешно выступает на различных фестивалях, поражая публику новыми талантами. Школа Анатолия Кролла (он преподает в академии) дала путевку в мировой джаз многим выпускникам. Сегодня мы услышали молодых, им еще предстоит покорить мир джаза. Репертуар был изысканным: джазовая обработка музыки Верди, бесподобная подача хитов 30-х годов прошлого столетия Дюка Эллингтона, Гершвин. И, конечно, Саульский. Был исполнен блюз из сюиты маэстро. Молодые джазисты очень старались быть достойными: Анатолий Корчагин – фортепьяно, Антон Субботин – саксофон, Антон и Сергей Гимазетдиновы, которых мы уже слышали в «Тромбон-шоу» Пиганова. Впрочем, все талантливы, все подают надежды. Вокалистка Ольга Синяева известна телезрителям по шоу «Голос». После звезды-афроамериканки петь было трудно, но Ольга чувствовала поддержку дирижера и оркестра и справилась с трудной задачей. Зрителей она покорила юношеской скромностью, даже застенчивостью. То, что она поет джаз, характеризует ее как перспективного профессионального музыканта.

Манера исполнения оркестрантов напоминала ретро-джаз, музыканты вставали со стульев, раскачивались, тромбоны и саксофоны оживали. Зрительный зал ликовал.  Ребята, ободренные таким приемом, чувствовали себя настоящими джазменами. Анатолий Кролл радовался успеху своих учеников, это было видно.

…Вот и все. Цветы, сувениры фестиваля, слова благодарности. На сцене вновь Татьяна Саульская и Виктор Батеженко. Обещают, что в следующем году любители джаза вновь придут сюда, на фестиваль «Евразия-2014». Слова маэстро Саульского о том, что у джаз-фестиваля «Евразия» большое будущее», подтверждаются.

Ирина Гражевичус