Материальное историко-культурное наследие Оренбуржья. Памятники. Музеи

​​

В день, посвященный материальному историко-культурному наследию Оренбуржья, памятникам и музеям, предлагаем вспомнить самые известные этнографические музеи и этнографические коллекции музеев Оренбургской области.

Этнографическая коллекция Оренбургского губернаторского музея насчитывает более 5 тысяч единиц. Она включает памятники материальной культуры представителей всех этнических групп, проживавших в Оренбургской губернии в XIX веке: финно-угорской, тюркской и восточно-славянской. Самый значимый в коллекции – раздел национальной одежды.

Коллекция традиционной одежды Оренбургского губернаторского музея складывалась на протяжении всей его 190-летней истории. Ещё в 1830 г. основатель музея, губернатор Оренбургского края П.П. Сухтелен, подчеркивал необходимость наличия в собрании одежды разных видов народностей, «как оный край населяющих, так и других стран».

Сегодня собрание нашего музея включает как костюмные комплексы, так и отдельные предметы: головные уборы, украшения, обувь. Экспонаты отражают традиционные формы праздничного, повседневного, обрядового костюма во всём многообразии их бытования. Коллекция содержит предметы одежды самых многочисленных народов нашего края: башкир, казахов, русских, украинцев, мордвы, татар.

Сейчас в выставочном пространстве «Мастерская сказки» можно увидеть татарский женский праздничный костюм. Платье богато украшено металлической нитью, скрученной в пружину. Поверх платья надевался камзол из парчи сиреневого цвета с богатой узорной разработкой.

Татарские женские головные уборы отличаются большим разнообразием. Традиционно они делились на девичьи (калфак) и замужних женщин. Тастар – полотенцеобразное головное покрывало. Шили тастары из домотканого полотна, тафты, атласа. Края часто окаймляли яркой домотканой тесьмой, концы, как правило, были пришивные и богато декорировались. В декоре использовали позумент, золотое шитье, тамбурную вышивку, кумач. Тастар повязывали поверх калфака, причем способы их ношения были разными. В некоторых регионах тастары имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой.

В фондах музея хранится старинный башкирский нагрудник (хакал) начала XIX в. Это традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. Он принадлежал жительнице Красногвардейского района, с. Нижнеильясово. Основа нагрудника выполнена из ткани полуовальной формы с застежкой сзади и богато декорирована узорчатыми бляхами, ажурными подвесками, монетами, сердоликом и бирюзой.

Ценный экспонат музея – национальный головной убор чувашских женщин (хушпу) конца XIX в., расшитый бисером, серебряными монетами, бирюзой и сердоликом. Внешне он напоминает шапочку в виде усеченного конуса с длинной лопастью сзади. Мелодичный звон висящих деталей при движении или во время исполнения танца складывался в красивую музыку.

Благодаря известному историку, археологу и научному сотруднику музея С.А. Попову (1905-1986), в этнографической коллекции Губернаторского музея хранится старинный мордовский праздничный костюм. Это сложный и многосоставной комплект. Его основа – туникообразная рубаха без воротника (панар). Она богато вышита и подпоясана шерстяным поясом с кисточками на концах. Женскую рубаху носили с поясом или сложным набедренным украшением (пулай). Пулай богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и являлся определителем региональной принадлежности его владелицы.

Видеоэкскурсия по хранилищу тканей музея Губернаторского музея

Предлагаем познакомиться с видеоэкскурсией по хранилищу тканей музея Губернаторского музея, которая насчитывает около 2 тысяч предметов.
На основе этнографических коллекций в музее проходят экскурсии, лекции «Этнолектория», мастер-классы по старинным ремеслам и сказки для детей.

О коллекции женских уральских костюмов из фондов Оренбургского
губернаторского музея можно узнать здесь.

Игра «Правда или ложь?»
Предлагаем узнать интересные факты
о музейных предметах по ссылке.

Археологическая коллекция Оренбургского губернаторского музея

Коллекция охватывает огромный исторический период древней истории от эпохи камня до позднего средневековья. В экспозиции представлено более 2000 экспонатов, полученных в результате раскопок многочисленных археологических памятников научными экспедициями Института Археологии РАН (в прошлом Институт Археологии СССР), Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского краеведческого музея.

Каменный век представлен коллекциями из раскопок Старо-Токской стоянки и Ивановского поселения в Красногвардейском районе. Эпоху бронзы представляют глиняная посуда, изделия из камня и кости, орудия и оружие из меди и бронзы из курганов, стоянок, поселений, исследованных по берегам Урала, Илека и их притоков.

К переходному периоду от эпохи бронзы к раннему железному веку относится редкий образец монуменальной скульптуры VII в. до н. э. – Гумаровская стелла, обнаруженная в кургане у села Гумарово Кувандыкского района.

В музее экспонируется уникальная археологическая коллекция «Золото сарматов», представляющая золотые и серебряные изделия V–IV века до н.э., найденные в результате раскопок Филипповских курганов: массивные гривны и браслеты, украшенные скульптурными изображениями различных животных, дорогая серебряная посуда и т.д.

Центральное место в экспозиции занимает шедевр древнего оружейного дела – сарматский меч-акинак. На инкрустированном драгоценным металлом клинке выгравирован миф о человеке, который боролся со страшным вепрем, погиб и вознесся на небеса. Сарматский меч – одно из чудес древней культуры. Собственность древнего знатного рода сарматов сегодня – достояние Оренбуржья.

Видеоэкскурсия по экспозиции «Золотой фонд. Археология»

В рамках проекта «Жила-была царица...» вышел подкаст, рассказывающий про историю жизни бесстрашной, сильной и прекрасной степной амазонки. С подкастом можно ознакомиться здесь.

Коллекция живописи Лукиана Попова
Оренбургского областного музея изобразительных искусств

Оренбургский областной музей изобразительных искусств основан в 1960 году, открыт в 1961 году. Основой коллекции музея стало собрание произведений академика живописи, одного из интереснейших представителей позднего передвижничества Лукиана Васильевича Попова (1873—1914), работавшего в Оренбурге в конце XIX – начале XX века.

На рубеже XIX – XX веков творчество Лукиана Васильевича Попова стало значительным явлением в русском искусстве. Академик живописи, один из интереснейших представителей позднего передвижничества, Лукиан Васильевич рождением и жизнью своей неразрывно связан с Оренбургским краем. В Оренбургском музее изобразительных искусств хранится основная и значительная часть его творческого наследия. Улица, на которой стоит дом Попова, носит его имя.

В залах музея представлен портрет художника, написанный другом по академии художеств Куликовым Иваном Семёновичем в 1904 году. Одно время Куликов с Поповым снимали одну комнату на двоих. На портрете в некоторых местах виден подготовительный рисунок, что свидетельствует о том, что портрет был написан очень быстро.

Родился Л.B. Попов в Оренбургской губернии в селе Архангеловка, в 35 верстах от Оренбурга в крестьянской семье 8 октября 1873 г. Ребёнку было лишь три года, когда мирный строй жизни изменился. Отца призвали на службу и семье пришлось переехать в Оренбург. Позже мальчика отдали в приходскую школу, а затем в 3х классное городское училище. Но курс закончить ему не удалось, так как материальное положение семьи было тяжёлым. Пришлось бросить учёбу и начать работать. Отец определил 12-летнего Лукиана в писчебумажный магазин В. Курникова. Магазин этот торговал и художественными принадлежностями. Именно здесь Попов впервые ощутил своё призвание, почувствовал первый бессознательный трепет страсти к живописи.

Во время работы в магазине у юноши зародилась мечта попасть в Академию Художеств, и часть денег он откладывал, чтобы осуществить эту мечту. Особенно интересовался Л.В. Попов современным русским искусством.

Одной из ранних работ художника является картина «Горе». В центре её, на фоне густой зелени, изображены две женщины в черном, сидящие на скамье. Они переживают неизвестную зрителю трагедию. Возможно, слева молодая вдова с бледным заплаканным лицом, она безвольно склонила голову набок. Руки сложены на коленях. На её левой руке кольцо, а на дальнем плане виднеются кладбищенские кресты. Можно предположить, что она недавно лишилась мужа. Рядом, справа, старшая спутница пытается утешить её, доверительным жестом касаясь руки. Черное пятно траурных платьев находится в центре композиции и задаёт картине скорбный тон. Зелень вся приглушённого цвета, пасмурно, осень, опавшие листья лежат на земле. Художник через цвет, через состояние природы пытается передать состояние героинь.

Чуть ниже мы видим этюд к картине. Попов пытается подобрать ракурс героини. С каким мастерством выписан чёрный цвет платья (художник использует различные оттенки цветов).

Большую роль в становлении Попова как художника сыграл оренбургский художник-самоучка Иерофей Романович Мехед. Попов начал учиться у него рисунку и живописи. Занятия проходили в иконописной мастерской.

Позже, будучи студентом Академии художеств, Лукиан Попов напишет «Портрет художника Мехеда» (1897 г.) и «Портрет супруги Мехеда» – Марии Саввичны. Обратите внимание на портрет Мехеда – открытое лицо, прямой нос, внимательные искренние глаза. Портрет полон особой духовной силы. Попов в написании портретов помимо точно схваченного сходства мог передавать и характер, настроение модели. Оба портрета написаны в один год и имеют много общих черт. Портрет жены написан на фоне зелени, в мягких, пастельных тонах. Пейзаж созвучен настроению и характеру модели, подчеркивает теплоту, мягкость, задушевность женского образа.

В Петербург Попов уехал в августе 1893 года и до поступления в Высшее художественное училище при Академии художеств он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Это был тяжелый период для Попова: чтобы иметь хоть какие-то средства на жизнь, он поступил в мастерскую Резцова. Там он рисовал портреты «больших особ» для присутственных мест. Попову доводилось писать головы. В скором времени он смог заработать не только себе на комфортное проживание, но даже и на поездку в Оренбург на каникулы.

В 1896 г. Попов решил сдать экзамены в Высшее художественное училище при Академии художеств. Попов попал в число 14 выдержавших и стал посещать мастерскую Владимира Маковского, который требовал от своих учеников одинаково хорошо владеть всеми жанрами. В конце 1897 г. Попов становится вольным слушателем Академии художеств.

Лукиан Попов успешно оканчивает Академию художеств в 1901 г. (дипломная работа – картина «Тихо»). В оренбургском музее хранится эскиз к этой работе. После окончания Академии Попов отправляется в две заграничные командировки, третью он заменяет поездкой по России.

Наиболее плодотворный период его творчества начался в Оренбурге, где Попов работал преподавателем в Неплюевском кадетском корпусе. В 1903г. Попов становится членом передвижных выставок.

Работа «Жених» (1904 г.) относится к бытовому жанру. Это сцена сватовства. Жених напряжён, рука лежит на груди – жест, указывающий на искренность его слов. Он переживает, смущается. Девушка тоже в напряжении (сидит на краю стула, спина прямая). Женщина, стоящая в центре, смещена немного вправо – композиционный центр. Она связывает две части картины – жениха с невестой и женщину за пианино. Красная блузка является цветовым центром картины, она контрастирует с зелёным абажуром. Слева – красные цветы и розовая блузка – уравновешивают, смягчают красное пятно блузки. Основной фон картины – серебристо-серый. Обратите внимание, как психологически точно Попов расставляет все акценты, умело использует детали и нюансы для убедительного раскрытия темы. В этой работе он показывает себя достойным учеником Маковского и в то же время – более глубоким и серьезным художником. Здесь нет никакого намека на иронию, к своим героям Попов относится с большой теплотой и сочувствием. Картина «Жених» интересна еще и тем, что довольно точно передает обстановку в доме Лукиана Попова – с фортепиано, чехлами на стульях и т.д.

Лукиан Васильевич также был прекрасным портретистом, а музой художника была его жена – Вера Васильевна Попова. Её чертами наделены персонажи многих жанровых работ, ей же посвящены и многие портреты. Все они окрашены большим лирическим чувством.

Одной из работ с изображением Веры Васильевны является картина «Девушка со свечой». Погрудный обрез приближает героиню к зрителю. Интересен особый способ передачи света, тепла – рефлексы на лице. На работе «Женщина, примеряющая кольцо» Вера Васильевна изображена в кружевной блузе, она надевает кольцо. Это для неё некое таинство, сродни волшебству. В образе присутствует обаяние юности, непосредственность, некоторая наивность. Портрет исполнен в светлых тонах. Мастерски выписаны нюансы белого цвета, переливы волос. Лицо написано подробными мелкими мазками.

Очень проникновенно написан «Портрет жены в пёстром платке» на фоне зимнего дворика. Создаётся ощущение свежести, словно чувствуется запах морозного утра. Со здоровым румянцем на щеках Вера Васильевна необыкновенна мила и привлекательна. Лицо смоделировано мягко и бережно. В целом цветовая гамма приглушенных оттенков, ярким акцентом является платок с ярким узором.

«Портрет жены в красном сарафане». Попов написал не просто портрет своей жены, а создал поэтический образ молодой русской женщины. Он воспел русскую народную красоту. Чуть изогнутые русые брови, высокий ясный лоб, широковатый, чуть вздёрнутый нос, алые губы, лёгкий здоровый румянец на щеках. Спокойный взгляд глубоких голубых глаз. Перед нами женщина в народном костюме – полотняная рубаха с длинными широкими рукавами, поверх рубахи – сарафан с поясом, на голове – непременный атрибут – платок. Это своеобразный образ – тип русской женщины из народа. Во всём чувствуется душевная чистота, скромность, женственность, нежность. И при всём этом – сила жизни, характера, передающаяся через огненно-красный цвет сарафана и платка. На картине представлен пейзаж летнего зноя, на это указывают рефлексы от красного сарафана, бледно-голубое небо, выцветшая трава и испарина на лбу героини.

Также к теме женских образов относится работа «В саду (Чаепитие)». Мы видим Веру Васильевну за утренним чаем. Художник представил её в разных ракурсах: сидящую к нам лицом и спиной. Теплота, утренняя нега, спокойствие разлиты в обаятельном образе Веры Васильевны. Мы словно попадаем в гости в сад художника. Во всём ощущается спокойствие, размеренность, неторопливость, тепло домашнего уюта, определённый семейный уклад. Эмоциональную окраску произведению даёт пейзаж, который очень органично включен в работу. Летний пейзаж написан легко и свободно широкими пастозными мазками.

Большое место в творчестве художника занимают картины на переселенческую тему. Оренбург на рубеже 19-20 веков стоял на великой транспортной магистрали. Как свидетельствуют исторические документы, этот процесс протекал в русле общего мощного переселенческого движения трудового населения из центральных районов страны на земли края. Переселялись в степной край. Проходя по незнакомой местности, на ночлег останавливались в поле, под открытым небом, чтобы не платить за постой. Но, несмотря на все тяготы и сложности переселения, крестьяне, гонимые нуждой и малоземельем, всё в большем количестве устремлялись на новые земли Приуралья.

«Переселенцы. Гроза». Эта картина очень трагична. Крестьян в пути застала непогода. Сверкает молния, гроза, непролазная грязь. Крестьяне в лаптях бредут по этой грязи. Телега сломалась, и они завязли. На телеге лежит больная старуха, мы видим уходящий вдаль обоз. Художник использует тёмные, мрачные цвета, чтобы ещё больше усилить трагизм ситуации.

«Переселенцы зимой». На картине изображена бескрайняя, погребённая под сугробами степь. Стужа, густой снегопад и обоз, вынужденный разбить лагерь. Мы видим только часть этого большого обоза. Одна из повозок диагонально уходит вглубь картины, не вмещается в пределы полотна и заставляет нас задуматься, что это только небольшая часть лагеря. Дети и женщины находятся под импровизированным навесом, сделанным с помощью оглоблей, поднятых вверх. Сильный контраст производят фигуры и шапки снега, облепившего плечи людей, повозки, навес, спины лошадей. Это очень сильные люди, т. к. несмотря на препятствия, они идут дальше, пытаются выжить в тяжёлых условиях, ищут лучшей доли.

К этой же теме можно отнести и «Портрет старой крестьянки». Она как будто бредёт по степям, открытым ветрам и зною. Это загорелое до густо-коричневого цвета лицо, эти глубокие чёрные тени под глазами, выгоревшие брови, костистая, высохшая, но всё ещё не дряхлая фигура являют собой целую повесть. Крестьянка написана на серебристом фоне с умыслом, за ним как бы встают просторы пройденного старой крестьянкой пути.

Картину «Крепкий сон» написана в 1912 г. В ней чувствуется любовь художника к родной земле, вера в народные силы. Необычный ракурс и приближенность фигур к переднему плану придают им черты монументальности. Художник как бы сидит или даже лежит, как и герои картины, прямо на траве луга, и с этой низкой точки зрения показывает отдыхающих путников, видимо крестьян, ремесленников или сельских батраков, а быть может, и переселенцев. Они спят, и что-то здоровое, человеческое, дружески сплочённое есть в этой группе. Картина выдержана в мягких, приглушённых тонах. Здесь нет ярких контрастов. Всё символизирует спокойствие и безмятежность. Это словно сказочные богатыри, набирающиеся силы от матери сырой земли.

«Портрет бабушки». Это портрет бабушки жены Попова. Работа отличается активной, темпераментной живописью. Не совсем обычен для Попова тёмный фон портрета. Удивительная живость старческого лица подчеркнута тем, как оно отчетливо выступает из глубины этого тёмно-коричневого фона и из рамы черного платка. Лицо очень доброе, мягкое, живое. В голубых глазах чувствуется жажда жизни. Отчетливо выделяются и руки – натруженные, с набухшими венами. От портрета веет любовью.

Важное место в творчестве Л.B. Попова занимает тема разночинной интеллигенции. Поражение революции (1905 г.) внесло в её ряды разброд и шатания. На рубеже нового века и в первые его годы в общественно-политической и художественной жизни многое изменилось. Обострились и обнажились социальные и идейные противоречия. Произошли большие изменения в духовной жизни общества. Революция втянула в активную политическую жизнь миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми. Эти исторические события нашли отклик в творчестве Л. В. Попова.

«Луга затопило» 1908 г. Для современников художника была очевидна образная связь между могучим разливом реки и недавними грозными событиями, прокатившимися по стране. Настроение людей в картине сдержанно-тревожное, настороженное, что подчёркивается пейзажем – прохладный серый день, холодная гладь весенней реки, голые ветви, низкое небо. Замечателен образ молодого крестьянина, бесстрашно и с надеждой смотрящего вперёд. Надежда на лучшее таится в светлеющей полоске неба у горизонта, в набухших почках деревьев.

Композиция по своему масштабу довольно большая, это итог длительной и тщательной работы Попова. Чтобы написать пейзаж, Попов выезжал на места разлива Урала и писал с натуры. Все действующие лица также написаны с натуры. Картину Попов создавал на основе множества этюдов.

«С красным светом». Попов использует интересный прием: с помощью цвета создает особое настроение. В этом плане работа очень показательна. С первого взгляда на неё можно подумать, что художник изобразил дружескую компанию, чья встреча затянулась до утра, один из участников даже уснул за столом. Однако обилие красного цвета, заполнившее всё пространство картины, создаёт беспокойное настроение. Здесь действительно очень много красного цвета, его оттенков – пурпурного, алого, малинового. Художник изобразил на картине представителей разных социальных слоёв – от супружеских пар до служилой интеллигенции. В работе присутствует контраст, который передаёт противоречивость взглядов молодой интеллигенции о судьбе России.

Следующий портрет – это работа, которая стоит особняком в творчестве Лукиана Попова. «Женский портрет». Вероятно, эта картина написана на заказ, т.к. выполнена в нехарактерной для Попова манере письма (совокупность приемов, стилистических и технических особенностей творчества живописца). Фарфоровая кожа девушки, точёные плечи, она очень изящная, утончённая. Фон – драпировка. Работа приближена к стилю модерн. Сам образ женщины нехарактерен для женских образов Попова, обычно скромных, традиционно народных.

Последние годы жизни Л.В. Попова были связаны с поисками новых тем и новых образов. Он продолжал неустанно собирать материалы для своих будущих композиций. Скончался, так и не показав работы на 43-й выставке Товарищества, за работой летом 1914 г. Л.В. Попов был глубоко связан со своим краем, любил его. Многие его картины несут явственную печать Приуралья. Также всей душой стремился художник понять, осмыслить глубокую значимость тех событий, очевидцем которых он был.

Произведения Лукиана Попова составляют основу музейного собрания ОМИЗО. Более 30 работ художника хранятся в крупнейших музеях России и ближнего зарубежья. Десятки произведений рассеяны по отечественным и зарубежным частным собраниям.

Лукиан Попов – яркий пример того, как человек может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. К большому сожалению, Попов умер очень рано, на 41 году жизни. При жизни он участвовал в выставках передвижников, его отмечали многие именитые художники, с которыми он был лично знаком, например, Репин. Поэтому трудно переоценить значение творчества Попова, особенно для Оренбургского края, с которым Попов был связан всю свою жизнь.