Из жизни в песню, из песни – по свету

Оренбургский пуховый платок несет в себе все характерные черты, свойственные народному промыслу: традиционность, исполнительскую преемственность, вариантность, коллективность и ручное изготовление. А в совокупности с неоспоримыми эстетическими достоинствами он  позволяет говорить о большом художественном явлении. В платке воплотились вкус и талант вязальщиц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного декоративно-прикладного искусства. Платок одаривает нас не только теплом, но и удивительной красотой, сочетая в себе прекрасное и полезное в неделимом целом.

 

Впервые в нашей степной столице прошел региональный праздник оренбургского пухового платка. В нем органично соединились  и знакомые приметы, и совсем новые. Культурная акция, инициированная областным музеем изобразительных искусств, если уж не потрясла Оренбуржье, то своими ключевыми моментами наверняка войдет в историческую летопись края.

Пуховый бренд на фирменной марке

12 октября горожане стали свидетелями торжественной церемонии официального гашения новой почтовой марки, посвященной оренбургскому платку. Уже накануне события СМИ распространили новость: нашу знаменитую ажурную паутинку, воплотившую в себе народное представление о марке качества, отныне можно не только накинуть на плечи, но и отправить письмом в любой конец света. А если фирменный почтовый знак наклеить на бандероль, да послать далеким друзьям или родственникам пуховый презент, то можно быть уверенным, что слава об изделиях оренбургского народного промысла и декоративно-прикладного искусства преодолеет любые расстояния и границы.

Возможностью погасить марку, которая со временем станет филателистическим раритетом, первыми воспользовались почетные гости. К этому дню специально был изготовлен сувенирный штемпель и подарочный «конверт первого дня» с уже наклеенной треугольной маркой - миниатюрным графическим фрагментом, скопированным с белой ажурной паутинки.

Координаторы процедуры гашения сообщили, что в ближайшее время марка поступит в отделения почтовой связи. Ее тираж 50 тысяч – не очень большой, но достаточный для того, чтобы желающие могли приобрести новинку для использования по прямому  назначению или пополнения своей коллекции. Участники церемонии подчеркивали, что это событие поистине историческое, ведь марки с оренбургским пуховым платком российская почта еще не выпускала.

- Мы присутствуем не просто на формальной процедуре гашения, но даем старт большой и доброй традиции, которая должна укрепиться в виде праздника старинного народного промысла. Наш платок сегодня действительно начинает вторую жизнь, - сказал в своем приветственном слове министр культуры и внешних связей области Виктор Шориков.

А директор областного управления Почты России Роман Цуканов продолжил его мысль:

- Марка – очень интересная вещь: на своей малоформатной площади она запечатлевает историю, рассказывая о городах, людях, их профессиях, наградах, – обо всем, что составляет пространство нашего бытия.

Вперед – к истокам

В этот же день Галерея «Оренбургский пуховый платок» распахнула свои двери, приглашая на новую экспозицию «Возвращение к истокам». Здесь была выставлена продукция одноименной фабрики - первого в России предприятия, которое освоило автоматизированное производство пуховых изделий, в том числе платков.  

Галерейная экспозиция убедительно продемонстрировала зрителям возможности новых технологий, благодаря которым фабричный серийный товар максимально приближается к штучным изделиям, выполненным на спицах. Машинные платки наделены чертами своего времени, но в них живет творческий труд многих поколений, соблюдается преемственность пуховязального искусства. Специалисты фабрики смогли перестроить структуру производства, экономики, организации и управления во имя главной цели – сохранения традиций художественного промысла.

Ностальгические воспоминания вызвали у посетителей старшего поколения платки 50 -70 годов прошлого века, выполненные в цехе ручного производства и представленные на выставке. Они отличаются тем, что в них использована советская символика, посвященная знаменательным событиям, воспевающая коллективный труд, дружбу народов.

Одно из центральных мест в экспозиции занял самый большой платок, изготовленный на фабрике в 2013 году к 270-летию Оренбурга. Размер каждой стороны пухового квадрата составляет 360 сантиметров, вся площадь вязаного полотна содержит 378 940 петель, на него ушло13 тысяч 500 метров пряжи.

Подолгу задерживались участники вернисажа возле двух больших паутинок. Даже при внимательном рассмотрении не всякий смог догадаться, что первый платок сотворен искусными руками мастерицы, а второй – его подобие, клон, связан умной машиной по музейному коллекционному образцу ручной работы, датированному 1947 годом. Фабричный дубликат в точности повторил размер и рисунок оригинала, но узорная композиция выглядит четче, орнаментальная симметрия выполнена с филигранной точностью. Как пояснила главный технолог фабрики оренбургских пуховых платков Надежда Бочкарева, чтобы  вязальная машина выполнила заданную программу, специалисты использовали натуральную шелковую нить № 44 и самую тонкую японскую пряжу пуховой козы. «Раньше у нас для такой «ювелирной» работы не было оборудования, - добавила Надежда Константиновна.

По задумке организаторов, в одной экспозиции оказались плоды ручного труда и машинного производства. Такое единство противоположностей призвано было доказать, что ультрасовременный компьютер в состоянии скопировать шедевры лучших мастериц. При этом фабричный платок получается легче оригинального в два раза. Правда, знатоки высказали сомнение, смогут ли модницы носить такую тонкую вещь в бытовых условиях, слишком уж нежен «пробирный» близнец рукотворного собрата.

Выступая на открытии выставки, директор фабрики оренбургских пуховых платков Евгений Бочков отметил, что сегодня их ЗАО - это успешное предприятие европейского типа: небольшое, мобильное, высокоэффективное, оснащенное современным оборудованием, на котором используются самые передовые технологии, а каждый работник – высококлассный специалист.

Интересные мысли высказала в приватной беседе начальник министерского управления государственной охраны объектов культурного наследия Марина Дмитриева, пришедшая на выставку не в качестве чиновницы, а как подвижница своего дела и преданная поклонница пуховязального промысла. Она уверена, что платок является носителем исторической памяти народов, исстари населяющих наш край.

- Практически каждая семья, ее родословная так или иначе связана с ним, - сказала Марина Григорьевна. - Мое поколение 60-х еще очень хорошо помнит своих бабушек, для которых пуховязание было неотъемлемой составляющей их жизненного уклада. Они вязали, как дышали, перенимали опыт старших членов семейства в естественной бытовой обстановке, а не по сухим учебникам или на казенных курсах. Моя бабушка, жительница поселка Чебеньки, работала, не глядя на спицы. Часто она говорила мне: «Знашь чо, пошли, я буду вязать, а ты мне почиташь молитву». И я в сотый раз читала ей Псалтырь, хотя помнила многие молитвы наизусть. Позже, когда я уже подросла и приезжала к ней из города, она хотела научить меня прясть. Но неожиданно этому категорически воспротивился дедушка: «Ни в коем случае, хватит того, что я всю жизнь наполовину с пухом ел!» В общем, прясть я так и не научилась, но вяжу хорошо. Их давно нет в живых, а у меня от этой красоты сразу возникают ассоциации: бабушкины руки, ее доброта и любовь, ее неподражаемый местный говор. На мой взгляд, если существуют понятия государствообразующая нация, градообразующее предприятие, то правомерно считать наш пуховый платок регионообразующим промыслом.

Примечательно, что некоторые горожане пришли на вернисаж не с пустыми руками. «Пять поколений женщин моего рода вязали. В память о них я дарю Оренбургу свой лучших платок», - с такими словами потомственная пуховница Татьяна Банникова преподнесла свой личный презент музейщикам. Принимая неожиданное приношение, растроганный директор музея Юрий Комлев заверил, что подарок Татьяны Васильевны украсит  коллекцию Галереи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

…Мастерицы говорят: главное в платке - любовь, с которой он связан. Когда он заряжен положительной энергией, то согревает не только  пухом, но и душевной теплотой.

 

Легко ли устанавливать рекорды

Сенсационное событие второго дня  -  массовое вязание, состоявшееся в областной филармонии. Впервые в одном месте в один час собрались мастерицы, делегированные из исторических центов бытования традиционного народного промысла.

Краеведческие материалы свидетельствуют, что пуховязальные артели во многих территориях области были созданы раньше колхозов и совхозов. К таким центрам относятся Красногор, Гирьял, Верхнее-Озерное, Черный Отрог, Саракташ, Желтое, Новосергиевка, Бузулук, Бугуруслан,  Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык – всего более 20 районов. Кроме них в акции приняли участие представители фабрики и комбината оренбургских пуховых платков, Гильдии пуховниц, объединения «Оренбургские пуховницы», а также учащиеся Оренбургского художественного и Покровского сельскохозяйственного колледжей, студенты госуниверситета и других учебных заведений.

Всем, кто был готов показать свое умение вязать, организаторы выдавали специальный набор со спицами, клубком пряжи, вязальной заготовкой в виде зубцов будущего платка.

И вот уже концертный зал заполнен до отказа. На плечах почти всех участниц красуется платок или паутинка собственного исполнения. Еще до того, как прозвучало объявление о начале работы, в женских руках замелькали спицы.

Пенсионерка Валентина Ивановна Середа приехала на праздник из Жилгородка, что в Сакмарском районе. В 16 лет она переняла семейные секреты рукоделия от бабушки и мамы. А сама передала эстафету пуховязания дочери, теперь они вяжут вместе, причем  не только вручную, но и на домашней машине. В их умелых руках рождаются и платки, и паутинки, и палантины, и шарфы.

Оренбурженка Сания Ахмадеевна Абдрахманова  помнит, как пришла в первый класс сельской школы в собственноручно связанном платке. Ее стаж работы в геофизической экспедиции насчитывает 38 лет, но женщина никогда не бросала любимое занятие, параллельно как надомница выполняла задание комбината пуховых платков, пока тот не закрылся. Ее сестра Розия Ахмадеевна тоже всю жизнь вяжет, хотя по основной профессии она фармацевт. Обе мастерицы выразили горячее желание еще поработать, если в городе снова откроют комбинат.

- Наша семья имеет самое прямое отношение к сегодняшнему событию, - поделились сокровенными воспоминаниями сестры. – В 50-е годы наш папа отработал 12 лет в пуховязальном у производстве села Верхние Чебеньки, мама тоже была членом этой артели, оттуда ушла на пенсию. Им надо было выполнять план, а мы, девчонки, им помогали, поэтому с детства так напрактиковались, что работали, не глядя на спицы: книжки читали, уроки делали и одновременно вязали.

Группа в 15 человек прибыла из Медногорска. Городской отдел культуры в лице заведующей Ольги Каменевой обеспечил женщин транспортом. Есть у них и неформальный лидер: Надежда Алексеевна Литоставская на общественных началах объединяет местных вязальщиц в творческое содружество.

 - Как и 200 лет назад, сидим по домам и вяжем, - не отрываясь от работы, рассказывали медногорские умелицы. – Когда-то у нас в городе тоже были артели, теперь мы сами общаемся между собой: город наш маленький, давно друг друга знаем, встречаемся на рынке, делимся опытом и просто своими женскими заботами.

Поддержать необычную акцию приехал Юрий Берг, с ним его супруга Любовь Федоровна, другие именитые гости. Глава области был по-настоящему восхищен, с какой виртуозностью вяжут мастерицы: их взгляды были прикованы к сцене, где выступали профессиональные и самодеятельные артисты, а руки так ловко снимали петлю за петлей, что невозможно было уследить за мельканием спиц. Юрий Александрович обратился к собравшимся женщинам с проникновенными словами:

- Пусть этот день станет праздником великих тружениц, которые продолжают дело наших предков, родоначальниц замечательного народного промысла. Но мы не должны забывать того, что они создатели не просто красивого произведения искусства, нашего бренда, предмета нашей гордости. Мы еще можем сказать, что платок – кормилец: скольких он, кроме того что согрел, еще и выкормил, выручил, поддержал.

Губернатор рассказал о том, какой широкий резонанс получила выставка наших платков в столице швейцарского кантона Цюрихе. А еще вспомнил о давнем концерте Людмилы Зыкиной в Орске, как орчанки выходили на сцену и дарили любимой певице платки, которые народная артистка СССР прославила на весь мир, исполняя песню Григория Пономаренко и Виктора Бокова.

Доверительное общение Ю. А. Берга с залом вызвало ответную реакцию: с мест начали вставать участницы и рассказывать о собственных эпизодах жизни, так или иначе касающихся темы дня.

Но при этом никто не забывал о главном деле – вязании, ведь чтобы утвердить действо как коллективный рекорд, надо было выполнить ряд неукоснительных правил и засвидетельствовать их соблюдение. Для исполнения процедурного регламента на федеральном уровне существует единая специализированная структура, она выявляет и регистрирует нестандартные достижения в любой сфере профессиональной деятельности. Только документально утвержденные рекорды признаются действительными и публикуются в каталоге «Рекордные достижения Российской Федерации».

Согласно общепринятым правилам в каждом конкретном случае на местах создаются экспертные комиссии - гаранты объективной фиксации результата. В нее избираются люди, болеющие за историческое и культурное наследие, активные общественные защитники истинных ценностей и нравственных устоев.

В оренбургскую комиссию тоже вошли известные личности, такие как председатель комитета Законодательного собрания области, лидер областного совета женщин Ольга Хромушина, заместитель председателя областного женсовета Любовь Берг, председатель комитета Общественной палаты области Людмила Марченко, вязальщица Оренбургской фабрики пуховых платков, Герой социалистического труда Раиса Морозова и другие. Руководил работой экспертов главный арбитр Российского комитета по регистрации рекордов планеты Вадим Горюнов.          

В акции коллективного пуховязания было зарегистрировано 699 участниц в возрасте от 7 до 80 лет. Этот день стал подтверждением масштабности, подлинности нашего народного художественного промысла, высокой степени его значимости для общественного самосознания. Акция была признана всероссийским рекордом.

 

Предмет гордости и заботы

Не сразу пуховый платок стал красивым, добротным, изящным. Столетиями шло накопление художественных приемов вязания, рисунков, мотивов, манер, сюжетов. «Все удачное, оригинальное, привнесенное в это ремесло тысячами искусных вязальщиц, развивалось и закреплялось, все вычурное, надуманное, случайное – отпадало», - пишет в своем материале наш земляк, известный писатель и публицист Иван Уханов,

Как всякое масштабное и долговременное общественное явление, пуховязальный промысел за прошедшие века претерпел немало метаморфоз и катаклизмов, неминуемо следующих за неоднократными глобальными сменами политических и экономических вех. Были в его истории, которая складывалась из множества человеческих судеб, и моменты расцвета, и периоды спада. Но сегодня с радостью можно констатировать: оренбургский платок жив, он часть общероссийского культурного наследия, им определяется неповторимое своеобразие нашего региона.

Благодаря тому, что именно у нас сохранен (пусть пока и не в полном объеме) весь комплекс – козоводческое животноводство, производство и переработка сырья, массовое изготовления изделий из него, подготовка молодых вязальщиц, обеспечивающая смену поколений мастеров,  Оренбуржье признано центром   традиционного пуховязания.

Хотя описываемый промысел бытует в наших краях не одно столетие, в области не было официального праздника, объединяющего тружеников этой сферы. А ведь он может стать той действенной формой, которая позволит позиционировать их деятельность, продвигать народное творческое движение  на новом качественном уровне. Вот почему музей изобразительных искусств под руководством молодого креативного директора, доктора культурологии Эдуарда Комлева выступил инициатором и подготовил большой разноплановый проект, который был успешно реализован. И здесь необходимо подчеркнуть, что непосредственные организаторы мероприятий смогли многого достичь, поскольку действовали не в одиночку, а в тесной связке со многими организациями - государственными и общественными, их старания получили финансовую поддержку  правительства области и губернатора Юрия Берга.

Музейные работники, сплотившие вокруг себя знатных и только начинающих познавать секреты мастерства пуховниц, своими конкретными делами проповедуют идеи, которые стали для них своеобразным кодексом профессиональной чести. В своих выступлениях и публикациях защитники пуховязального искусства неустанно повторяют, что во имя будущего наших поколений необходимо истинное понимание значимости и весомости культурно-исторических ценностей, имеющихся в нашем распоряжении, ведь они составляют национальное богатство государства, от них зависит духовное здоровье общества, уровень качество жизни россиян в новом тысячелетии.

Инициаторы акции уверены: став традиционным, праздник оренбургского платка будет способствовать патриотическому воспитанию, духовному пробуждению и осмыслению своих корней, формированию вкуса в молодежной среде. Осуществление этого проекта позитивно отразится на имидже края, станет предметом гордости его жителей.

Надежда Емельянова