Оренбургская Лира

Андрей Кутуев

«Красота в обыкновенном…»

Он не пишет картины о войне. Он просто хранит все это в памяти. Но свист пуль, грохот танков, бои на Курской дуге, потери – все, что рисует в сознании и памяти война, неожиданно уже в мирное время вылилось… в звенящую тишину живописных полотен. Природа всегда возвращает его к жизни. Кажется, он никак не может наслушаться этой вселенской тишины и находит в ней свою музыку, а еще мудрость, красоту и душевный покой. Находит красоту в том, что его окружает. Потому и своей юбилейной выставке дал именно такое название – «Красота в обыкновенном».

Ему нравится улавливать на холсте переход природы из одного состояния в другое. Ощущать, как рождается в тишине новый день и розовеет, просыпается небо. Как спускаются на землю сумерки, как «упражняется в художествах» закат, играя в облаках, в окнах домов, а то и вовсе на земле, «рисуя» на снегу тени. И он, художник Андрей Кутуев, все пишет и пишет целую серию картин, обозначенных одним-единственным словом «Вечер», хотя и называет их по-разному: «Вечереет», «Сумерки», «Февраль». А следующая получится как прорыв, и он назовет ее «Сиреневая сказка», потому что все это сродни волшебству!

«Некоторая музыкальность во всем этом есть!» – объяснит свое состояние, а я угадаю, что он слышит внутри себя переборы гитары. Хорошо пел отец, Василий Флегонтович. В 61-м его не стало. На выставке представлен портрет отца. А еще портрет сына. Он приехал с семьей на открытие выставки, чтобы поддержать отца. На этот юбилейный вернисаж пришли и Кутуевы-младшие. В том числе и правнук Артем. Это было очень важно: не просто увидеть новую жизнь своих полотен, живущих уже «на миру», в этих просторных выставочных залах, но и вновь почувствовать опору в близких людях, в семье. Он пишет портреты жены: вот она в интерьерах дома, а вот, кажется, тоже она, с букетиком ромашек на хрупком деревянном мостике у реки.

Живут они в селе Подгородняя Покровка недалеко от школы – оба долгое время учительствовали. Андрей Васильевич вел уроки черчения и рисования и даже организовал в селе свою изостудию. Работает эта студия и сейчас. И он учит рисовать все новых и новых мальчишек и девчонок! Учит их видеть эту красоту в обыкновенном, рассказывает о художниках, да и просто разговаривает с ними. Как, например, написать «Ночную тишину»? Может, надо просто увидеть сквозь синеву ночи, как отражается в Каргалке луна? А как красивы в здешних местах разливы весной! Название этой его картины до боли знакомое – «Грачи прилетели», но вот увидел он этот пейзаж по-своему! С островками снега и первыми проталинами на пригорках, с разливом реки – манящие степные дали. В темно-синей воде, «проснувшейся после зимы», отражаются еще голые ветви деревьев. Во всем этом есть даже какая-то тайна!

Сам он рисовал с детства. Сначала перерисовывал картинки из журналов, книг. Фантазировал. Так сложилось, что учиться уехал в Таджикистан, с отличием окончил Сталинабадское художественное училище. А потом была война. Была разведка боем. И были боевые награды. В том числе и медаль «За отвагу». Отстаивать свою позицию, сражаться за убеждения ему приходится и в мирное время. Но он честен, верен себе и, как говорит сам, своих убеждений не меняет! Оттого рядом с ним всегда надежно. Рассказать обо всем этом на открывшуюся выставку приехали и директор школы Л.В. Гусева, и глава местной администрации Ю. Гамзов, и, конечно, его ученики, и оренбургские художники. Зашел разговор о том, чтобы неплохо бы открыть в селе художественный музей, в который вполне могли бы перекочевать картины А.В. Кутуева с этой персональной оренбургской выставки.

Я обратила внимание на большое полотно размером 120х90 – называется картина «Грибная пора». Написана эта работа еще в середине 70-х, но именно она экспонировалась недавно на всероссийской выставке в столице. Такую манящую красу осени, что открылась однажды взору художника в родных окрестностях, не каждому дано увидеть! Он написал, как сквозь осенние облака пробивается солнце, озаряя светом и лесную поляну, и женщину с лукошком для грибов.

 Некоторые картины, представленные на юбилейном вернисаже, совсем новые – они датированы 2010 годом. Одну из таких работ он назвал «Зимний денек в Покровке». И столько неожиданно ярких красок в этом его белом зимнем пейзаже, и такое сильное ощущение жизни! А центр картины все-таки дом, к которому протоптана по снегу тропа.

Подолгу горит свет в окнах его мастерской. А значит, на мольберте уже стоит новый холст и рождается новая картина. Может быть, напишет он об участниках местной художественной самодеятельности, яркие костюмы, яркие характеры, закулисные волнения – столько жизни во всем этом! А может быть, напишет совсем другую картину… Мало ли на что может откликнуться душа художника, умеющего видеть и чувствовать красоту в самом обыкновенном!

Дарья Рочегова:

…В моей жизни было всего несколько человек, знакомством и появлением которых в моей судьбе я очень дорожу. Один из таких людей – художник Андрей Васильевич Кутуев. Моя бабушка часто говорила, что в жизни нужно попробовать все. Однажды, увидев меня за рисованием закорючек, она решила, что нужно начать с художественной школы. Так, в возрасте семи лет я перешагнула порог его мастерской. Запах там был необыкновенный: пахло масляными красками, растворителем и деревом от новых рамок для картин. Казалось, что я попала в какой-то другой мир, совершенно отдельный. Там было уютно, тепло, спокойно, и этот запах я помню до сих пор!

А сама мастерская представляла собой всего одну комнату, наполовину заставленную картинами. Она казалась мне совсем маленькой, но при этом очень уютной. На стенах не было ни одного свободного кусочка, все – от потолка до самого пола – сплошь было завешано картинами. Вся комната изнутри выглядела как мозаика. А вдоль окна стоял длинный стол, где занимались мы с ребятами. Над столом висели часы, старая позолота уже облупилась, стрелки были кривыми, не было стекла. Но, несмотря на их своеобразный внешний вид, они имели для нас большое значение. Зимой во время снегопада или летом в солнечный день, когда хотелось пораньше выбежать на улицу, мы переводили эти стрелки. На следующем занятии часы снова шли правильно.

Рабочее место Андрея Васильевича было примерно в центре. Стул, на нем большая плоская дощечка – палитра. Образцы нужных красок, рядом, в банке с растворителем, стояли кисти. Тут же похожие на маленький шпатель ножички, которыми было удобно класть крупные мазки и счищать остатки краски с палитры.

Когда я купила себе первые кисти для работы маслом, Андрей Васильевич вбил в них по маленькому гвоздику: «Ну, вот теперь это кисти, теперь ими можно работать – не сползут». Когда  мы приносили на занятия новые краски, он всегда огорчался по поводу их качества. Брал свои и щедро выдавливал их нам на палитру из больших железных тюбиков.

Работал он всегда вместе с нами. Периодически отрываясь от написания своих картин, Андрей Васильевич подходил к нам и неожиданно добавлял своей кисточкой в картину какой-то мазок. За несколько секунд он мог исправить наш рисунок до неузнаваемости. Быстро, смело набрасывал мазки, и картина вдруг преображалась.

Андрей Васильевич постоянно рассказывал нам разные истории, рассказывал о художниках, о том, как сам учился рисовать, рассуждал о живописи.

 Для села Подгородняя Покровка Андрей Васильевич уже давно стал символом, местной достопримечательностью. У многих односельчан дома есть картины, подаренные художником на память.

Жена и родственники давно смирились с тем, что мастерская – это его второй дом. А друзья и воспитанники всегда точно знают, где его искать. Правда, если по каким-то причинам вы не застали его в мастерской, то на двери мастерской для вас останется послание – замок. Еще со времен учебы в его изостудии я помню, как мы определяли, через какое время вернется Андрей Васильевич. Если на двери висел маленький замок, значит, его не будет около получаса, он мог отлучиться домой, на обед или просто находился где-то неподалеку. Но если на двери висел большой серый замок, то это означало, что ждать придется долго, может, даже несколько часов, поэтому лучше зайти позже.

Кто такой Андрей Васильевич Кутуев? Для меня это человек, научивший меня смотреть на простое и видеть в этом прекрасное, ценить и восхищаться красотой природы, чувствовать цвет и доверять себе.

Подробнее