Портал «Культура Оренбуржья» в дни кинофестиваля открывает новую рубрику: «Человек, который посмотрел все!»

Портал «Культура Оренбуржья» в дни кинофестиваля открывает новую рубрику: «Человек, который посмотрел все!»

Ну, или посмотрит. По крайней мере, настроен телепортироваться из одного кинозала в другой, успеть застать максимальное количество конкурсных показов, делать опрос зрителей на выходе из зала, потом не спать ночами, чтобы выкладывать мысли на бумагу (то есть в интернет).

Этот мужественный человек – большой любитель кино, зритель кинофестиваля «Восток & Запад» со стажем, педагог и журналист Владимир Беребин. Профессиональные рецензии и мнения будем черпать у профессиональных киноведов, членов конкурсных жюри, а Владимир под рубрикой, которая вынесена в заголовок – «Человек, который посмотрел все» – представит подробную авторскую точку зрения на фильмы. Ежедневно и не единожды рецензии Владимира Беребина, помимо его личных аккаунтов, будут публиковаться на портале «Культура Оренбуржья» и в социальных сетях министерства культуры Оренбургской области.

- Идея авторской колонки пришла в процессе подготовки кинофестиваля, к которому журналист проявил большое внимание, - отметила министр культуры области Евгения Шевченко. – Нам показался интересным такой подход к освещению мероприятия. В разговоре Владимир Иванович задал вопрос о том, насколько в таком сотрудничестве найдется место критике и субъективному взгляду на событие. Я ответила, что формат в том числе подразумевает и это. Поэтому в добрый путь – всем зрителями фестиваля и любителям кино!

 

Владимир Беребин | 2020-08-24 10:24

УБИТЬ ЧТО ПЛЮНУТЬ
------------------
Короткометражки фестивального образца 2020 года – это отдельная тема, достойная большого анализа, поскольку, как показывает жизнь и 13-й «Восток – Запад», они становятся самим по себе явлением. Причём, и в отдельности, и в жанровом целом. Вчера к «Альтернативе» и «Шашелю» добавились ещё две картины: «Чихать на Сталина» и «Мы – значит». Первую советую посмотреть в любом формате – киношном, ютубном. В 7 минутах автору, кстати, нашему, оренбуржцу, в 2013-м закончившему здесь наш (и его!) мединститут Илье Вейцману, удалось спрессовать хороший такой временной срез, в котором он никогда не жил – начало 53-го, отражение дела врачей в обычной школе. Всё сделано абсолютно правильно, потому что достоверно. Ты веришь в эти эмоции, не видишь никакой надуманности. Лица, эмоции, крупные планы. Мальчишки-исполнители молодцы, хоть и пришлось их полностью переснимать… Но это другая история. И Анастасия Зотова сыграла совершенно естественно. И отличная последняя точка - фраза: "Тогда Абрам - не еврей". Просто классика короткого метра в подаче и завершении истории.
***
Второй фильм – «Мы – значит» Игоря Марченко, совершенно не социумный, как и главный замкнувшийся в себе (не из-за болезни ли?) герой. Сумерки его души в момент спровоцированного обострения заставляют его убить другого человека. Всё совершенно индивидуализировано, эпизодно. Единственное, что расширяет горизонт картины – понимание того, что в подобных трущобах, бесцельно и блёкло проживают свои жизни очень многие. Без показанного, конечно, финала, но именно так – блёкло, однообразно и бесцельно. Наверное, поэтому я точно не стану перерывать Инет, чтобы ещё раз посмотреть этот фильм.
***
А про «Сталина» мы сегодня поговорим с его создателем.
***
Такое вот кино.

Владимир Беребин | 2020-08-24 01:20

«ТЯЖЕЛА ДОРОГА ТВОЯ»

Жанровая палитра фестиваля «Восток – Запад» расширилась за счёт вестерна.
------------------------------
В отличие от чувственного «женского» «Очень личное» Натальи Шимборецкой, фильм Сергея Кузнецова «Семь пьяниц» - чисто «мужской». Он тоже участник российской части конкурсной программы. Здесь даже играют почти сплошь одни мужчины (женщина лишь одна). И здесь тоже «несбыча мечт», то есть ожиданий. Почему и из-за чего?
***
«Семь бродяг отправляются на поиски Божественного Бара. Они не знают одного — чтобы оказаться в Баре, придётся расстаться с жизнью». Фильм сделан в жанре вестерн. 82 долгие минуты герои Сергея Кузнецова едут (на велосипедах) по каким-то каменисто-гористым местам, с нарочито красными возвышенностями, имитирующими горы Дикого Запада Северной Америки. Ещё они пью водку (!) из пластиковой (!) бутыли с неуменьшающимся объёмом содержимого, иногда – напиток тан (!) из пластиковой (!) же бутылки, не могут преодолеть 10 миль за двое суток – да много несуразностей обнаруживаешь.
***
Лишь позже понимаешь, что здесь собраны все клише вестернов, а само действо призвано пародировать эти дико-западные вестерн-картины. Ты не понимаешь ни времени, ни места. Ты в деталях рассмотришь снятые в Казахстане красноцветные горы и взгорки, восхитишься «атмосфэрностью» и довольно быстро поймаешь себя на мысли о том, что фильм-то... распадается. Ты пока ищешь смысл происходящего, ты обратишь внимание на костюмы, игру отдельных персонажей, красоту природы – то есть цельность восприятия улетучивается как тот самый уже улетучившийся смысл фильма, которого ты ищешь и потому не можешь найти. Он появится в самом конце. И ты придёшь к нему не сам, а тебя подведут как слепого котёнка, и скажут совершенно тривиальное: «Главный враг внутри нас. На его поиски нужно время». Именно эта банальная банальщина подаётся как главное откровение фильма. И именно она будет в сухом остатке, если убрать весь этот красноглиняный «атмосфэрный» антураж, сомбреро и блуждания по одной и той же территории.
***
Беспрецедентный случай: перед началом обсуждения фильма в его защиту (вроде никто и не нападал) вышли сразу два главных «орга» фестиваля – президент Татьяна Воронецкая и программный директор Роман Дорофеев. И принялись хвалить картину. Понятно: вестерн – редкостный гость на «Востоке – Западе». Удержать бы... И, наверное, снято неплохо (именно снято!). Но позволю себе не согласиться с Татьяной и Романом. Давайте всё же уберём с картины этот антураж. Останется навязчиво произносимое как главный вывод и примитивное про «ты-сам-себе-враг». К чему тогда было огород городить с 82-минутными блужданиями и киноиграми в вестерн?
***
Безусловно, появление нового жанра в фестивале надо приветствовать. Ладошками, кивками, чем-то ещё. Я тоже приветствую. Фестиваль заметно развивается. Уходит от однообразия. Становится интереснее. И всё дальше от, прости господи, башкортостанского «Серебряного Акбузата», тоже "кинофестиваля". Но почему так часто случается: если у нас берутся привнести какую-то философию в фильм, то её не привносят (незаметно, в действиях), а просто затаскивают на носилках и вываливают напоказ, навязывают: вот она, эта философия?!
***
При обсуждении «Семи пьяниц» автора Сергея Кузнецова спросили про притчевость или библейность показанной истории. Нет, говорит Сергей, Библию я только детский вариант когда-то видел, а притчи… Нет. И вот тогда подумалось: а ведь куда полезнее для фильма могло оказаться перекраивание сценария и выстраивание его по притчевому принципу. Ушла б надуманная (а это очевидно из-за её навязанности) «философия». Более понятным (и логически тоже) и более динамичным стал бы сюжет. Краткость – мать таланта. Правда, иногда она ещё и тёща гонорара…
***
Да, и почему, как вы думаете, до сих пор народ упивается «Человеком с бульвара Капуцинов» - шикарным вестерном советской поры? Может, потому что он был понятен и там не было ничего лишнего? Как там пелось скрипучим голосом? «Тяжелааа дорога твояяя….» Воистину так.
Надо идти дальше.
Такое вот кино.

Владимир Беребин | 2020-08-24 01:05

ОБНАЖЕНИЕ ЧУВСТВ С НАТАЛЬЕЙ ШИМБОРЕЦКОЙ

----------------------------------
Сегодня – второй день показа конкурсных работ и второй день несбывшихся ожиданий. Каких? «На кону» сегодня стояло две картины российской части конкурса: женская и мужская. Начну с первой.
***
«Очень личное» московского режиссёра Натальи Шимборецкой. Как заявлено в анонсе, «Пожилой мужчина, в прошлом — известный актер, и его непутевая дочка, воспитывающая в одиночку троих сыновей, встречаются и пытаются наладить общение — после долгих лет разлуки». Начинаешь смотреть – и с первых минут понимаешь, что фильм несколько не о том. А чуть позже – что он совсем не о том. За примитивной проанонсированной схемой стоит многоярусная как настоящая жизнь история одной семьи. Семья не живёт в обществе. Здесь нет большого социума вокруг, есть лишь его фрагменты для понимания мотивов действий героев: визиты в больницу, театр, на киностудию, в караоке-бар. Зато много внутренней работы этих героев – по встраиванию себя в новый мир и в души друг друга. Они оба – актёры. Он – бывший и нынче невостребованный, ловелас, в своё время бросивший её мать с ней-малюткой. Она – неудавшаяся (или несостоявшаяся) актриса, от разных мужчин имеющая троих сыновей и не имеющая своего дома, живущая в доме подруги. Отсутствие зрительского киношного или театрального внимания она компенсирует эрзацем постоянных стримов в Инсте, видеофиксацией своей жизни и вываливания её на показ всему миру. Нужны ли они друг другу – и такие?
***
Развитие сюжета идёт по нарастающей. Даром что у Натальи это дебютная режиссёрская работа. И даром что она сама сказала, будто там нет сценария. Есть! И совершенно логичный. Есть въезд в тему, разогрев внимания, пик страстей – и неожиданная развязка. А как отражение нынешнего времени – стоп-кадры «квазимедийной» жизни героини.
***
В анонсе написано, что это драма, Наталья же считает, что драмы там нет. Ты соглашаешься с ней, смотря фильм, периодически похохатывая над очередной сценой или фразой – и только в самом конце вскидываешь голову: как это нет драмы, а вот же она! Героиня, оказывается, сама сильно больна и практически жертвует собой, не подавая вида окружающим свой псевдободростью. Только понимаешь это уже в самом конце фильма.
***
Любопытно, что в фильме снялась не только сама Наталья (в роли главной героини), но и три сына Натальи (старшему 21, но выглядит на 15), младшему 4) – они играли тех самых сыновей героини. Дочь Натальи монтировала картину. В главной мужской роли снялся 80-летний Леонид Кулагин – по-прежнему психологически пластичный артист. Создательница призналась, что её задачей было показать настоящие, обнажённые эмоции брошенной дочери и гулёны-отца. Поэтому здесь нет какого-то вживания в мир. Только они сами и её дети. Да ещё собака. Её настоящая собака.
***
В эти эмоции веришь, потому что они искренни.
***
Так почему здесь не сбылись ожидания? Нет, не только из-за напрочь разрушенного автором примитивной проанонсированной схемы. Просто из-за этого анонса мнилась очередная заумь с непонятным и нелогичным (как и положено, ибо чужая душа потёмки!) копанием в себе. А вышла житейская история, отражающая современную жизнь, касающаяся , увы, очень многих…

Такое вот кино.

Владимир Беребин | 2020-08-23 11:42

ЧТОБЫ ШАШЕЛЬ НЕ ПОЖРАЛ

...Плавного вхождения никто и не обещал. В 14 часов - сразу к просмотру. В итоге позади первый день показа конкурсных фильмов, первый комплект новых впечатлений от картин волны нового поколения (на мой взгляд, она идёт уже года три, являя миру и нам порой очень прелюбопытные творения). Но что было явлено сегодня?
***
Два полнометражных (из российской программы) фильма - "Харах оды" и "Куратор" - и две короткометражки: "Альтернатива" и "Шашель". Какими они предстали?
***
Поясню, что предварительно перед просмотром специально удержал себя от поиска информации о фильмах и их создателях. Хотелось иметь чистое восприятие. Может, ещё и потому "Харах оды" первоначально представлялся новым бурятским фильмом - они сейчас часто "выстреливают". Но нет - Хакасия. Теперь для меня это тоже кинематографическая республика. Молодой (29 лет) режиссёр) Михаил Мерзликин, учитель истории по образованию, всю жизнь проживший на родной земле, в этнографических экспедициях узнавший глубины её истории и верований, представил эдакую объединившую несколько хакасских легенд сказку - как его герой бога искал. Любопытные приёмы подачи материала (рваный ритм съёмки, подчёркивающий движение героя) несколько напрягли, но одновременно и разожгли любопытство. Визуальная поэтизация (без стихов) родной природы, практически ощущаемые ветер и ароматы степи, воссоздание жилищ хакасов XIX века - и самое главное, впервые в истории создание визуальных образов хакасских богов. Как и почему - об этом в интервью с Михаилом Мерзликиным (которое, надеюсь, успею быстро расшифровать и разместить). А пока - пятёрка. Мощная сказка в современном прочтении удалась.
***
От российско-грузинского "Куратора" Петра Левченко ожидал гораздо большего. Что это будет плотно упакованный если не детектив, то как-то переосмысленная история про убийство мэра подмосковного города, тем более основанная на реальном событии. Получилось не то, не другое. Вернее, автор историю переосмыслил, но превратил сюжет в затянутый до невозможности, неоправданно размазанный по времени набор потуг на философию "работы зла". Серый (цветово и смыслово) фильм не спасает даже мощная игра главного героя Юрия Цурило, знакомого многим по картине "Хрусталёв, машину!". То автор едва ль не полностью показывает детский утренник (оказывается, "чтобы оттенить величину зла"), то нарочито нагружает картину подсказками для идиотов. Вот одна из сцен. Из логики развития сюжета понятно, что мужчину везут убивать. Перед ним останавливается легковушка, он садится, а зрителю в уши бьёт клочок какой-то песни "Ты ещё пожалеешь об этом...". Вот после такого хотелось встать и уйти. Но - "сиди и смотри". Так что здесь - неудача.
***
Короткометражки нынче какие-то мощные. Даром что короткометражки. Будет возможность - посмотрите увиденные мной "Альтернативу" Татьяны Тюриной (21 минута) и "Шашель" Анастасии Жура (22 минуты). Удовольствие как от прослушивания хорошей аудиокниги, записанной голосом Сергея Чонишвили. И это что, поветрие такое – в коротком метре теперь играют известные, нет – известнейшие актёры?! В «Альтернативе» Виктор Проскурин, в «Шашеле» - Елена Яковлева, Владимир Стержаков… И история про взаимоотношения вреднющего обитателя дома престарелых, изводящего всех вокруг, в том числе и ухаживающего за ним парня-«альтернативщика». И встреча с умершим мужем, продолжение выяснение отношений и – «шашель пожрал» эти отношения… Вот где спрессовано, смыслово нагруженно, интересно и логично сюжетно. Будет время – в воскресенье, 23 августа, посмотрите их на Беловке. Начало в 17 часов. Душе будет что переработать.

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии