#Чтоскрываетнатюрморт В Оренбургском музее изобразительных искусств продолжается выставка натюрмортов из Эрмитажа
10 января, 10:00
10 дней осталось до завершения выставки «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков». Напомним, 41 полотно из коллекции именитого музея предстало жителям и гостям города впервые, благодаря платформе «АРТ-ОКНО». «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков» состоит из натюрмортов голландских и фламандских живописцев. Среди картин экспозиции – «Закуска».
Голландский натюрморт XVI–XVII веков – своеобразная интеллектуальная игра. В ней каждый зритель может разгадать определённые символы и смыслы. На полотне «Закуска» Виллема ван Алста – традиционный для этого художника «набор». Сельдь, перья зелёного лука, булочка и бокал вина с виноградной гроздью. С одной стороны, сельдь была неотъемлемым символом изобилия, процветающей экономики Голландии, буквально её национальной гордостью. Её писало множество художников. Но в тоже время, разрезанная выпотрошенная рыбка могла символизировать бренность человеческой жизни, «memento mori» – излюбленную формулу живописцев того времени. В пользу этой трактовки говорят и беспомощно повисшие перья зелёного лука. А вот на заднем плане изображены бокал вина и нетронутая виноградная гроздь. Эти символы обозначали тело и кровь Христа. Они противопоставляют быстротечности всего земного бессмертие души, которое следует после суетной жизни. Кроме обилия аллегорических подтекстов картина богата чисто живописными достоинствами. Мастерски подчёркнут контраст форм — ломкие перья зелёного лука, отливающая серебром рыба, рыхлая охристо-коричневая булочка и стеклянный бокал обыграны художником чрезвычайно тонко.
Мнение об авторстве картины неоднократно менялось. При поступлении в Эрмитаж в конце XVIII века ее приписывали кисти фламандского живописца Яна Фейта. Позднее полотно было определено как произведение неизвестного художника голландской школы. Сравнение с картиной «Завтрак с устрицами и селедкой» позволило исследователям отнести эрмитажное полотно к работам Виллема ван Алста. Судя по старой наклейке, сохранившейся на обороте холста, в XIX веке картина украшала столовую императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
Для справки.
Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. 1764 год считается датой основания Эрмитажа, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины.
О культурной платформе АРТ-ОКНО.
В 2017 году в малых городах Белгородской, Курской и Оренбургской областей благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» учредил фестиваль искусств АРТ-ОКНО. С целью содействовать развитию культуры в малых городах с 2019 года командой фестиваля было принято решение развивать проект в формате культурой платформы. В центре внимания промышленные города: Старый Оскол, Губкин, Железногорск и Новотроицк. Основа программы — проекты в области культуры, которые, формируя новое мышление горожан, способствуют развитию территорий. Ежегодно команда платформы реализует более 200 профессиональных и зрительских культурных мероприятий. Программа разрабатывается с учетом результатов социологических исследований.
Автор: Марина Бошина