#Этотдень Юрий Иоффе – эпоха оренбургского драматического театра
27 сентября, 09:00
27 сентября ровно 110 лет назад родился будущий режиссёр Юрий Иоффе
Почти 20 лет своей жизни он посвятил Оренбургскому драматическому. Именно при Иоффе постановки оренбургской труппы «прогремели» на всю страну, театр переживал свой «взлёт», о котором старожилы вспоминают до сих пор. А кроме того, Юрий Самойлович как-то умудрился открыть на базе нашего театра филиал Школы-студии МХАТ СССР и выпустил 2 курса театралов.
– Главным лично для меня было то, что в это время на базе нашего театра открылся филиал школы-студии МХАТ СССР, – вспоминает в одном из интервью артист Оренбургского драматического театра Александр Папыкин. – Вообще, когда-то это была идея Станиславского – обучение столичными мастерами провинциальных актёров без их отрыва от основной работы. Это был в определённом смысле эксперимент. Группа молодых актёров, имевших среднее специальное образование, обучалась приезжавшими в Оренбург профессорами. Экзамены мы сдавали непосредственно в Москве. Сессии проходили во МХАТе. И при этом мы были по полной программе заняты в спектаклях нашего театра. Подобные эксперименты в то время были и в других крупных городах России. Их и десятка не набиралось. Но в то время для актёра получить высшее специальное образование было пределом мечтаний. Где? В Москве, Ленинграде, Киеве? Это уже потом стали открываться театральные училища-вузы. А в 1950 – 1960-х профессиональное обучение актёров было штучным. Практически во всех городах, участвовавших в эксперименте, МХАТ тогда выпустил по одной группе. А вот в Оренбурге было выпущено два полных набора. То есть восемь лет подряд, все шестидесятые годы, у нас была своя театральная школа на уровне Московского художественного театра. Вот это был уровень! – продолжает артист.
Дипломный спектакль выпускников «оренбургского» МХАТА «Дурочка» был принят в Москве на ура и вошел в репертуар театра на несколько лет.
Всё дело в том, что в Оренбургский (тогда Чкаловский) драматический театр Иоффе пришел достаточно известным в театральном мире режиссером, опытным руководителем и педагогом. Как и большинство театралов он и не подозревал, что жизнь его настолько тесно будет связана с Оренбургом. Юрий Самойлович родился в совсем не театральной семье. Отец его был служащим, а мать – хозяйкой небольшой аптеки украинского Днепропетровска. Родители не желали сыну артистической судьбы, этот путь Иоффе выбрал сам. После окончания школы он устроился слесарем на заводе, а параллельно посещал занятия в студии Харьковского театра. Затем поступил на Государственные драматические курсы к артисту МХАТ Юрию Завадскому. Свой творческий путь режиссёр начал в коллективах Днепропетровска, Харькова и Киева. Ключевую роль в судьбе Иоффе сыграла Великая отечественная война. Юрий Самойлович вступил в отряд народного ополчения. Но режиссёры были нужны в тылу и, получив «бронь» он отправился к своей семье в эвакуацию. Иоффе стал главным режиссером Алма-Атинского, а затем Ташкентского театров. Лишь после этого, уже признанным мастером, заслуженный артистом Казахской ССР и Узбекской ССР, он приехал в Чкалов. Выпускники оренбургского филиала МХАТа «разлетелись» по стране. Многие из учеников Иоффе стали признанными мастерами своего дела: заслуженный артист России Александр Алашеев (Нижний Новгород), народный артист России Анатолий Горгуль (Краснодар) и другие. В Оренбургском театре остались – заслуженные артисты России Павел Чиков, Александр Папыкин, Изольда Лидарская, артисты Елена Могельницкая, Елена Улановская, Наталья Панова... И не пожалели.
– Это был взлёт Оренбургского драматического театра. Мы впервые поехали на московские гастроли. И нас там ждал неожиданный фурор! – вспоминает в одном из интервью артист Оренбургского драматического театра Александр Папыкин. «Неожиданный фурор» провинциальной труппы тут же отметили в прессе.
– Да, спектакли оренбургских гостей убедительно говорят о росте общей культуры наших театров, – читаем в «Советской культуре» 1962 года, – и о том, что Оренбургский театр в основе своей верен традициям русского реалистического искусства, традициям Станиславского... Оренбургский театр – театр реалистический, известный своим пытливым и заинтересованным отношением к темам сегодняшнего дня. Бесспорно, что он имеет право находиться в авангарде нашего советского искусства, – продолжает корреспондент «Советской культуры».
Театр под руководством Иоффе трижды побывал на гастролях в Москве – в 1955, 1962, 1965 годах, в 1966 году труппа выступала в Ленинграде, а также в городах Казахстана, Башкирии, Узбекистана, соседних с Оренбуржьем регионах. Театр стал узнаваем и известен, его спектакли любили зрители и ценили профессионалы. Эпоха Иоффе, а именно так называют годы его работы в театре коллеги – это «Царь Федор Иоаннович», «По велению сердца», «Любовь Ани Березко», «Волчья тропа», «Оренбургская старина» и ещё более десятка ярких работ. Где-то он вводил в репертуар подзабытую классику, где-то – новые пьесы, специально созданные для Оренбурга.
– Имя Иоффе стало визитной карточкой Оренбургского драматического, своеобразной высокой планкой в искусстве театра. Сейчас спустя много лет, мы смело называем это время «золотым» в истории нашего театра, а 17 лет его работы здесь – эпохой Иоффе! – пишут коллеги режиссёра.
В материале цитируются фрагменты публикации заведующей литературно-драматургической частью Оренбургского драматического театра имени Горького Марии Рябцевой.
Автор: Марина Бошина