Шрифт
Цвет
Фото

Оренбургская Лира

Любовь Милохина

Поиграем в куклы?

Говорят, что труд артиста кукольного театра – самый тяжелый из всех, связанных со сценой. Нужно играть не только своим сердцем, но и оживлять куклу, которую держишь в руках. Наделять ее чувствами и эмоциями. Героини нашей истории владеют этим даром в совершенстве, делая своих персонажей реальными и трогательными.

Знакомьтесь: примы Оренбургского областного театра кукол – заслуженная артистка РФ Любовь Милохина, актрисы Татьяна Деденева и Наталья Акимова.

У каждой  своя история, свой путь в профессию. Но всех объединяют задор, обаяние, любовь к своему делу. И талант, отмеченный губернаторской премией «Оренбургская лира».

Любовь Милохина: «Мы с куклой друг друга понимаем»

Родилась Любовь в творческой семье. Мама и папа работали в оренбургской оперетте, за кулисами которой девочка познавала азы актерской профессии. Но путь выбрала свой – куклы. В 1960 году творческой деятельностью Оренбургского театра кукол руководил один из ведущих режиссеров страны Роман Ренц. Он объявил набор в свою театральную студию. Люба, не раздумывая, поступила именно туда. С 19 лет и по сей день Оренбургский театр кукол стал ее вторым домом.

– У меня в детстве был свой уголок – большое кресло. А за креслом  игрушки, – рассказывает Любовь Олеговна. – До сих пор помню изумительную куклу, которую мне купили в 13 лет. А еще ту, что подарил мне мальчик, с которым я дружила…

Самая первая «профессиональная» кукла Любови Милохиной – таксенок Викс из постановки, которая состоялась на втором курсе. Еще будучи студенткой она очень быстро нашла с куклами общий язык.

– Образ пропускаешь через себя, – делится секретом мастерства заслуженная артистка, – и делаешь так, чтобы кукла тебя приняла. Ее надо поводить, и только тогда получится понять. Раскрываешься ей, и она раскрывается перед тобой.

За годы работы в театре Любовь Милохина сыграла Маленького принца в одноименном спектакле, Кошку в «Кошкином доме», Красивую  в «Собаках», Яну Ивановну и Бабу Ягу в «Баба Яга на пенсии», Сестрицу Крольчиху в вестерне «Сказки дядюшки Римуса», Джонни Дорсета в «Вожде краснокожих» – всего и не перечислишь.

На вопрос «Что бы вы сегодня хотели сыграть?» Любовь Олеговна отвечает:

Что-нибудь серьезное. Или наоборот  комическое. Я очень сентиментальная, но не могу петь грустные песни. Я просто люблю то, чем занимаюсь. Хотя перед выходом на сцену очень волнуюсь. А ведь раньше была смелая, дерзкая.

Наталья Акимова: «Многое зависит от помощника»

В зале непривычно пусто. А на сцене полным ходом идет репетиция спектакля «Аленький цветочек».

– Николаевна! – слышится голос режиссера. – Давай еще раз!

На первый план выходит Ключница Пелагея. Она же – Наталья Акимова. У нее основная роль  – в живом плане рассказывать детям о том, что происходит «за кадром» сказки.

В перерыве Наталья Николаевна поведала о профессии актера-кукольника много интересного.

– К каждой кукле, к каждой роли – свой подход, – говорит актриса. – Сложности возникают, когда работаешь с планшеткой (когда куклу водят два человека). Здесь многое зависит от помощника. Идеально, когда, что называется, попадаешь в ногу и работаешь, как один человек.

В творческом багаже Натальи Акимовой  Красная Шапочка в спектакле «Баба-Яга на пенсии», Бабушка, Матрешка в «Сказках бабушки Арины», Мама и Бабушка в «Красной Шапочке», Матрена в «Женитьбе Бальзаминова» и много других замечательных ролей, которые так полюбились юным, и не только, оренбуржцам.

Самые первые куклы – те, которых брала в руки еще студенткой актерского отделения Оренбургского музыкального училища. Это были так называемые «болванки», которые сами студенты и делали.

Первая «профессиональная» кукла – Гусенок в одноименном спектакле.

– Это была марионетка, – вспоминает Наталья Николаевна, – легкая, простая. Мне она очень нравилась, и очень нравилась та постановка. Мобильная, камерная. Удачная.

В Оренбургский театр кукол Наталья Акимова пришла случайно. Хотела устроиться по первой профессии (училась на электрика, до этого работала на телефонной станции) в технический цех осветителем. Но судьба распорядилась иначе. И Наталья Николаевна целиком отдалась профессии актрисы.

На вопрос о любви девочки Наташи к куклам актриса ответила:

– Я очень любила выходные. Вставала рано-рано, пока все спали. И играла одна. Это были солдатики, конструкторы. Как таковых кукол особенно и не было. Но мне всегда нравились пупсы. Я шила на них, строила домики… Вообще в детстве я играла во все!

Наталья Акимова склонна к философским вещам. У нее есть мечта – сделать на оренбургской сцене свой спектакль по пьесе-поэме Жуковского «Мальчик-с-пальчик». Это была ее дипломная работа на практике в Улан-Удэ.

– Спектакль романтический, – мечтательно делится актриса. – Мы играли его восемь лет. Занято было всего три человека, – и с гордостью добавляет: – Мой первый спектакль в профессиональном театре ставили на меня.

Татьяна Деденева: «Я получаю удовлетворение от того, что дети улыбаются»

В 1978 году в Оренбурге гремел народный театр «Поиск». Однажды на его спектакль «В добрый час» из Барнаула приехал молодой режиссер Николай Кострюков. Посмотрев и оценив постановку, он пригласил четверых актеров, в числе которых была и юная Таня, на обучение в свою студию. В итоге из всей четверки в профессии Татьяна Васильевна осталась одна.

Пришла работать в областной театр кукол, и вот уже 33 года ей рукоплещет оренбургская детвора.

А ведь актерская искра разгоралась в Деденевой с детства.

– За ЗАГСом у нас был большой двор на 12 квартир. И мы там организовали свой дворовый театр. Ставили «Золушку», где я играла Принца. Из занавесок и накидушек делали наряды. Из велосипеда – карету. И приглашали всех соседей. Первыми зрителями были родители. Мы были очень счастливы, когда нам аплодировали.

Первая профессиональная роль Татьяны Васильевны – Мальчик Антошка.

Позже был любопытный Слоненок из одноименной постановки – кукла, заставившая артистку пережить массу различных ощущений.

– Мы были на гастролях в Москве, – рассказывает Татьяна Деденева. – Я вышла в роли Слоненка. Целый час вниз головой в костюме, который весит 30 кг! А еще нужно слушать партнеров, эмоционально реагировать. После спектакля я еле-еле доходила до душа и потом долго отлеживалась.

И физически, и эмоционально куклы забирают очень много сил. Но это того стоит.

– Приходит удовлетворение от того, что дети улыбаются. Радуешься этой детской реакции. Очень дорого и тепло от того, что понят зрителем, – говорит Татьяна Васильевна.

Веселые и грустные персонажи Деденевой – все они запоминаются и детям, и взрослым: Котенок в спектакле «Котенок по имени Гав», Курица и Коза в «Кошкином доме», Марфушка из «Петрушки на войне», Мать, Ведущая и шесть ролей (!) в спектакле «Сказ о Ване Датском», Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова». Так и хочется перечислить все многочисленные роли артистки. А как хороша, обворожительна ее Юлия – Джули в сказке для взрослых «Тень»! В этот образ она вложила столько женственности, что ожившая кукла покоряет своей сексуальностью и артистичностью.

О том, что бы еще она хотела сыграть, Татьяна Васильевна говорит:

– В свете последних событий я мечтаю о постановке Салтыкова-Щедрина. Злободневно. Я вообще неравнодушна к тому, что происходит вокруг. Мне запомнилась фраза «Мы живем, под собою не чуя страны». Наверное, каждый артист хочет свои творчеством что-то изменить в этой жизни.

Они такие разные – Любовь Милохина, Татьяна Деденева и Наталья Акимова. И такие похожие – в своем стремлении сделать наш мир увлекательным и безграничным. Ведь недаром мир театра, как и сама жизнь, начинается с кукол. Сохранить это тепло в своей душе – значит, навсегда, пусть и немного, но все же оставаться ребенком.

 

Подробнее