#Этотдень в Оренбургском театре сыграли благотворительный спектакль
18 декабря, 12:02
18 декабря 1900 года в Городском театре Оренбурга был устроен любительский спектакль. Он состоял из двух частей: драматического этюда в стихах «Вечерний звон» автора Алексея Генца и комедии «Тетенька» Николая Куликова. В антракте оркестр оренбургского казачьего войска исполнял новые концертные пьесы. Сбор поступил в помощь бедным. Подобные любительские спектакли были не редкостью в начале XX века. Они организовывались как сейчас бы сказали «первыми леди» губернии.
C начального периода существования губернии благотворительные организации создавались во всех крупных населённых пунктах. Их деятельность активировалась в голодные годы, во время эпидемий, стихийных бедствий и войн. Традиционно «Общества вспомоществования нуждающимся лицам» возглавляли жёны губернаторов. Например, ещё в середине XIX столетия супруга губернатора Обручева организовала «лотерею дамских работ» для сбора средств на детский приют. А в 1879 году жена губернатора Олимпиада Кирилловна Крыжановская ходатайствовала о строительстве столовой для неимущих горожан на Кадетском переулке,7 (ныне проезд Коммунаров). Регулярно в прессе появлялись объявления о пожертвованиях, благотворительных вечерах и концертах. Средства отправлялись в помощь ученицам оренбургской женской гимназии, которые не могли сами оплачивать уроки, на взнос за право обучения детей из бедных семей, в тюрьмы. На пожертвования строились столовые для бедняков, дешёвые чайные. В августе 1900 года Председателем Оренбургского Дамского комитета Российского общества Красного Креста была назначена супруга действовавшего губернатора Мария Ивановна Барабаш. Она и была главным организатором спектакля «Вечерний звон». Участником благотворительного вечера также стал оркестр и хор оренбургского казачьего войска. Он играл особую роль в развитии музыкального и театрального искусства губернии.
Образованный в конце XIX века по инициативе губернатора Николая Крыжановского хор и оркестр исполнял фрагменты из опер и инструментальную музыку. «Хор музыкантов из казаков отлично исполнил две увертюры – из оперы «Страделла» Флотова и увертюру «Латона», – сообщал «Оренбургской листок» 1 октября 1883 года. Таже газета опубликовала новость, что цесаревич Николай Александрович в дни своего пребывании на оренбургской земле одаврил драгоценными перстнями капельмейстеров Гербера и Борисова. А корреспондент «Оренбургского края» спустя 2 года написал не очень лестный отзыв о работе коллектива: «Скажем подробнее об участвовавшем в исполнении программы, двумя увертюрами, казачьем оркестре. Рядом с прекрасною игрой корифеев появляется на эстраде нестройная толпа и немилосердно терзает уши слушателей, исполняя такие вещи, которые ей не только не по силам, но и выше всякого понимания». Как бы то ни было, совершенно очевидно, что с самого момента образования хор и оркестр находились в поле всеобщего внимания. Вероятно, поэтому коллективу был назначен новый квалифицированный руководитель. В заметке «Оренбургского края» 30 августа 1893 года читаем: «Казачий оркестр под управлением г.Эстеррейха дает надежду, что в будущем он достигнет большого совершенства. Оркестр выступил с новым капельмейстером впервые, и он уже неузнаваем. Таким образом, сразу выяснилось плодотворное направление труда г.Эстеррейха в усовершенствовании оркестра, поступившего под его начало в неприглядном состоянии и лишь два месяца назад». В фонде Штаба Оренбургского казачьего войска сохранился контракт, заключенный 1 января 1894 года, между окончившим курс Московской консерватории свободным художником Георгием Эстеррейхом и начальником Войскового штаба генерал-майором Бирком. «…г.Эстеррейх обязывается обучить игре на соответствующих музыкальных инструментах, образованные при Войсковом штабе Оренбургского казачьего войска:
1). Хор духовой музыки из 36 человек,
2). положенную при этом хоре временную трубачевскую команду...
3). бальный оркестр, составленный из тех же казаков, кои участвуют в хоре духовой музыки.
Оркестры должны быть доведены до такового состояния, чтобы могли играть вполне отчетливо марши и пьесы не только легкие, но и более серьезного содержания, как-то увертюры, отрывки из опер и т.п.
Кроме того, г.Эстеррейх должен:
Подготовлять состоящих при хоре малолеток к игре в оркестре и, вообще, заботиться, чтобы все необходимые для игры в оркестре голоса были заняты казаками».
Среди «состоящих при хоре малолеток» с 1894 по 1904 годы был один из основателей российской виолончельной школы Семен Матвеевич Козолупов (его ученик - всемирно известный Мстислав Ростропович).
Порядки в музыкальном коллективе были строгие. Так, за самовольную отлучку из хора, продолжившуюся двое суток, отправлен под арест на гауптвахту на 5 суток малолеток П.Газеев. А некоторые за «дурное поведение» отчислялись из хора. Казак хора Иван Новосельцев позволил себе «безпричинно преследовать анонимными письмами» некую девицу Шипникову. За это ему «воспрещена отлучка со двора на один месяц». Он предупрежден, что если позволит впредь нечто подобное, то «будет без всякого снисхождения предан суду».
Семен Козолупов нередко упоминается в документах, касающихся музыкантов. Например, согласно предписанию наказного Атамана от 5 марта 1898г. всем музыкантам хора выдано «по обмундировочному списку на заведение вещей... Семену Козолупову: шаровары 5 руб., 2 рубашки 4 рубля, новые сапоги - 6 рублей». Сообщая о вечере оренбургского общества любителей музыкального и драматического искусства, состоявшемся 22 марта 1898 года, сотрудник «Оренбургской газеты» писал: "Вне программы сюрпризом для публики было соло на корнете, исполненное мальчиком-казаком лет, вероятно, 14-15, видимо, многообещающем в будущем". Несомненно, это один из первых отзывов об успехах Семена Козолупова.
Весной 1904 года в Оренбург с концертами приехал известный виолончелист, профессор Петербургской консерватории Вержбилович. Событие определило дальнейшую судьбу Семена Козолупова и в какой-то мере оренбургского музыкального образования. Вот как написала об этом одна из оренбургских газет: «Юный казак-виолончелист, музыкант казачьего оркестра Козолупов по дарованию своему представляет выдающееся явление и местные любители музыки давно обратили на него свое внимание; между прочим, они представили юношу профессору Вержбиловичу, который, прослушав, взялся протежировать юноше и принять его в свой класс (по виолончели). Начальник казачьего штаба генерал-майор барон фон Таубе со своей стороны оказал содействие к получению даровитым юношей высшего музыкального образования, исходатайствовав ему небольшую стипендию из войсковых сумм». С осени 1904 года оренбургский казак учился в Петербургской консерватории.
Тем временем казачий хор продолжал совершенствовать свое искусство. Периодически организовывались гастроли и бенефисы Эстеррейха. Сбор от них нередко поступал в пользу погорельцев, голодающих. Летом 1915 года музыканты приняли участие в проведении лотереи-аллегри, средства от которой пошли в пользу лазарета Общества взаимного вспоможения приказчиков и на усиление средств фонда пособий семьям призванных на войну. В 1917 году впервые публично был поставлен вопрос о преобразовании войскового хора в музыкальное училище. Войсковой секретарь отправил письмо уже профессору Семёну Козолупову об этом, виолончелист ответил: «Сообщение ваше о реорганизации войскового хора меня очень обрадовало и считаю своим долгом помочь общему войсковому делу, но должен сказать, что в таком важном деле, как преобразование войскового хора в музыкальное училище, спешить не следует… Во всяком случае я предполагаю окончательно выяснить все касающиеся будущего училища вопросы на Рождество в личной беседе, так как я приеду к 25 декабря в г.Оренбург... Горячо радуюсь за будущее поколение, которое будет иметь возможность развить свои дарования у себя, т.е. в войске, и быть ему полезным; со своей стороны, приложу все усилия помочь разрастанию этого большого и приятного дела». «Приятное дело» несколько затянулось, но-таки осуществилось. В 1920-е годы в Оренбургском музыкальном училище (техникуме) уже шли занятия …
Материал основан на публикации заведующей отделом Оренбургского областного государственного отдела Татьяны Судоргиной в газете «Вечерний Оренбург».
Автор: Марина Бошина