Оренбургская Лира

Анна Советова

Дизайнер – это человек, который ощущает нерв времени и передает его визуальными образами.

Для нее дизайн – это не столько работа, сколько образ жизни. Анну Советову знают далеко за пределами Оренбуржья. Ее работы из традиционного Оренбургского пухового платка объехали почти весь мир. Они побывали в Великобритании, Германии, Норвегии, Армении и даже в Сингапуре.  А в США отправились и вовсе уникальные вещицы – кипы (еврейский головной убор) из оренбургских пуховых платков. Правительство Оренбургской области преподнесло в дар Валентине Матвиенко ажурный пуховый воротничок, сделанный руками модельера.

– Анна, расскажите, как Вы пришли в дизайнерскую среду? Это была мечта Вашего детства? Сколько лет Вы занимаетесь дизайном?

– Быть художником-модельером – детская мечта. Я шью с 8 лет. Первые журналы «BURDA» в советское время казались невероятно стильными. Изучала их, листая много раз. В 16-17 лет у меня уже были свои клиенты, которым я шила платья. Затем я получила экономическое образование, посвящая все свои студенческие научные работы экономике швейного производства. Как предприниматель - владелец ателье и студии я работаю последние 9 лет.

– Где Вы черпаете вдохновение?

– Фильмы, живопись, природа, мода – стандартный набор. За четыре года работы с Оренбургским пуховым платком я на все смотрю через его призму. Вот, например, отчетный концерт оренбургской балетной школы. В мыслях я уже нарядила балерину в платок: она парит, и платок раскрывается в полете. Классика искусства и промысла в фотопроекте.

– На что ориентируетесь в создании собственной коллекции?

– В создании коллекции я ориентируюсь на два основных принципа: во-первых, смогла бы я носить эти изделия в конкретной жизненной ситуации: на работу, встречу, театр и прочее, и во-вторых, желание удивить людей новыми формами использования платка. Сейчас ассортимент одежды из платка, от воротника до пальто и корсета, насчитывает порядка 40 позиций. И все это вещи, соответствующие современным трендам.

– Как возникла идея использовать в коллекции Оренбургский пуховый платок?

– Идею мне подсказала художник Марина Борисова, которая предложила посмотреть на платок как на кружевное полотно. Первое изделие с использованием оренбургского пухового платка было выполнено для Ирины Владимировны Бушухиной – заведующей галереей «Оренбургский пуховый платок». Это был жакет, в котором она открывала выставку в Цюрихе. Было немного страшно резать первый платок, тем более, что я не обращалась к опыту своих коллег-дизайнеров, которые уже использовали платок подобным образом. Из остатков платка сделали первого ангела, который, кстати, позже получил Гран-при на региональном конкурсе «Новые бренды Оренбуржья».

– Какие платки преимущественно используете в работе: ручной вязки или фабричной?

– В основном фабричные, особенно для небольших изделий, в которых важен тонкий ажур. Ручные платки хороши для изготовления кардиганов, накидок.

– Умеете ли вы вязать знаменитые пуховые платки?

– Не умею и даже боюсь, что не справлюсь с этим, зная, насколько это трудоемкий процесс. Вязание платка требует особой харизмы. Вязальщицы, на мой взгляд, очень сильные духом люди: по крупицам связать полотно 140 на 140 см. под силу не каждому. А перед этим прочесать, спрясть, растянуть на пяльцах шерсть. У портных совсем другая психология. В шитье много рутины, ручной работы, но все же результат начинает просматриваться быстрее.

– Помните свое самое первое изделие?

– В школьном кооперативе на уроках труда в 5 классе сшила из лоскутов детское платье, а за тем продала за 5 рублей на школьной ярмарке.До сих пор с большой благодарностью вспоминаю педагога за первый урок рыночной экономики.

– Есть ли в Вашей коллекции изделие, созданное Вами, которое наиболее дорого Вам? Почему?

– Я очень быстро влюбляюсь в то, что делаю. Мне кажется, что это волшебство: как это из полотен ткани, платка, лент и прочих материалов, которые иногда несколько лет ждут своего часа, получается «творение»? Это увлекательный процесс рождения другой величины – конкретной вещи. Я ей любуюсь, удивляюсь и … привыкаю. Снова ищу чего-то нового, жду, когда же это чувство повторится. Сейчас мои фавориты - полупрозрачный шерстяной шифон, сетка и платок в пудровых оттенках.

– Что дает народное творчество для современного дизайнера?

– Невероятный энергетический кладезь, подлинность. Народное творчество аккумулирует то, что люди веками копили. В них «зашит» код их чувств, логика их жизни. Если мы сейчас к этому перестанем обращаться, останется только селфи. В своих работах, пусть языком модной одежды, я хочу привлечь молодежь, совсем юных модниц, показать им, что их прабабки были «ого-го». Я считаю, что сочетание платка с комбинезоном и кроссовками – это классно!

– Следите ли Вы за модной индустрией в Европе?

– Да, конечно, слежу, потому что мода – это не только индустрия, где вращается огромное количество денег. Мода – это глубоко социальное явление, отражающее все стороны человеческой жизни, начиная от отношений мужчины и женщины, заканчивая миграционной политикой.

– Хотелось бы Вам попасть, например, на Неделю моды в Милане? Какую работу Вы бы там представили?

- Я хотела бы попасть в Милан, Париж. Показать 100 новых работ, которые сейчас крутятся в моей голове!

– Что вы считаете главным в работе дизайнера? Какими качествами должен обладать современный дизайнер?

– Дизайнер должен смотреть на этот мир широко открытыми глазами. Быть готовым меняться и любить людей, для которых он делает свой продукт.

– Французский маэстро декора Матали Крассе сказал: «Дизайн не столько профессия, сколько отношение к жизни». Вы с ними согласны?

– Абсолютно. Дизайнер – это человек, который ощущает нерв времени и передает его визуальными образами. Современный человек все больше ориентирован на получение информации через «картинку», поэтому и спрос на дизайнеров возрастает.

– Над чем Вы сейчас работаете?

– Я работаю над очень легкой, минималистичной линией одежды, которая открывает для меня новые формы использования платка - над коллекцией Дедов Морозов и Снегурочек и целой «пуховой» елки.

– Есть ли на данный момент у Вас задумки, которые еще не удалось воплотить в жизнь?

– Я хотела бы создать эко-шубу из платка и платье 3D.

Беседовала Юлия Данилова

 

 

 

Подробнее