Профессионализм + свежая кровь = театральная сенсация

Эта постановка во многом беспрецедентна, и не только для провинциальных, но и столичных театральных подмостков. Знаменитый композитор Ким Брейтбург с командой профессионалов мирового уровня поставил на сцене Оренбургского театра музыкальной комедии зрелищное шоу-представление. С первой мизансцены мюзикл «Голубая камея» захватывает сюжетной интригой, поражает роскошными декорациями и костюмами. Все действие – непрерывная цепь стремительно изменчивой, динамичной пластики движений, танцевальных виражей. Романтические арии и дуэты, как в волшебном калейдоскопе, перемежаются в спектакле то монологами и диалогами, в которых прямо-таки фонтанируют уморительные остроты, то проникновенными лирическими эпизодами, задевающими самые потаенные струны зрительских сердец.

Стилистически отточенные тексты легли на оригинальную музыку – получился органичный синтез современных ритмов и русских романсов. Никогда еще Оренбургу не доводилось быть площадкой для такого широкомасштабного творческого проекта.

Парад медийных лиц и громких имен

Личность Кима Брейтбурга давно признана культовой в эстрадном мире. Музыкант, вокалист, аранжировщик, звукорежиссер, заслуженный деятель искусств России, он узнаваем не только по многочисленным песням, звучащим в исполнении самых популярных певцов, но и по собственному режиссерскому почерку, которым отмечены зрелищные шоу, поставленные им на престижных площадках, к примеру таких, как Государственный Кремлевский дворец.

Имя Валерии Брейтбург тоже у многих на слуху: музыкальный руководитель мюзикла пользуется непререкаемым авторитетом не только в одном из престижнейших профильных вузов страны, но и как постоянный педагог по вокалу в телевизионных проектах «Народный артист», «Секрет успеха», «Фактор А», «Большая премьера».

Режиссер-постановщик и балетмейстер Николай Андросов стал известен еще будучи солистом балета государственного академического ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева. Ныне он заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов, руководитель государственного танцевального ансамбля «Русские сезоны». Его опыт помог сохранить в мюзикле единство драматического содержания и хореографии.

Сценографом выступил Григорий Белов – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Москвы, ведущий художник-постановщик театральных спектаклей, концертных программ очень многих официальных мероприятий Москвы. Костюмы, отвечающие стилю эпохи, разрабатывала Марианна Сычева – лауреат международных конкурсов, постоянно сотрудничающая с правительством столицы, театральными и другими творческими коллективами.

Либретто и стихотворные тексты для вокального исполнения написал Карен Кавалерян – российский поэт-песенник и драматург, член Союза писателей России. Он автор более 700 песен на русском и английском языках, 17-кратный лауреат телевизионного конкурса «Песня года», девятикратный – «Новых песен о главном», обладатель премии Российского авторского общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства.

Вот такие люди вписали свою строку в биографию театра музыкальной комедии, а значит и в будущую историю культуры Оренбургского края.

Судьба княжны – на этот раз счастливая

В основу сюжетной линии мюзикла положены события второй половины XVIII века, связанные с реальными историческими именами. Главные действующие лица волею судьбы вовлечены в роковой любовный треугольник. К слову, многие помнят основных персонажей по фильму «Царская охота», снятому 20 с лишним лет назад с актерами Николаем Еременко, Анной Самохиной и Светланой Крючковой. Правда, киноверсия представляет собой историческую драму, в финале молодая героиня погибает. Мюзикл же требует не просто современной интерпретации событийной канвы: он предполагает яркое динамичное действо, а еще – привычного для публики хеппи-энда. И создатели проекта не обманули ожиданий любителей легкого жанра.

Итак, действие разворачивается в Санкт-Петербурге и Венеции. Из секретного донесения самодержица Екатерина II узнает о некой княжне Елизавете Таракановой, объявившей себя наследницей российского престола. Императрица задумывает выманить самозванку из безопасной Италии в Россию, где с той будет легко расправиться. Для этого она отправляет в Венецию героя русско-турецкой войны, прослывшего искусным обольстителем, графа Алексея Орлова, который затевает любовную интригу, чтобы сблизиться с Таракановой. Но вскоре ему открывается истина: княжна – жертва международных интриг, она лишь хочет доказать свое знатное происхождение, на которое указывает камея с императорским вензелем, доставшаяся ей по наследству. Орлову удается завоевать любовь и доверие девушки, однако и сам он влюбляется в нее. Граф не может ослушаться императрицу и в то же время понимает, какая опасность грозит возлюбленной. Он решает обвенчаться с княжной, надеясь, что его титул и военная слава избавят ее от царской кары. Герои преодолевают множество нелегких испытаний, их судьба порой висит на волоске. Но настоящая любовь восторжествовала, драматичную историю венчает счастливый финал.

Впервые «Голубая камея» была поставлена в 2009 году государственным академическим русским драматическим театром Республики Башкортостан, сегодня спектакль получил прописку в нескольких крупных городах. Во время гастрольных поездок он неизменно собирает аншлаги не только в России, но и странах Европы, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и сообщения в электронных СМИ.

Для Оренбурга эта постановка принципиально нова, как по своему формату, так и по другим параметрам. Она потребовала иных творческих и организационных подходов, в частности коммерческое партнерство. Областное руководство вдохновилось тем, что в театре появится спектакль, который будет интересен для жителей региона разных категорий, а коллектив обретет дополнительный конструктивный вектор в своем движении и развитии, – такую мотивацию не однажды подчеркивали в министерстве культуры и внешних связей. Да и для главного инициатора этот проект тоже особенный: в нем Ким Брейтбург впервые выступил композитором и продюсером в одном лице, а также взял часть финансирования на себя. Стало быть, он, по его же словам, кровно заинтересован, чтобы мюзикл получился хорошим, привлекательным для максимального числа зрителей, ведь надо окупить немалые денежные затраты – не только чужие, но и собственные.

Когда его спросили насчет выбора темы, Ким Александрович ответил:

- Та эпоха всегда была интересна для последующих поколений россиян. В литературных источниках существует немало версий, которые по-разному трактуют историю жизни и смерти княжны Таракановой, взаимоотношений с императрицей и ее окружением. Мюзикл не претендует на глубокое историческое исследование биографий героев. Для нас был важнее эмоциональный ряд: любовь, предательство, дворцовые интриги, все то, что обычно сопряжено с музыкальным жанром – легким, искрометным, развлекательным.

 

Молодые дерзнули и получили шанс

Особая фишка мюзикла: в нем рядом со штатными актерами театра играют молодые люди, что называется, с улицы, то есть непрофессиональные любители сценического искусства. Они прошли отбор через специальную комиссию, состоящую из членов постановочной группы и дирекции театра.

Все, кто так или иначе был вовлечен в процесс кастинга, а затем утверждения на роли, наверное, уже навсегда запомнят эти волнительные моменты из их жизни. Вот как сказал об этом актер Сергей Гурьянов, получивший роль графа Орлова:

- Кастинг ведь был не только городской, но и среди молодежной части нашей труппы. Вы знаете, артисты так же волновались, как будто они неопытные любители. Мы стояли за кулисами, и у нас дрожали коленки. Когда начали работать непосредственно над мюзиклом, поняли, что нам тоже придется учиться, потому что в нем надо многое делать по-другому.

Технология постановки мюзикла изначально предполагала сочетание в себе элементов разных музыкальных стилей. Постановочная группа понимала, что актеры театра в большинстве своем имеют опыт академического пения, а ей нужны были и певцы эстрадного направления. На кастингах они как раз искали таких вокалистов на главные роли. Хотя и в труппе нашлись нужные артисты, авторы проекта были уверены, что пополнение состава незаурядными молодыми исполнителями придаст постановке особую оригинальность. Известно, что кадровое обновление как бы вливает в коллектив свежую кровь. Как показала практика, поначалу не слишком опытные ребята и девушки, прошедшие отбор, впоследствии находят свое место в театральной среде и становятся артистами. У всех была уверенность, что и в Оренбурге найдутся такие одаренные претенденты, ведь в городе существует хорошая эстрадная школа.

Отвечая на вопросы, которые касались специфики его музыкальных пристрастий, Ким Брейтбург лаконично, но исчерпывающе сформулировал свое творческое кредо:

- Моя музыка сегодняшняя, та, что нас окружает, звучит из радиоприемников, культивируется на телевидении, ее все чаще поют в компаниях и домашнем кругу. А в продолжение дискуссии по поводу кастинга и ввода в спектакль непрофессиональных исполнителей, он убежденно высказал свою позицию:

- Нужно выращивать своих звезд дома, поддерживать таких вот молодых и талантливых, чтобы они не уезжали в Москву или другие мегаполисы в поисках лучшей доли. Надо сделать так, чтобы они здесь, в родном городе, имели работу и признание.

Директор театра Светлана Борисова вспоминает:

- Тот суматошный подготовительный период дал мне дополнительный шанс проверить свое знание психологии и собственную интуицию. В тайне ото всех я составила «свой» список по распределению ролей. И страшно переживала, насколько он совпадет с выбором постановщиков. Когда мои кандидатуры на 90 процентов совпали с мнением Кима Александровича, для меня, как человека и руководителя, это было очень важно.

К слову, о «Голубой камее» Светлана Евгеньевна услышала в первые дни своей работы в театре от самих артистов: то один, то другой начинал разговор о постановке, уже начавшей свое триумфальное шествие по городам. Робко предлагали: вот бы нам попытаться…

- А когда в Москве у меня состоялась встреча с Брейтбургом, когда я увидела запись с красноярской постановкой, - сразу поняла: сейчас и нашему театру просто жизненно необходимо сделать что-то яркое, красивое, чего еще никогда в Оренбурге не было.

С Борисовой трудно не согласиться. Есть немало мюзиклов, и все же наш город не то что провинциальный, но ультрасовременную вещь – формалистическую или так называемую постмодернистскую постановку – вряд ли примет. Может, со временем и мы нечто подобное создадим, но для первого раза нужен был спектакль, удобоваримый для демократичной публики. «Голубая камея» оказалась именно такой.

Ей удалось бросить зерно в благодатную почву: в министерстве культуры и внешних связей пошли на определенный риск, но приняли решение о финансировании проекта. Вышестоящие руководители согласились с директором театра: вложенные средства позволят коллективу осуществить своего рода прорыв, подобно тому, как спортсмены выкладываются в последнем перед финишем рывке, отдают максимум сил, чтобы добиться большого успеха. Этот нужен был для того, чтобы показать возможности труппы и театра в целом.

Школа целеустремленности

В мюзикле, как нигде, ценится коллективизм. Если исполнители выходят с двух сторон кулис и один на долю секунды отстал от другого, – это уже «грязь», как учит Андросов. Постановщики оттачивали до филигранной тонкости каждое движение – «от шага до взмаха ресниц». Уникальная школа для молодых артистов: все дышат в одном темпо-ритме, живут единой целеустремленностью.

Коллективный принцип работы внутри постановочной группы с предельной открытостью прокомментировала Валерия Брейтбург:

- Мы единый организм. Нас нельзя вычленить и сказать: вот режиссер, вот музыкальный руководитель, вот продюсер, и каждый занимается своим направлением. Я как музыкальный руководитель, когда занимаюсь с артистами-вокалистами, порой начинаю работать с ними и над интонацией, с которой они произносят свои монологи или участвуют в диалогах. Режиссер имеет полное право внести какие-то коррективы в исполнение арий и дуэтов. Так сложилось в нашей команде, у нас теснейший контакт, весь процесс постановки осуществлялся совместными усилиями.

По поводу кастинга хочется высказать еще несколько соображений. Этот метод сыграл положительную роль в нескольких направлениях. Помимо функции пополнения молодежного состава исполнителей, он одновременно стал, по сути, еще и прекрасной рекламной акцией. Именно благодаря кастингу весть о мюзикле распространилась задолго до завершения работы над ним. Но главное, конечно, в том, что молодежь получила возможность показаться перед столичными мастерами современного сценического искусства. Даже те, кто затруднялся в самооценке, и те, кто, наоборот, имел необоснованные надежды, услышав компетентный «вердикт», избавился от мучительных сомнений и ложных амбиций. Все это так важно для молодых людей!

И как здорово, что нашли девочку на роль главной героини. Катя Шарапова сама до сих пор не верит, что ей, выпускнице аграрного университета с дипломом серьезного специалиста в производственно-экономической сфере, судьба вдруг дала такой необычный шанс.

Непредвиденный оборот получил поиск исполнителя на главного героя: он отыскался не на улице, а в самом театре среди рядовых артистов хора. Никто даже не предполагал, что Саша Бастрыкин сумеет самостоятельно подготовиться к роли и придет на кастинг, что из него получится замечательный граф Орлов! Так же, как Денис Дрючин – студент института искусств: сбежал из больницы, чтобы перед комиссией спеть арию Нуаре. И получил «добро»!

- Они сами выбирали роли, добровольно решились пройти испытания, - как будто подслушав мои мысли, продолжила разговор Светлана Борисова. – И это их желание нельзя было не оценить. Может быть, кто-то из них где-то чуть-чуть недотягивает, но их стремление, их самостоятельность дорогого стоит.

Для директора очень важно, что с актерской порослью работали истинные корифеи (знатоки пишут, что у Брейтбурга абсолютный слух), что они вкладывали в них весь свой опыт, горение собственной души. Та же Валерия Вячеславовна, первоклассный педагог по вокалу, шлифовала с ними каждую ноту, открывала в своих подопечных новые качества и способности, о которых сами ребята порой не догадывались.

Про Андросова Светлана Евгеньевна готова говорить бесконечно. Режиссер такого уровня как Николай Николаевич – мечта любого театра. В недавний свой приезд он показал записи своих постановок в Германии и Франции. Даже в таком варианте они потрясают до глубины души. А как он кропотливо репетировал, как пестовал каждого артиста! Николай Николаевич даже замечания делает на особый манер – так, что вся труппа хохочет, аж сцена трясется! Ни у кого после его наставлений никогда не возникало никаких обид, такие уроки мастерства доходят до любого ученика, даже самого нерасторопного, и запоминаются на всю жизнь.

- После того как узнаешь Николая Николаевича ближе, по отношению к нему возникает такое трепетное чувство, что стыдно обидеть этого человека, стыдно опоздать на занятия, стыдно что-то не выполнить, - признается моя собеседница. - Он внес огромный вклад в творческое становление наших студентов и молодых актеров. Думаю, он первый привил им настоящую любовь к актерской профессии – через пот, через кропотливый труд.

И каким бальзамом на директорскую душу было услышать из уст мэтров мнение, что оренбургская труппа нисколько не уступает в профессионализме ни уфимцам, ни минчанам, ни нижегородцам – ни одному театру, где им доводилось ставить свои спектакли.

…Когда, наконец, состоится премьера, зрители замрут от увиденного зрелища. Какая сценография, какие виды Венеции! А плывущий корабль! Несколько смен декораций и костюмов, 239 нарядов – один ярче другого! Самая большая нагрузка у балета и вокального ансамбля: если солисты работают в два состава и чередуются, то у танцоров и хористов пауз нет, они заняты в каждом спектакле. Но при этом как они поют и танцуют, сколько гармонии и энергии! На такое зрелище билеты стоят от 300 рублей до тысячи - предусмотрена ценовая вилка, чтобы сделать премьеру как можно доступнее. И все уже раскуплено до конца января.

 

Надежда Емельянова