Оренбургская Лира

Вадим Смирнов

За постановку спектакля «Золушка» Губернаторской премии "Оренбургская лира" удостоилась  творческая группа Оренбургского государственного областного театра кукол в лице режиссера-постановщика, заслуженного артиста РФ Вадима Смирнова и художника-постановщика Марины Зориной.

О своем отношении к наградам, планах на будущее и притягательной силе актерской профессии рассказал художественный руководитель Областного театра кукол Вадим Смирнов.

- Вадим Александрович, за постановку сказки «Золушка» вы удостоились Губернаторской премии. Скажите, что для Вас значит данная награда и как относитесь к поощрениям подобного рода?

- Наше искусство основано на получение отклика. Этой награды мы ждем от зрителя каждый раз после представления. Но когда твою работу отмечают и на таком высоком уровне, это вдвойне приятно. За десять лет, что я работаю в театре, нашей труппе неоднократно присуждалась Губернаторская премия «Оренбургская лира». Расцениваю это как показатель, что мы «движемся», трудимся, растем, прибавляем в мастерстве, достигаем поставленных творческих целей и задач.

Но вместе с гордостью за театр, за наше дело возникает и чувство ответственности. Любые премии - приятно, престижно, почетно. Но одновременно это накладывает на артиста огромные обязательства делать свою работу с каждым разом только лучше.

- Вашему спектаклю «Золушка» дали высокую оценку. А среди ваших работ какая постановка чаще всего вспоминается, какой более всего гордитесь?

- Каждая работа по-своему дорога. Спектакли для взрослых все любимы, ведь театр кукол для этой категории зрителей - особая история.

Горжусь спектаклем «Маленькие трагедии» по циклу коротких пьес Александра Пушкина. Мне кажется, в постановке довольно гармонично сошлись сами произведения, режиссерская задумка и работа артистов. Здесь правильно распределены все слагаемые спектакля.

Люблю спектакль «Тень», правда, сегодня его нет в репертуаре нашего театра. Когда он затевался, то стилистически был более актуален.

По-моему, получилась любопытная постановка шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь». Работа над ней шла очень тяжело, потому что веселиться и шутить на сцене сложнее, чем плакать. А сделать так, чтобы зал смеялся, чтобы зрителям было бы интересно в течение двух часов следить за передвижениями кукол, это было сложно.

Безусловно, дорога мне «Золушка». Это классическая постановка. Мы старались сделать спектакль волшебным, атмосферным, сведя воедино прекрасную музыку Прокофьева и красивые жесты тростевых кукол. Там есть претензия на ювелирную работу артистов с куклами. В определенные моменты на подмостках одновременно появляются 14 персонажей, на сцене происходит много перемещений, передвижений, которые нужно совершать артистам не только молниеносно, но и в духе музыкального ряда. Впрочем, нет предела совершенству, мы до сих пор продолжаем трудиться над сказкой, оттачивать мастерство кукловождения.

«Женитьба Бальзаминова» - мой первый спектакль для взрослых, который я поставил в Оренбурге. Это как раз тот вариант, когда постановка стал «вещью в себе». Комедия получилась самодостаточной. Там ни убавить, ни прибавить. Где у нас этот спектакль только не побывал, его всегда тепло встречает публика.   

Спектакли для режиссера, как дети. Каждый раз словно заново учишься ходить.

- Насколько я знаю, вы с Мариной Зориной работаете давно, чем обусловлен этот творческий союз? Что вас привлекает в этом художнике?

- Мы с ней познакомились в Нижнем Новгороде более двадцати лет назад, куда ее пригласили на должность главного художника Нижегородского государственного академического театра кукол. Мне понравилось, как мыслит художник. Это было любопытно, где-то по-детски, но всегда ярко, жизнерадостно, красочно, с хорошим чувством юмора.

Первый спектакль мы поставили с ней в 1996 году.

Меня привлекает, что Марина Зорина - человек, который очень много знает, профессионально оснащен. Что говорить, умные и талантливые люди всегда обращают на себя внимание.

Потом так сложилось, что мы очень хорошо понимаем друг друга. Заметил, что в работе с другими художниками мне требуется гораздо больше прикладывать усилий, чтобы объяснить свое видение. С Мариной всё происходит легко и просто, как будто сам с собой разговариваю.

- Вадим Александрович, а как вы пришли в эту профессию?

- Очень просто. В детстве побывал в Нижегородском театре кукол на представлении. Запомнилась работа заслуженной артистки РСФСР Александры Харчевниковой. Она очень неординарная актриса. Одна из «могикан» нашего цеха. Раз услышав на сцене ее голос, забыть невозможно. Захотелось такой же себе судьбы. Зерно попало в благодатную почву и стало расти. Потом я и сам начал работать в Нижегородском театре кукол. Более того, мне посчастливилось не только выходить с Александрой Ивановной на сцену, но одну из своих ролей в спектакле «Божественная комедия» она передала мне по наследству.

- Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, поздравляя коллег с Днем театра, отметил, что артисты - счастливые люди, «как бы не было трудно, мы никогда не хотели изменить свои судьбы, сделать свою жизнь более легкой и комфортной». Согласны ли вы с этим утверждением, и в чем заключается актерское счастье?

- Однозначно тут ответить нельзя. У каждого, наверное, свой взгляд на это. Для меня счастье актера заключается в том, что мы делаем то, что нам нравится. Нередко так в жизни бывает, что люди занимаются тем делом, которым нужно заниматься, а не потому, что оно любимое. В нашей профессии можно быть только по велению души, иначе здесь никак нельзя.

- А мысли были оставить эту профессию?

- Не скрою, такие мысли изредка посещают, но они возникают не от разочарования в профессии, а зависят от конкретной ситуации. Как с этим справляюсь? Был бы другой характер - ушел бы... Но характер у меня другой. Да я и не представляю, как без этой профессии жить, чем заниматься.

Потом воодушевляет, когда видишь полный зрительный зал, когда чувствуешь, что твоя работа кому-то нужна, то все сразу становится на свои места, мысли об уходе из профессии отпадают.

- Вадим Александрович, задам традиционный вопрос: Ваши планы на будущее?

- Конечно, в планах, чтобы к нам в театр приезжали именитые режиссеры и ставили на наших подмостках новые спектакли. Добавлю, что после фестиваля «Гостиный двор» 2014 года, многие солидные режиссеры к нашему театру стали проявлять большой интерес. Это показал и «Гостиный двор2017»

Планов очень много.

 

Для справки:

Художественный руководитель, заслуженный артист России Вадим Смирнов за девять лет работы в Оренбургском областном театре кукол поставил 33 спектакля, из них - шесть для молодёжи и взрослого зрителя.

 

Беседовала Маргарита Халиуллина

 

Подробнее