Человек, который посмотрел всё: обсуждаем фильм «Семь пьяниц»

Человек, который посмотрел всё: обсуждаем фильм «Семь пьяниц»

Жанровая палитра фестиваля «Восток-Запад» расширилась за счёт вестерна.

------------------------------
В отличие от чувственного «женского» «Очень личное» Натальи Шимборецкой, фильм Сергея Кузнецова «Семь пьяниц» - чисто «мужской». Он тоже участник российской части конкурсной программы. Здесь даже играют почти сплошь одни мужчины (женщина лишь одна). И здесь тоже «несбыча мечт», то есть ожиданий. Почему и из-за чего?
***
«Семь бродяг отправляются на поиски Божественного Бара. Они не знают одного — чтобы оказаться в Баре, придётся расстаться с жизнью». Фильм сделан в жанре вестерн. 82 долгие минуты герои Сергея Кузнецова едут (на велосипедах) по каким-то каменисто-гористым местам, с нарочито красными возвышенностями, имитирующими горы Дикого Запада Северной Америки. Ещё они пью водку (!) из пластиковой (!) бутыли с неуменьшающимся объёмом содержимого, иногда – напиток тан (!) из пластиковой (!) же бутылки, не могут преодолеть 10 миль за двое суток – да много несуразностей обнаруживаешь.
***
Лишь позже понимаешь, что здесь собраны все клише вестернов, а само действо призвано пародировать эти дико-западные вестерн-картины. Ты не понимаешь ни времени, ни места. Ты в деталях рассмотришь снятые в Казахстане красноцветные горы и взгорки, восхитишься «атмосфэрностью» и довольно быстро поймаешь себя на мысли о том, что фильм-то... распадается. Ты пока ищешь смысл происходящего, ты обратишь внимание на костюмы, игру отдельных персонажей, красоту природы – то есть цельность восприятия улетучивается как тот самый уже улетучившийся смысл фильма, которого ты ищешь и потому не можешь найти. Он появится в самом конце. И ты придёшь к нему не сам, а тебя подведут как слепого котёнка, и скажут совершенно тривиальное: «Главный враг внутри нас. На его поиски нужно время». Именно эта банальная банальщина подаётся как главное откровение фильма. И именно она будет в сухом остатке, если убрать весь этот красноглиняный «атмосфэрный» антураж, сомбреро и блуждания по одной и той же территории.
***
Беспрецедентный случай: перед началом обсуждения фильма в его защиту (вроде никто и не нападал) вышли сразу два главных «орга» фестиваля – президент Татьяна Воронецкая и программный директор Роман Дорофеев. И принялись хвалить картину. Понятно: вестерн – редкостный гость на «Востоке – Западе». Удержать бы... И, наверное, снято неплохо (именно снято!). Но позволю себе не согласиться с Татьяной и Романом. Давайте всё же уберём с картины этот антураж. Останется навязчиво произносимое как главный вывод и примитивное про «ты-сам-себе-враг». К чему тогда было огород городить с 82-минутными блужданиями и киноиграми в вестерн?
***
Безусловно, появление нового жанра в фестивале надо приветствовать. Ладошками, кивками, чем-то ещё. Я тоже приветствую. Фестиваль заметно развивается. Уходит от однообразия. Становится интереснее. И всё дальше от, прости господи, башкортостанского «Серебряного Акбузата», тоже "кинофестиваля". Но почему так часто случается: если у нас берутся привнести какую-то философию в фильм, то её не привносят (незаметно, в действиях), а просто затаскивают на носилках и вываливают напоказ, навязывают: вот она, эта философия?!
***
При обсуждении «Семи пьяниц» автора Сергея Кузнецова спросили про притчевость или библейность показанной истории. Нет, говорит Сергей, Библию я только детский вариант когда-то видел, а притчи… Нет. И вот тогда подумалось: а ведь куда полезнее для фильма могло оказаться перекраивание сценария и выстраивание его по притчевому принципу. Ушла б надуманная (а это очевидно из-за её навязанности) «философия». Более понятным (и логически тоже) и более динамичным стал бы сюжет. Краткость – мать таланта. Правда, иногда она ещё и тёща гонорара…
***
Да, и почему, как вы думаете, до сих пор народ упивается «Человеком с бульвара Капуцинов» - шикарным вестерном советской поры? Может, потому что он был понятен и там не было ничего лишнего? Как там пелось скрипучим голосом? «Тяжелааа дорога твояяя….» Воистину так.
Надо идти дальше.
Такое вот кино.

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии