«Канатоходка» (1866) Леонида Соломаткина – нетипичная для творчества этого мастера работа. Живописец происходил из бедной семьи. Рано потеряв родителей, он с детства много работал, был чумаком и не понаслышке знал, что такое деревенский быт. Его картины в основном изображали жанровые сценки из жизни простого люда: кабацкие, юмористические. В «Канатаходке» он предстаёт лириком. Парящая над толпой хрупкая фигурка циркачки контрастирует с сумрачным фоном. Смотрящая толпа безлика, почти враждебна к героине. Очевидно, Соломаткин писал эту картину, ставшую своего рода «откровением» в его творчестве, с обычного народного гуляния. Представления бродячих артистов были не редкостью в XIX веке. Тем не менее в своей с виду очередной жанровой сценке он поднимается до обобщённого метафорического образа.
– Его девочка на канате – это, возможно, метафора души художника. Сам канат –тот узкий и опасный путь, по которому идет творец, а любопытная и вместе с тем равнодушная публика внизу (случись что с канатоходкой – дамских ахов и охов из толпы хватит едва ли на полчаса) – та самая «чернь», которой противопоставляли себя поэты эпохи романтизма, – пишут критики о «Канатоходке». Несмотря на талант и солидное образование в Императорской академии художеств Санкт-Петербурга живописец вёл нищенское существования вплоть до своей кончины, порой, даже не имея место для ночлега и умер в больнице для бедных.
Увидеть самую неоднозначную работу мастера можно в Оренбургском музее изобразительных искусств (переулок Каширина, 29). Напомним, до 31 мая в нём продолжается выставка «Шедевры русской живописи из собрания отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина» (0+). Впервые вниманию оренбуржцев представлены подлинники Владимира Боровиковского, Ивана Шишкина, Натальи Гончаровой и других художников. Выставка стала возможной благодаря национальному проекту «Культура» и культурной платформе АРТ-ОКНО благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».