Народное творчество и художественные промыслы Оренбуржья

Народное творчество

Сегодня народу возвращается его историческая функция носителя творческого потенциала, создателя, реального и единственного защитника и хранителя национальных духовных ценностей. Наступило третье тысячелетие перед нами открывается новый период в истории народного художественного творчества – период его возрождения, период осознания важности, его огромной воспитательной роли и осмысления его высокой художественной ценности.

 

Вокально-хоровое искусство

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Возникло с появлением человека и тихо дремало в ожидании своего часа.

В Оренбургской области вокально-хоровой жанр является одним из ведущих среди любительских творческих коллективов и отдельных исполнителей.

На сегодняшний день в регионе насчитывается 2 818 коллективов (фольклорных, казачьих, вокально-хоровых), в которых занимается 26 067 участников, из них 285 – это коллективы, носящие звание «Народный самодеятельный коллектив».

Фольклор и казачество

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла. Основные жанры фольклора: былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки для детей, обряды и многое другое.

Прослеживая историю становления, мы можем сказать, что истоки вокального искусства восходят к традиционному (фольклорному), народному песенному творчеству - это один из древнейших способов донести яркие образы чувств и эмоций народа.

В Оренбургской области традиционная песенная культура уходит своими корнями в отдалённые времена и связывает Оренбуржье со многими регионами России. Здесь можно наблюдать, как русская музыкальная стихия проникает в сферу жизни деятельности других народов в форме обычаев, песен и т.п. и своеобразно изменяется.

Все они сегодня сохраняют местную песенную и обрядовую традицию, исполняя модели культурного наследия Оренбургской области. Одни из многих ярких коллективов – фольклорный ансамбль «Забава» (рук. Татьяна Скопинцева), фольклорный ансамбль «Перегода» (рук. Ирина Степанова и Ольга Зверева), фольклорный ансамбль «Светит месяц» г. Оренбурга, фольклорная группа «Затоновские казачки» Илекского района и многие другие.

Фольклорный ансамбль «Перегода» города Оренбурга.

На ряду с фольклором в Оренбургском крае исторически с конца XVIII – начала XIX вв.  своё развитие получило казачество, в частности песенная и обрядовая традиция.

Оренбургская губерния. Казаки. Второй Военный отдел.

Местному фольклору свойственна интернациональная природа бытования. Влияние восточной музыки довольно четко просматривается в ее интонационном и гармоническом строении.

Условия службы, жизни и быта казачества внесли свои существенные коррективы в традиционную русскую песнею, ставшую в казачьем варианте более свободолюбивой, энергичной и решительной по характеру.

Оренбургские казачки.

В жанровом отношении музыка местного казачества весьма разнообразна. Наряду с широко распространенными в ее среде семейно-бытовыми, календарно-земледельческими, историческими, протяжными песнями, в Оренбуржье свое развитие получили песни, сопровождающие проводы казака на службу, боевые, строевые гулевые, детские песни, духовные стихи.

Среди таких коллективов, которые сегодня возрождают и сохраняют казачью культуру и традиции, выделяются народный ансамбль казачьей песни «Истоки» и народный фольклорный казачий ансамбль «Благодать» Григорьевского СДК Соль-Илецкого городского округа, народный мужской казачий ансамбль «Казачий круг» Беляевского района и другие. В репертуаре этих коллективов местные разножанровые казачьи песни, которые передавались им от родных из поколения в поколение.

Народный фольклорный казачий ансамбль «Благодать» Григорьевского СДК Соль-Илецкого городского округа.

Народный ансамбль казачьей песни «Истоки» Григорьевского СДК Соль-Илецкого городского округа.

Народное пение

Вместе с традиционными песенными направлениями в Оренбургской области пользуется популярностью народное академическое пение.

Такое пение отличается разговорной манерой исполнения, сохраняются интонации, характерные для конкретного народа. Особенности народного вокала – выразительность интонаций. Особые музыкальные свойства отличают русский народный вокал, он напоминает плавную, неторопливую речь. Вырабатывается высокая позиция звука для освоения техники пения. Часто народные песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов: аккордеона, баяна, балалайки или гармони. 


Народный хор Переволоцкого РЦКД «Геолог».

Академическое пение

Академическое пение – это классическая вокальная школа, обучающая исполнителя петь в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а также в жанре камерной вокальной музыки. Истоки академического пения начинаются от рождения итальянской оперы, которая получила особую популярность в России  в 1735 году. Именно в Италии определились и наметились основные элементы технологии оперного пения, одним из первых является «bel canto»  - в переводе с итал. «красивое пение», которая послужила основой для многих классических произведений.

 

 В Оренбургской области академическое пение занимает не самое популярное место, но всё же и не последнее.  Оно любимо многими творческими коллективами и отдельными исполнителями, а также публикой.

Одними из ярких представителей академических коллективов в Оренбуржье можно по праву считать муниципальный камерный хор города Новотроицка.


Муниципальный камерный хор г. Новотроицка.

Эстрадное пение

Эстрадное пение – это смесь этнокультурных и профессиональных певческих традиций. Оно требует особенных вокальных навыков. Эстрадный вокал вырос из бытового пения, а импульсом к его выходу на большую сцену было рождение джаза и массовой культуры развлечений в начале ХХ века.

В период XX - XXI вв. активно развиваются и становятся популярными такие стили эстрадного вокала, как  джаз, рок-н-ролл, соул, рок, панк, блюз, а также смешение различных стилей и многое другое.

Нужно отметить, что в Оренбургской области эстрадное пение – одно из любимых направлений.

 

Стартовой площадкой для развития, становления и творческого роста вокально-хоровых и фольклорных коллективов, а также отдельных исполнителей разных направлений являются фестивали и конкурсы: областной фестиваль народного творчества «Обильный край, благословенный!», Всероссийский конкурс «Русская песня», межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Оренбург-форпост России», культурный проект «Лето в парке», проект «Открытое арт-пространство «Музыка без границ» и другие.

Народный вокальный ансамбль «Стандарт» города Бузулука, участник Областного фестиваля народного творчества «Обильный край, благословенный!»

Участники Всероссийского конкурса «Русская песня-2021»

Любительские творческие коллективы и солисты выступают на одной сцене с оренбургскими профессионалами вокального искусства, среди которых солистки Оренбургской областной филармонии: Юлия Учватова (заслуженная артистка РФ, народная артистка Республики Мордовия) и Елена Гусева, Оренбургский муниципальный камерный хор (художественный руководитель Ольга Серебрийская), профессиональная эстрадная Ольга Тушева, а также Оренбургский государственный академический русский народный хор (художественный руководитель народный артист России Владимир Позднеев) Оренбургской областной филармонии.

 

Инструментальный жанр

На всех этапах саморазвития художественной жизни Оренбуржья большую роль играла музыка, представленная деятельностью народных, самодеятельных и профессиональных творцов.

Все любят музыку, она дарит прекрасные мгновения, успокаивает, радует, дает ощущение жизни. В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Инструментальная музыка – музыка, исполняемая на инструментах. Обычно инструментальными называют композиции без участия человеческого голоса, в более широком смысле данный термин может быть употреблён и для музыки с вокалом, которому аккомпанируют инструменты. Исполнительская деятельность музыкальных произведений может быть различной по составу: сольной, ансамблевой, оркестровой.

В Оренбургской области насчитывается свыше двухсот коллективов инструментального жанра.

Сводный духовой оркестр Оренбургской области

Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, баш­кирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах – наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются на­родные инструменты.

Гордостью Оренбургской области является музей гармошки в с. Кармальском Шарлыкского района, в историко-этнографических музеях в культурном комплексе «Национальная деревня» в г. Оренбурге, также можно увидеть русские, татарские, казахские, украинские, башкирские, мордовские, ар­мянские, немецкие, чувашские, белорусские народные инструменты.

На сегодняшний день в Оренбургской области насчитывается около десяти национальных инструментальных коллективов.

Ансамбль народных башкирских инструментов Переволоцкий района

Ансамбль ложкарей Бугурусланский район

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент — балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

Современный оркестр русских народных инструментов можно разделить на четыре группы: первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли, вторая - баяны и гармоники, третья – духовые инструменты такие, как жалейки, свирели, волынки, свистульки, четвёртая группа ударные инструменты – это ложки, трещотки, бубенцы, треугольник, колокольчики.

 В Оренбургской области насчитывается около пятидесяти ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Оркестр русских народных инструментов

Ансамбль народных инструментов Переволоцкого района

Оркестр народных инструментов Новосергиевского района

История музыкальной культуры Оренбурга охватывает более чем два с половиной столетия – от середины XVIII века до наших дней. Первые упоминания о музыке относятся к временам губернатора Ивана Ивановича Неплюева. В годы его правления в городе получили развитие духовые оркестры.

Духовой оркестр – это неизменно живое звучание музыки духовых инструментов, которое понравится как старшему поколению, так и молодежи. Духовая музыка, исполняемая оркестром, всегда окажется уместна для любого формата мероприятия. Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе, на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Оркестр создает бодрую и праздничную атмосферу уже на первых подступах к месту проведения мероприятия и продлевает это чувство до его завершения.

В нашей области существует свыше сорока духовых оркестров.

Духовой оркестр г. Оренбург

Муниципальный духовой оркестр г.Орск

Духовой оркестр г.Бузулук

Симфонический оркестр – это не просто «коллектив музыкантов» – это  сложный организм, в котором важна каждая клеточка, составляющая, где каждой группе, инструменту отводится особая роль. Чтобы публика могла насладиться шедеврами классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Основу симфонического оркестра составляют три группы инструментов: струнные смычковыедеревянные и медные духовые, ударные. В Оренбургской области, к сожалению, симфонического оркестра, нет, но существует ансамбль виолончелистов в городе Орске.

Ансамбль виолончелистов г. Орск

Джазовый оркестр один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки, - это большая роль ритма. В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов – ритм-секция. В нашей области на сегодняшний день насчитывается около двадцати джазовых коллективов. Одним из лучших джазовых самодеятельных коллективов области на сегодняшний день является Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации эстрадный оркестр Кубанского сельского Центра культуры и досуга Переволоцкого района, на базе которого ежегодно проводится традиционный областной фестиваль джазовой музыки «Рождественские встречи». Участниками коллектива является дети и подростки.

«Рождественские встречи»

ВИА – «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в 60-х годах, на волне увлечения советской молодежи популярными течениями западной музыки.

ВИА использовали обычный для поп- и рок групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этом набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фольк-уклоном.

Вокально-инструментальный ансамбль состоит из музыкантов исполнителей, объединенных страстью к «живому» исполнению композиций. В Оренбургской области количество вокально-инструментальных ансамблей лидирует свыше ста коллективов.

ВИА г. Бугуруслан.

 

Хореографическое искусство

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которого находит свое воплощение в его хореографических композициях, движениях, фигурах.

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений.

         Первые танцы были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние.

         Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний.  Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок.

Древнейшими народными танцами на Руси считались пляски, изображающие трудовые процессы. Обычно их исполняли в то время года, когда производились те или иные сельскохозяйственные работы. Часто вместе с трудовыми танцами исполнялись и любовные.

К наиболее узнаваемым, любимым и популярным в народе русским танцам относятся: хоровод, трепак, присядка, барыня, кадриль.

Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных республиках, но и в разных краях, областях.

В Оренбургской области действует 1141 танцевальный коллектив, а участников в них 14 785 человек. Хореографический жанр является достаточно неоднородным: среди них встречаются кружки, группы, коллективы, ансамбли, студии.

Некоторые коллективы изучают несколько направлений хореографического искусства: народный, классический, бальный и эстрадный танец, а также современная хореография. 

Народный танец – фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. Фольклорный танец – стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя.

Например, народный ансамбль танца «Юность» ДК Нефтехимиков города Орска в своем репертуаре имеет русские и казачьи народные танцы. В 1997 году ансамбль представлял Оренбургскую область на 750-летии г. Москвы. 

Народный ансамбль танца «Юность» ДК Нефтехимиков города Орска

Народный ансамбль танца «Юность» ДК Нефтехимиков города Орска

Классический танец – основа хореографии. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила. Репертуар ансамблей классического танца разнообразен, состоит из классических постановок: дивертисментов из различных балетов и самостоятельных хореографических номеров, поставленных в классической манере. Система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Одним из таких коллективов в нашей области является народный ансамбль классического танца «Подснежник» «Дворец культуры металлургов» г. Новотроицка.

 

 

 

Ансамбль классического танца «Подснежник» «Дворец культуры металлургов» г. Новотроицка

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

Бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.

Каждая новая историческая эпоха и каждая культура вносила в танцы свои нюансы. В моде было то медленное плавное исполнение, то более быстрые номера. Со временем бальные танцы приобретают статус спортивных бальных танцев. И как любой вид спорта собирает вокруг себя огромную армию любителей. Ярким представителем этого направления в нашей области является народный танцевальный коллектив «Шанс» Новосергиевского района. 

Народный танцевальный коллектив «Шанс» Новосергиевского района

Эстрадный танец – танцевально-игровая миниатюра. Вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте). Построена на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности. В процессе своего развития, эстрадный танец, оказал влияние и на современную хореографию. Огромное влияние на эстрадный танец оказало бурное развитие самодеятельного искусства нашего много национального государства, что привело к возникновению массовых форм сценического народного танца, исполняющегося крупными танцевальными коллективами. В современном эстрадном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. Это неудивительно, ведь эстрадный танец – это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. И исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом. Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом.

Современный танец — танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности и использующие при этом основные хореографические системы и приемы, пластические навыки свойственные и употребляемые в данное конкретное время. Отличается персональностью высказывания к небольшому числу зрителей, что позволяет ему уходить от академического пространства. Современная хореография – динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета.

 Развиваясь в течении 40 лет народный хореографический коллектив «Лора-данс» ДК «Молодежный» города Оренбурга сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания. Многие выпускники стали педагогами-хореографами, выбрали творческую профессию, стараются прежде всего в своих постановках найти что-то новое, необычное, они мыслят движением, владеют множеством танцевальных техник. Коллектив насчитывает около 300 участников.

 

Народный хореографический коллектив «Лора-данс» ДК «Молодежный» г. Оренбурга

Сегодня хореографическое творчество характеризуется разнообразными балетмейстерскими и исполнительскими стилями и направлениями, широтой репертуарных программ, которые воплощаются в жизнь в различных творческих коллективах.

Можно сказать, что один из самых сложных и многогранных видов искусства – это хореография. Обучение ей может занять у человека всю жизнь и требует от него гармоничного соединения эстетико-художественных и спортивных навыков.

Народное и декоративно-прикладное искусство

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Такое искусство живет веками. Навыки мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

Предметы народного искусства когда-то были самыми необходимыми и нужными в жизни вещами– посуда, мебель, одежда и многое другое. Люди старались их делать не только удобными, но и выражали в них свои художественные вкусы и стремление к красоте. Простые глиняные горшки стали украшать орнаментом, на рубахах появилась вышивка, на деревянной скамье – резной узор.

Праздничный костюм Оренбургской казачки.

 

Печи обкладывались затейливыми многокрасочными изразцами или же расписывались по побелке. Таким образом: из предметов, просто необходимых в быту, они превращались в произведения народного, а одновременно и прикладного искусства.

 

Печь в изразцах

Сегодня на территории Оренбургской области свыше 3 тыс. человек занимаются народным декоративно-прикладным творчеством. Обилие видов и техник поражает своим многообразием: резьба по дереву, лозоплетение, лоскутное шитье, бисероплетение, вышивка, валяние из шерсти и многое другое.

Особое место в народном творчестве занимают ремесла и художественные народные промыслы.  Оренбургская область не стала исключением. Сегодня одним из популярных во всем мире русских промыслов остаются такие известные изделия талантливых мастериц Оренбуржья как знаменитые пуховые платки и шали.

Оренбургский пуховый платок

Создаются эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз

Оренбургский пуховый платок

Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создают из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

Негласной столицей Оренбургского пухового платка является село Желтое Саракташского района, которые даже сегодня продолжают сохранять традиции создания уникального изделия, передавая их из поколения в поколение.

Оренбургская область славится не только платками, сегодня существует еще одно уникальное явление народного декоративно-прикладного искусства – Акбулакская глиняная игрушка.

Развитию этого промысла в Акбулаке способствовала сама земля, насыщенная глиной. Акбулакская глина очень пластичная и имеет желтый цвет с вкраплениями слюды, что делает ее достаточно эффектной.    

Сюжеты игрушек незатейливы, а потому понятны даже маленьким детям. Однако и в них оживают образы и орнамент, пришедшие к нам из языческих легенд, сказок и поверий

Акбулакскую глиняную игрушку отличают особое изящество и тонкость рисунка, а также свой индивидуальный «голос» (большая часть акбулакских игрушек – свистульки).

Некоторые полагают, что их «голос» намного звонче, чем у дымковской и филимоновской игрушки.  

Современные мастерицы придерживаются традиционной техники и мотивов, однако каждая привносит в свое изделие нечто свое, уникальное, что обогащает в целом народный промысел.

Традиционность народного декоративно-прикладного искусства является одним из основных его показателей. В отличии от творчества профессионалов, где индивидуальность художника является решающим фактором успеха, в народном искусстве основой служит традиция, зиждущаяся на коллективности творчества.

Сегодня отвечая на вопрос, является ли традиционализм, характерный для народного декоративно-прикладного искусства наших передков, важным для творчества современных народных мастеров, большинство исследователей народного искусства отвечают на этот вопрос утвердительно.